Файл: Преимущества и недостатки инструментов интегрированных коммуникаций (Понятие и сущность маркетинговых коммуникаций).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность маркетинговых коммуникаций
1.1. Возникновение теории массовой коммуникации, виды и процессы коммуникаций
1.2. Основные направления маркетинговых коммуникаций
Глава 2. Интегрированные коммуникации: возникновение и развитие
2.1. Возникновение концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций
2.2. Интегрированные коммуникации как инструмент современного бизнеса
Глава 3. Преимущества и недостатки интегрированных маркетинговых коммуникаций
3.1. Основные преимущества и недостатки интегрированных коммуникаций
3.2. Современные тенденции развития интегрированных маркетинговых коммуникаций
Пример: брендированная заставка.
- метаязыковая/металингвистическая/метакоммуникативная (сосредоточение внимания на самом коде).
Пример: создание ценностей бренда.
Существует несколько видов коммуникационных систем, различающихся по степени сложности, количеству контактов, времени формирования обратной связи и т. д. Ф.И. Шарков классифицирует коммуникации по сферам действия, этносам, вовлеченным социальным группам и т.д[10]. Рассмотрим, например, классификацию коммуникации масштабности процесса.
Таблица 1. Виды коммуникации по количеству участников
Вид коммуникации |
Количество участников коммуникации, чел. |
Особенности |
Внутренняя |
1 |
Человек рефлексирует, отслеживает свой внутренний «монолог», разговаривая со своим внутренним голосом, совестью и т. д. Роль коммуниканта и коммуникатора совмещена. |
Межличностная |
2 |
Связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но могут быть варианты коммуникации — на фоне присутствующих свидетелей) |
В малых группах |
3-9 |
Коммуникации могут быть как внутри группы, так и между группами |
Публичная |
От 10 до 100 |
Выделяется активный коммуникатор и относительно пассивная аудитория |
Организационная |
От 100 до 1000 |
Количество участников может быть меньшим (в малых предприятиях и организациях) |
Массовая |
Больше 1 000 |
Большие скопления людей (например, митинги, демонстрации, зрелищные мероприятия и т. п.), средства массовой информации и т. д. |
Источник: Габинская О.С. Маркетинговые коммуникации : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О. С. Габинская, Н. В. Дмитриева. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
Для интегрированных маркетинговых коммуникаций нас прежде всего интересует последний вид коммуникации, а именно — массовая коммуникация, потому что рекламные сообщения часто направлены на широкий круг лиц. Но другие виды также используются в коммуникативной практике организаций: межличностная – для личных продаж и договоренностей, организационная – для создания связей между подразделениями, работающими над одной рекламной кампанией.
Итак, мы видим, что коммуникация – древнейший способ человеческого взаимодействия, претерпевший несколько качественных скачков развития, последний из которых — переход к цифровой информации – произошел совсем недавно. Коммуникационный процесс имеет пять базовых элементов, независимо от количества участников в процессе. Теперь, когда мы рассмотрели общие положения и элементы коммуникационных систем и получили общие представления об их функциях, возможно применить эти тезисы к более узкой сфере социальных коммуникаций – маркетинговым коммуникациям, позволяющим производителям товаров взаимодействовать с потребительской аудиторией. Важность понимания коммуникационных процессов для современных специалистов в области менеджмента, маркетинга и рекламы состоит в том, что коммуникация является ключевым элементом для успешного функционирования коммерческой организации.
1.2. Основные направления маркетинговых коммуникаций
Под маркетинговыми коммуникациями (МК) обычно понимают как совокупность сигналов, исходящих от фирмы в адрес различных аудиторий. Дж. Барнет и С. Мориарти дают следующее определение: МК представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории[11]. Иными словами, маркетинговая коммуникация – это вид социальной коммуникации, направленный на донесение рекламных сообщений до потенциального потребителя
Необходимо отметить, что маркетинговая коммуникация является двусторонним процессом: это одновременно и воздействие на целевую аудиторию, и сбор информации о реакции получателей. Единство этих процессов позволяет нам определять маркетинговую коммуникацию как систему.
