Файл: Преимущества и недостатки инструментов интегрированных коммуникаций (Понятие и сущность маркетинговых коммуникаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример: брендированная заставка.

- метаязыковая/металингвистическая/метакоммуникативная (сосредоточение внимания на самом коде).

Пример: создание ценностей бренда.

Существует несколько видов коммуникационных систем, различающихся по степени сложности, количеству контактов, времени формирования обратной связи и т. д. Ф.И. Шарков классифицирует коммуникации по сферам действия, этносам, вовлеченным социальным группам и т.д[10]. Рассмотрим, например, классификацию коммуникации масштабности процесса.

Таблица 1. Виды коммуникации по количеству участников

Вид коммуникации

Количество участников коммуникации, чел.

Особенности

Внутренняя

1

Человек рефлексирует, отслеживает свой внутренний «монолог», разговаривая со своим внутренним голосом, совестью и т. д. Роль коммуниканта и коммуникатора совмещена.

Межличностная

2

Связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но могут быть варианты коммуникации — на фоне присутствующих свидетелей)

В малых группах

3-9

Коммуникации могут быть как внутри группы, так и между группами

Публичная

От 10 до 100

Выделяется активный коммуникатор и относительно пассивная аудитория

Организационная

От 100 до 1000

Количество участников может быть меньшим (в малых предприятиях и организациях)

Массовая

Больше 1 000

Большие скопления людей (например, митинги, демонстрации, зрелищные мероприятия и т. п.), средства массовой информации и т. д.

Источник: Габинская О.С. Маркетинговые коммуникации : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О. С. Габинская, Н. В. Дмитриева. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.

Для интегрированных маркетинговых коммуникаций нас прежде всего интересует последний вид коммуникации, а именно — массовая коммуникация, потому что рекламные сообщения часто направлены на широкий круг лиц. Но другие виды также используются в коммуникативной практике организаций: межличностная – для личных продаж и договоренностей, организационная – для создания связей между подразделениями, работающими над одной рекламной кампанией.

Итак, мы видим, что коммуникация – древнейший способ человеческого взаимодействия, претерпевший несколько качественных скачков развития, последний из которых — переход к цифровой информации – произошел совсем недавно. Коммуникационный процесс имеет пять базовых элементов, независимо от количества участников в процессе. Теперь, когда мы рассмотрели общие положения и элементы коммуникационных систем и получили общие представления об их функциях, возможно применить эти тезисы к более узкой сфере социальных коммуникаций – маркетинговым коммуникациям, позволяющим производителям товаров взаимодействовать с потребительской аудиторией. Важность понимания коммуникационных процессов для современных специалистов в области менеджмента, маркетинга и рекламы состоит в том, что коммуникация является ключевым элементом для успешного функционирования коммерческой организации.


1.2. Основные направления маркетинговых коммуникаций

Под маркетинговыми коммуникациями (МК) обычно понимают как совокупность сигналов, исходящих от фирмы в адрес различных аудиторий. Дж. Барнет и С. Мориарти дают следующее определение: МК представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории[11]. Иными словами, маркетинговая коммуникация – это вид социальной коммуникации, направленный на донесение рекламных сообщений до потенциального потребителя

Необходимо отметить, что маркетинговая коммуникация является двусторонним процессом: это одновременно и воздействие на целевую аудиторию, и сбор информации о реакции получателей. Единство этих процессов позволяет нам определять маркетинговую коммуникацию как систему.

Рассмотрим же элементы коммуникации, изображенные на рис. 1, с точки зрения маркетинга.

Таблица 2. Элементы процесса маркетинговой коммуникации и их характеристика

Элемент

Характеристика

Основные участники коммуникации

Отправитель

(коммуникатор)

Сторона, от имени которой посылается обращение. Отправителем может быть компания или отдельное лицо, обладающее информацией, предназначенной для передачи

Получатель

Целевая аудитория, которой изначально было предназначено сообщение. В некоторых случаях целевой аудиторией может быть избрана референтная группа, т. е. те люди, которые принимают участие в принятии решения о покупке или непосредственно влияют на нее

Основные орудия коммуникации

Обращение (сообщение)

Основной инструмент и носитель информации, эмоционального воздействия, психологической установки коммуникатора на целевую аудиторию

Средства распространения обращения

Каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю

Основные функциональные составляющие

Кодирование

Процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов

Источник: Габинская О.С. Маркетинговые коммуникации : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О. С. Габинская, Н. В. Дмитриева. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.


Как пишет Кашкин В. Б., в торговой коммуникативной сфере отправителем сообщения является продавец (в том числе, коллегиальный – фирма, магазин, торговый дом и т.п.); получателем – покупатель. «Сообщения покупателю передаются как в форме рекламного текста (гибридного текста, включающего также визуальный ряд), так и в форме упаковки товара (ее можно считать разновидностью рекламы), расположения его в том или ином отделе (товарная классификация), дискурса продавца (в том числе и через соблюдение им определенных этикетных норм) и др. Все это разнообразие направлено на одну глобальную цель – покупка товара, совместное действие покупателя и продавца»[12].

Двумя наиболее важными формами маркетинговых коммуникаций являются личные и неличные коммуникации. Успешные компании грамотно применяют оба способа, в зависимости от поставленных целей.

Личная коммуникация разнообразна, и с развитием средств связи не ограничивается общением лицом к лицу. Это может быть общение одного лица с аудиторией – очно или с помощью интернет-трансляции, по телефону, с помощью телевидения, по почте. Личные коммуникации эффективны благодаря тому, что предоставляют участникам возможности и для личного общения, и для установления обратной связи.

