Файл: Теоретические основы кредитоспособности предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- I класс при 100 – 150 баллах ;

- I I класс при 151 – 250 баллах;

- I I I класс при 251 – 300 баллах.

Наиболее кредитоспособным считается предприятие. которому присвоен I класс. Первоклассным по кредитоспособности клиентам банки открывают кредитную линию, выдают в разовом порядке без обеспечения различные ссуды , устанавливают более низкие процентные ставки. Второклассные заемщики обслуживаются в общем порядке. Заемщики третьего класса получают кредиты , связанные с большим риском для банка.

При оценке кредитоспособности клиента банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели: оборачиваемости оборотных средств, эффективность производственного потенциала, показатели рентабельности затрат, продаж, собственного капитала, показатели, характеризующие соотношение собственного и заемного капитала.

Одним из способов оценки кредитоспособности является сравнение показателей кредитоспособности за несколько периодов и в прогнозе на предстоящий период [15, С. 455]. Основными показателями являются:

1)Отношение объема реализации (ВР) к чистым текущим активам (ЧТА), рассчитанное по формуле (1.5)

К1 = ВР / ЧТА (1.5)

Чистые текущие активы являются оборотными активами за вычетом краткосрочных обязательств . Коэффициент К1 характеризует эффективность использования оборотных активов;

2) К2 – отношение объема реализации (ВР) к собственному капиталу (СК) рассчитанное по формуле (1.6)

К2 = ВР / СК (1.6)

Данный показатель характеризует оборачиваемость собственных источников средств;

3)К3 – отношение краткосрочной задолженности (КЗ) к собственному капиталу (СК), рассчитанное по формуле (1.7)

К3 = КЗ / СК (1.7)

Этот коэффициент отображает долю краткосрочной задолженности в объеме собственного капитала. В случае, если краткосрочная задолженность во много раз меньше собственного капитала, то можно говорить о возможности предприятия полностью рассчитаться по всем кредитам;

4)К4 – отношение дебиторской задолженности (ДЗ) к выручке от реализации (ВР), рассчитанное по формуле (1.8)

К4 = ДЗ / ВР (1.8)

Показатель определяет период времени, затрачиваемый на получение причитающихся от покупателей денежных средств. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, снижение данного показателя, рассматривается как признак повышения кредитоспособности;

5)К5 – отношение ликвидных активов (ЛА) к краткосрочной задолженности (КЗ), рассчитанное по формуле (1.9)

К5 = ЛА / КЗ (1.9)

Данный комплекс показателей характеризует кредитоспособность фирмы относительно погашения долга, обеспеченности ликвидными средствами, достаточностью собственного капитала.


Способов оценки кредитоспособности достаточно, чтобы из множества показателей и систем выбрать приемлемые для конкретного предприятия.

Выводы. Кредитоспособность предприятия трактуется экономистами либо как способность заемщика получить кредит и возвратить его с процентами в полном объеме в установленный срок, либо как способность своевременно и полностью погасить кредит с процентами согласно договору.

В условиях экономической нестабильности в стране, постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях предприятия должны обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособными. Оценивается репутация заемщика банком для предоставления ему кредита. Оценивается кредитоспособность выпускаемой продукции, финансовая устойчивость фирмы, стабильность, позиции фирмы на рынке. Проводится тщательный анализ структуры и состава активов предприятия, источников имущества, как собственных, так и заемных, причина возникновения задолженностей компаний [6, С. 136].

При оценке кредитоспособности заемщика рассчитываются показатели ликвидности, рентабельности, финансовой устойчивости, оборачиваемости. Изучаются цели и программа использования кредита. На основе показателей проводится определение класса кредитоспособности заемщика, что дает возможность банку принять решение о выдаче кредита, об условиях кредита, о процентной ставке.