Рассмотрим же элементы коммуникации, изображенные на рис. 1, с точки зрения маркетинга.
Таблица 2. Элементы процесса маркетинговой коммуникации и их характеристика
Элемент |
Характеристика |
Основные участники коммуникации |
|
Отправитель (коммуникатор) |
Сторона, от имени которой посылается обращение. Отправителем может быть компания или отдельное лицо, обладающее информацией, предназначенной для передачи |
Получатель |
Целевая аудитория, которой изначально было предназначено сообщение. В некоторых случаях целевой аудиторией может быть избрана референтная группа, т. е. те люди, которые принимают участие в принятии решения о покупке или непосредственно влияют на нее |
Основные орудия коммуникации |
|
Обращение (сообщение) |
Основной инструмент и носитель информации, эмоционального воздействия, психологической установки коммуникатора на целевую аудиторию |
Средства распространения обращения |
Каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю |
Основные функциональные составляющие |
|
Кодирование |
Процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов |
Источник: Габинская О.С. Маркетинговые коммуникации : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О. С. Габинская, Н. В. Дмитриева. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
Как пишет Кашкин В. Б., в торговой коммуникативной сфере отправителем сообщения является продавец (в том числе, коллегиальный – фирма, магазин, торговый дом и т.п.); получателем – покупатель. «Сообщения покупателю передаются как в форме рекламного текста (гибридного текста, включающего также визуальный ряд), так и в форме упаковки товара (ее можно считать разновидностью рекламы), расположения его в том или ином отделе (товарная классификация), дискурса продавца (в том числе и через соблюдение им определенных этикетных норм) и др. Все это разнообразие направлено на одну глобальную цель – покупка товара, совместное действие покупателя и продавца»[12].
Двумя наиболее важными формами маркетинговых коммуникаций являются личные и неличные коммуникации. Успешные компании грамотно применяют оба способа, в зависимости от поставленных целей.
Личная коммуникация разнообразна, и с развитием средств связи не ограничивается общением лицом к лицу. Это может быть общение одного лица с аудиторией – очно или с помощью интернет-трансляции, по телефону, с помощью телевидения, по почте. Личные коммуникации эффективны благодаря тому, что предоставляют участникам возможности и для личного общения, и для установления обратной связи.
К средствам неличной коммуникации, как правило, относятся средства массового и избирательного воздействия. Средства массовой информации нацелены на широкие недифференцированные аудитории, а средства избирательного воздействия — на специализированные аудитории. Оба способа коммуникации имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые рассмотрены в общем виде в таблице 4.
Таблица 3. Сравнительный анализ личного и безличного способа коммуникации
Элемент процесса коммуникации |
Коммуникация |
|
ЛИЧНАЯ |
НЕЛИЧНАЯ |
|
Передатчик |
Прямая идентификация собеседника |
Знание типового профиля целевой аудитории |
Сообщение |
Адаптируемое сообщение. Неконтролируемые форма и содержание |
Однородное сообщение. Контролируемые форма и содержание |
Каналы |
Личные контакты. Мало контактов в единицу времени |
Безличные контакты. Много контактов в единицу времени |
Приемник |
Ошибки декодирования менее вероятны. Легче поддерживать внимание |
Ошибки декодирования более вероятны. Труднее обратить и удерживать внимание |
Эффект |
Возможен немедленный отклик |
Отложенный отклик. |
Источник: Ламбен Жан Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок : пер. с англ. / Жан Жак Ламбен. - Под ред. В. Б. Колчанова. — СПб. : Питер, 2004.
Как видно из таблицы 4, личная коммуникация всегда ограничена — количеством передатчиков, их личным временем и временем, в течение которого аудитория физически может сохранять интерес и внимание к сообщению, географическим местоположением (в современных условиях решается появлением качественной видеосвязи). Неличная коммуникация имеет более масштабный потенциал, но требует тщательно продуманной стратегии, тестирование рекламных сообщений на однозначность декодирования, способность заинтересовать и снять возражения покупателя.