К средствам неличной коммуникации, как правило, относятся средства массового и избирательного воздействия. Средства массовой информации нацелены на широкие недифференцированные аудитории, а средства избирательного воздействия — на специализированные аудитории. Оба способа коммуникации имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые рассмотрены в общем виде в таблице 4.

Таблица 3. Сравнительный анализ личного и безличного способа коммуникации

Элемент процесса коммуникации

Коммуникация

ЛИЧНАЯ

НЕЛИЧНАЯ

Передатчик

Прямая идентификация собеседника

Знание типового профиля целевой аудитории

Сообщение

Адаптируемое сообщение. Неконтролируемые форма и содержание

Однородное сообщение. Контролируемые форма и содержание

Каналы

Личные контакты. Мало контактов в единицу времени

Безличные контакты. Много контактов в единицу времени

Приемник

Ошибки декодирования менее вероятны. Легче поддерживать внимание

Ошибки декодирования более вероятны. Труднее обратить и удерживать внимание

Эффект

Возможен немедленный отклик

Отложенный отклик.


Источник: Ламбен Жан Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок : пер. с англ. / Жан Жак Ламбен. - Под ред. В. Б. Колчанова. — СПб. : Питер, 2004.

Как видно из таблицы 4, личная коммуникация всегда ограничена — количеством передатчиков, их личным временем и временем, в течение которого аудитория физически может сохранять интерес и внимание к сообщению, географическим местоположением (в современных условиях решается появлением качественной видеосвязи). Неличная коммуникация имеет более масштабный потенциал, но требует тщательно продуманной стратегии, тестирование рекламных сообщений на однозначность декодирования, способность заинтересовать и снять возражения покупателя.

Современные коммуникации по продвижению товара делятся на два вида: АТL и ВТL. К первым относятся акции, размещение рекламы в СМИ и наружная реклама, которые воздействуют на потребителя через прямое визуальное или вербальное отражение информации. Вторые имеют более широкий спектр способов воздействия на аудиторию – это мероприятия по стимулированию сбыта, РR, спонсорские мероприятия, презентации и т.д.

Шпаковский В.О. пишет о высокой эффективности BTL-акций, поскольку «BTL обращает внимание потребителя на особые (отличительные, положительные) свойства продукта, фактически подводя его к решению о покупке»[13].

Развитию BTL-акций способствуют следующие факторы[14]:

1) Потребитель предпочитает принимать решение о покупке, ориентируясь не столько на рекламное сообщение, сколько на собственные ощущения, эмоции, отзывы обычных людей.

2) В связи с увеличением ассортиментного ряда, потребителю сложно ориентироваться в таком количестве брендов и однотипных товаров.

BTL-акции могут помочь в случае, когда требуется:

- выделить товар из аналогичных, отстроившись от конкурентов;

- привлечь к товару внимание потребителей;

- продемонстрировать качество товара в действии;

- воздействовать на эмоции потребителя;

- побуждать к совершению импульсных покупок.

Разные исследователи выделяют от 4 до 9 инструментов маркетинговых коммуникаций, но основными в их комплексе были и остаются следующие элементы: реклама, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, PR. Остановимся подробнее на каждом из элементов и рассмотрим их сильные и слабые стороны.

Реклама. Платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы. Формирует длительную известность и лояльность в сознании и подсознании человека.


Существует огромное количество видов рекламы, применяемой в различные стадии жизненного цикла товара и с помощью разных рекламоносителей. Выделяют рекламу на ТВ, в прессе, по радио, в Интернете, наружную (уличную), рекламу на транспорте, сувенирах, на специальных брошюрах и буклетах. Реклама может быть открытая и скрытая (продакт плейсмент), «замаскированная» под полезную статью, либо упоминание товара или бренда в кино, художественной литературе.

Сильные стороны:

• Охват территориально распределенного рынка;

• информирование целевых аудиторий о характеристиках товара и предприятия;

• возможность многократного повтора для одной и той же аудитории;

• мобильность;

• возможность корректировки во времени;

• хорошая совместимость с другими элементами коммуникаций;

Слабые стороны:

• Слабая связь с целевыми аудиториями или ее отсутствие;

• значительная численность бесполезной аудитории (тех лиц, для которых она не предназначена);

• стандартизованность рекламных обращений, не позволяющая найти подход к каждому потенциальному покупателю;

• высокие общие расходы.

Стимулирование сбыта (sales promotion). Система краткосрочных побудительных мер и приемов, направленных на поощрение покупки или продажи товара и принимающих форму дополнительных льгот, удобств, экономии и т. п. Формирует кратковременный побудительный мотив покупки.

Мероприятий, направленных на увеличение объёмов продаж очень много, поэтому перечислим самые распространенные:

- продажа по сниженным ценам;

- сэмплинг — раздача пробных образцов торговой марки с целью ознакомления с ней покупателя;

- дегустации и презентации товара;

- распространение печатных материалов (листовок, буклетов);

- акции, стимулирующие продукцию (подарок за покупку, совмещенные продажи из комплектов – хорошо продающийся товар комбинируется с дополняющим его и т.д.);

- выставочная деятельность (распространение информационных материалов, консультирование по продукции в лучшем виде перед целевой аудиторией);

- экшн-промоушен (конкурс, мгновенная лотерея, игра);

- отсроченная премия (кешбек, программа лояльности – бонусные баллы, которыми при следующей покупке клиент расплачивается как деньгами).

Сильные стороны:

• Обеспечение оперативного влияния на рост объема продаж;

• хорошая интеграция с другими элементами коммуникаций;

• побуждение потребителей к незамедлительному совершению покупки;