2 Практическая часть. Оценка кредитоспособности предприятия ( на примере ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»)

2.1 Краткая характеристика компании

Пивоваренная компания «Балтика» является одной из самых крупнейших компаний в сфере производства товаров народного потребления. ОАО «Балтика» - лидер российского рынка пива с долей 40 % [21].

Бренд «Балтика» входит в тройку самых дорогих брендов России. Продажи своей продукции компания осуществляет в 98 % торговых точек России. Продукция представлена более чем в 50 странах мира, в том числе странах Западной Европы, Северной Америки, ближневосточного региона.


Основными видами продукции являются: пиво «Арсенальное», «Невское». «Ярпиво», «Балтика» и многие другие.

В структуру компании входят три огромных завода «Балтика-Санкт-Петербург», «Балтика-Баку», «Балтика-Вена» и филиалы в Ростове, Туле, Самаре, Хабаровске и других крупных городах России, сбытовые подразделения и региональные склады, размещенные по всей территории России, дочерние предприятия и зарубежные представительства.

Производственная мощность компании около 50 миллионов гектолитров в год. Фирма имеет две свои собственные солодовни, пивоваренные заводы в десяти городах России (Воронеж, Ярославль, Тула, Новосибирск, Хабаровск, Баку).

Основная цель компании «Балтика» - постоянное увеличение доли на пивном рынке России при соблюдении высокой прибыльности. Второе главное направление деятельности – вывести бренд «Балтика» на лидирующие позиции в мире. При разработке стратегических планов компания нацелена на построение сильных брендов, премиализации и инновациях, на лидерство во всех ценовых сегментах рынка, на поиске дополнительных источников прибыльного роста ( за счет географической

экспансии и за счет развития смежных направлений), на повышении эффективности бизнес-процессов.

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

Анализ предприятия проводился на основании данных бухгалтерского баланса - форма 1 по ОКУД, отчета о прибылях и убытках форма - N 2 за 2014 и 2015 годы (см.Приложение 1 и Приложение 2) [2].

Расчет основных показателей деятельность представлен в таблице 2.1 [14, С.292]. В ходе анализа определились результаты хозяйственной деятельности компании, а именно полученные доходы по итогам 2015 года составили 92482 млн.руб., что на 13591 млн.руб. больше показателя 2014 года. Рост составил 17,23 %. Сумма понесенных затрат возросла на 8857 млн.руб., это на 23,4 % больше, чем в 2014 году ( 37811 тыс. руб.).

Таблица 2.1

Основные показатели результатов хозяйствования компании

№ п/п

Показатель

Значение показателя

Изменения за 2015 г. к 2014 г.

2014г.

2015г.

(+,-)

%

1

2

3

4

5

6

1

Выручка с продаж, млн.руб.

78891

92 482

13 591

17,23

2

Себестоимость товаров и услуг, всего

37 811

46 668

8 857

23,42

3

Валовая прибыль, млн.руб.

41 080

45 814

4 734

11,52

4

Прибыль от продаж, млн.руб.

18 822

22 213

3 391

18,02

5

Прибыль чистая, млн.руб.

13961

15 511

1 550

11,1

6

Активы, млн.руб.

69 245

74 968

5 723

8,26


Опережающий рост объемов затрат ( на 23,4 %) по сравнению с темпом роста продаж ( на 17,2 %) характерен ростом прибыли с меньшим процентом ( 11,52%), полученной в результате эффективного хозяйствования компании. Диаграмма на рисунке 2.1 отображает наглядно рост основных показателей фирмы. Особенно заметен рост объемов продаж и прибыли.

Основные показатели деятельности компании "Балтика

за 2014 и 2015 гг.

78891

37 811

13961

92 482

46 668

15 511

0

10000

20000

30000

40000

50000

60000

70000

80000

90000

100000

Выручка с продаж, млн.руб.

Себестоимость товаров и

услуг, всего

Прибыль чистая, млн.руб.

Значение показателя 2014г.

Значение показателя 2015г.