Современные коммуникации по продвижению товара делятся на два вида: АТL и ВТL. К первым относятся акции, размещение рекламы в СМИ и наружная реклама, которые воздействуют на потребителя через прямое визуальное или вербальное отражение информации. Вторые имеют более широкий спектр способов воздействия на аудиторию – это мероприятия по стимулированию сбыта, РR, спонсорские мероприятия, презентации и т.д.
Шпаковский В.О. пишет о высокой эффективности BTL-акций, поскольку «BTL обращает внимание потребителя на особые (отличительные, положительные) свойства продукта, фактически подводя его к решению о покупке»[13].
Развитию BTL-акций способствуют следующие факторы[14]:
1) Потребитель предпочитает принимать решение о покупке, ориентируясь не столько на рекламное сообщение, сколько на собственные ощущения, эмоции, отзывы обычных людей.
2) В связи с увеличением ассортиментного ряда, потребителю сложно ориентироваться в таком количестве брендов и однотипных товаров.
BTL-акции могут помочь в случае, когда требуется:
- выделить товар из аналогичных, отстроившись от конкурентов;
- привлечь к товару внимание потребителей;
- продемонстрировать качество товара в действии;
- воздействовать на эмоции потребителя;
- побуждать к совершению импульсных покупок.
Разные исследователи выделяют от 4 до 9 инструментов маркетинговых коммуникаций, но основными в их комплексе были и остаются следующие элементы: реклама, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, PR. Остановимся подробнее на каждом из элементов и рассмотрим их сильные и слабые стороны.
Реклама. Платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы. Формирует длительную известность и лояльность в сознании и подсознании человека.
Существует огромное количество видов рекламы, применяемой в различные стадии жизненного цикла товара и с помощью разных рекламоносителей. Выделяют рекламу на ТВ, в прессе, по радио, в Интернете, наружную (уличную), рекламу на транспорте, сувенирах, на специальных брошюрах и буклетах. Реклама может быть открытая и скрытая (продакт плейсмент), «замаскированная» под полезную статью, либо упоминание товара или бренда в кино, художественной литературе.
Сильные стороны:
• Охват территориально распределенного рынка;
• информирование целевых аудиторий о характеристиках товара и предприятия;
• возможность многократного повтора для одной и той же аудитории;
• мобильность;
• возможность корректировки во времени;
• хорошая совместимость с другими элементами коммуникаций;
Слабые стороны:
• Слабая связь с целевыми аудиториями или ее отсутствие;
• значительная численность бесполезной аудитории (тех лиц, для которых она не предназначена);
• стандартизованность рекламных обращений, не позволяющая найти подход к каждому потенциальному покупателю;
• высокие общие расходы.
Стимулирование сбыта (sales promotion). Система краткосрочных побудительных мер и приемов, направленных на поощрение покупки или продажи товара и принимающих форму дополнительных льгот, удобств, экономии и т. п. Формирует кратковременный побудительный мотив покупки.
Мероприятий, направленных на увеличение объёмов продаж очень много, поэтому перечислим самые распространенные:
- продажа по сниженным ценам;
- сэмплинг — раздача пробных образцов торговой марки с целью ознакомления с ней покупателя;
- дегустации и презентации товара;
- распространение печатных материалов (листовок, буклетов);
- акции, стимулирующие продукцию (подарок за покупку, совмещенные продажи из комплектов – хорошо продающийся товар комбинируется с дополняющим его и т.д.);
- выставочная деятельность (распространение информационных материалов, консультирование по продукции в лучшем виде перед целевой аудиторией);
- экшн-промоушен (конкурс, мгновенная лотерея, игра);
- отсроченная премия (кешбек, программа лояльности – бонусные баллы, которыми при следующей покупке клиент расплачивается как деньгами).
Сильные стороны:
• Обеспечение оперативного влияния на рост объема продаж;
• хорошая интеграция с другими элементами коммуникаций;
• побуждение потребителей к незамедлительному совершению покупки;