Рисунок 2.1. Основные показатели деятельности предприятия за 2014 и 2015 г.г.

При сопоставлении доходов и расходов за анализируемый период выявлено, что чистая прибыль предприятия стала больше на 1550 млн. руб. ( с 13961 млн.руб. до 15511 млн. руб.), или на 11,1 %.

Активы предприятия на конец 2015 года составляли 74968 млн.руб. Рост активов за период показал 5723 млн.руб. по сравнению с данными 2014 года ( 69245 млн.руб.), или на 8,26 %.

Фирма ПК входит в двадцатку лучших компаний СПБ. По показателю выручки фирма «Балтика» - на 4 месте с объемом выручки по итогам 2015 года 92482 млн. руб. против 78891 млн.руб. в 2014 году, прирост выручки составил 17,23 %.

Одним из основных показателей эффективности экономической деятельности предприятия является рентабельность. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу оказываемых услуг [10, С.103]. По результатам данного анализа видно, что рентабельность продаж составляла в 2014 год – 23,8 руб. на рубль товаров и

уже в 2015 году – 24,02 руб. прибыли на рубль продукции, то есть показатель рентабельности заметно увеличился, рост показал 0,67 %. Следует заметить, что показатель рентабельности выше 30 % характеризует финансовую устойчивость предприятия. Рентабельность затрат остается на уровне 47 %. Показатели рентабельности приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Показатели рентабельности компании за 2015 и 2014 годы

№ п/п

Показатель

Значение показателя

Изменения за 2015 г. к 2014 г.

2014г.

2015г.

(+,-)

%

1

2

3

4

5

6

1

Рентабельность продаж, %

23,86

24,02

0,16

0,67

2

Рентабельность затрат, %

49,78

47,60

-2

-4,38

3

Рентабельность активов, %

20,16

20,69

1

2,62


Из-за значительного роста затрат ( темп роста 23 %) рентабельность затрат снизилась с 49,78 руб./руб. до 47,6% руб./руб. Заметен рост рентабельности активов компании на 2,6% пункта.

Анализ показателей использования трудовых ресурсов приведен в таблице 2.3 [19, С.200]. Численность компании в 2015 году возросла на 408 человек по сравнению с 2014 годом. Фонд заработной платы увеличился на 29,7 % с 1115 млн.руб. в 2014 году до 1447 млн. руб. в 2015 году.

В результате эффективного использования кадров заметен рост выработки одного работающего в месяц. Увеличение составило 5,7 % - с 1747 тыс.руб. до 1847 тыс.руб. в месяц. Формулы для расчета основных показателей приведены в Приложении 3.

Таблица 2.3

Показатели трудовых ресурсов компании

№ п/п

Показатель

Значение показателя

Изменения за 2015 г. к 2014 г.

2014г.

2015г.

(+,-)

%

1

2

3

4

5

6

1

Численность работающих, чел.

3 763

4 172

408

10,85

2

Фонд заработной платы, млн.руб

1 115

1 447

331

29,70

3

Средняя заработная плата, тыс.руб.

24,7

28,9

4,2

17,00

4

Выработка на 1 работающего, в месяц ,тыс.руб.

1747

1847

100

5,75

5

Прибыль на одного работающего, тыс.руб.

3709,8

3718,2

8

0,23

Средняя заработная плата одного работающего также возросла на 17 % и составляет в 2015 году 28,9 тыс.руб. Доля прибыли на одного работающего в 2015 году составила 3718 тыс.руб. по сравнению с 3709 тыс.руб. по данным 2014 года.

2.3 Оценка кредитоспособности продукции компании

Оценка кредитоспособности предприятия начинается с анализа основных финансовых результатов, характеризующих финансовую устойчивость фирмы, ликвидность, оборачиваемость средств, доходность. Затем на основе коэффициентов определяется класс кредитоспособности фирмы, исходя из рейтинга показателей и уровня класса показателя [5, С.153].