Файл: Теоретические основы кредитоспособности предприятий.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы кредитоспособности предприятий
1.1 Сущность и значение кредитоспособности предприятий
1.2 Критерии и факторы оценки кредитоспособности
1.3 Методика оценки уровня кредитоспособности продукции
2.1 Краткая характеристика компании
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
2.3 Оценка кредитоспособности продукции компании
2.4 Разработка мероприятий по повышению уровня кредитоспособности компании
Таблица 2.8
Расчет влияния факторов на рентабельность собственного капитала
Факторы влияния |
Данные за 2014 год |
Данные за 2015 год |
Абсолютные отклонения |
Влияние фактора |
Рентабельность продукции (РП) |
17,70 |
16,77 |
-0,92 |
-1,6 |
Ресурсоотдача (РО) |
1,1 |
1,2 |
0,09 |
2,3 |
Мультипликатор СК (МСК) |
1,47 |
1,38 |
-0,09 |
-1,9 |
Рентабельность собственного капитала |
29,7 |
28,6 |
-1,16 |
-1,2 |
По результатам проведенного анализа влияния факторов на рентабельность собственного капитала можно заключить, что показатель возрос на 1,16 % за счет следующих факторов:
- снижение рентабельности продукции по расчету от чистой прибыли привело к изменениям доходности капитала на 1,6 %;
- повышение ресурсоотдачи повысило доходность капитала на 2,3 %;
- из-за снижение показателя мультипликатора собственного капитала рентабельность также снизилась на 1,9 %.
Общее изменение рентабельности собственного капитала можно представить как сумму отклонений:
ΔРСК = (-1,6) + 2,3 + ( -1,9) = (-1,16) %
Определение рейтинга кредитоспособности предприятия
В основе расчета используются полученные в процессе анализа финансового состояния коэффициентов, участвующих в формировании класса кредитоспособности фирмы. В соответствии со шкалой классности (см. табл. 1.7) можно определить класс каждого коэффициента. На основании класса и рейтинга показателя можно рассчитать общую сумму в баллах. Сумма по данным таблицы 2.9 составила 240 баллов.
По сумме баллов, равной 240, предприятие относится ко второй группе, так как попадает в границы от 151 до 250 баллов, определяющий II класс кредитоспособности.
На основании пяти коэффициентов финансовой деятельности, описанных в подразделе 1.3, можно также оценить кредитоспособность.
Исходные данные для расчета и обозначения показателей приведены в Приложении 5.
Таблица 2.9
Расчет класса кредитоспособности по баллам
Показатели |
Рейтинг показателя |
Значение показателя |
Класс |
Баллы |
Расчет |
Коэффициент ликвидности |
40 |
0,0898 |
3 |
120 |
40*3 |
Коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности) |
30 |
0,917 |
3 |
90 |
30*3 |
Коэффициент независимости |
30 |
72,40% |
1 |
30 |
30*1 |
Итого |
100 |
240 |
120+90+30 |
||
Класс кредитоспособности |
II |
Расчет коэффициентов осуществляется по формулам, приведенным в подразделе 1.3. Значении коэффициентов представлены в таблице 2.10.
Как видно из таблицы 2.10 коэффициент К1 достаточно высок, составляет на начало года 5,012 и на конец года 5,83, что благоприятно характеризует кредитоспособность фирмы. Коэффициент К2 характеризует оборачиваемость собственных источников средств.
Таблица 2.10
Расчет коэффициентов кредитоспособности по данным 2014 и 2015 годов
Показатели |
Данные 2014 г. |
Данные 2015 г. |
Изменения, (+,-) |
К1 |
5,012 |
5,830 |
0,82 |
К2 |
1,684 |
1,701 |
0,02 |
К3 |
0,430 |
0,351 |
-0,08 |
К4 |
0,064 |
0,088 |
0,02 |
К5 |
0,498 |
0,513 |
0,02 |
Его значении возросло за год с 1,68 до 1,7. По коэффициенту К3 судят о доли краткосрочной задолженности фирмы в величине собственного капитала. Данной значении по данным 2015 года ( 0,351) также положительно. Фирма имеет небольшую по сравнению с величиной собственного капитала долю кредитов и способна расплатиться со всеми
кредитами полностью. Значении коэффициент К4 ( 0,064 в 2014 году и 0,088 в 2015 году свидетельствует о том, что срок погашения дебиторской задолженности на конец 2015 года составит 12 месяцев ( 1 / 0,08). В целом данные коэффициенты подтверждают достаточно высокую кредитоспособность компании «Балтика».
2.4 Разработка мероприятий по повышению уровня кредитоспособности компании
Несмотря на присутствие жесткой конкуренции на пивном рынке ОАО «Балтика» сохраняет лидирующие позиции и продолжает динамично развиваться. Стратегическое развитие предприятия направлено на модернизацию производственных мощностей, внедрение новых технологий с целью повышения кредитоспособности выпускаемой продукции. Проанализировав состояние предприятия, оценив уровень ее кредитоспособности автор данной работы предлагает осуществить ряд мероприятий. Целью предлагаемых мероприятий по совершенствованию функционирования и управления ресурсами предприятия является:
- повышение прибыльности компании;
-повышение кредитоспособности продукции;
-снижение затрат на производство;
-укрепление финансовой стабильности .
Пути повышения кредитоспособности выпускаемой продукции предлагаются по двум основным направлениям:
- совершенствование системы оплаты за отгруженные товары и применение системы скидок;
- повышение качества продукта за счет снижение уровня брака..
Совершенствование системы оплаты за отгруженные товары будет способствовать росту объемов продаж, что увеличит величину оборотных средств, соответственно, улучшит показатели ликвидности. Повышение
качества продукта будет способствовать более эффективному использованию материальных ресурсов, что в конечном итоге приведет в получению большей прибыли и росту доходности. Тем самым улучшатся показатели рентабельности, которые влияют на кредитоспособность.
По способам продажи и условиям оплаты рекомендуется использовать в оплате отгруженных товаров систему скидок надежным и постоянным клиентам. В этом случае клиенты стараются приобрести больше объема продукции. Для предприятия увеличение объемов продаж со скидкой принесет больше прибыли, чем меньший объем без скидки.
Также эффективной мерой в оплате товаров, оказывающей воздействие на увеличение объемов продаж, является разработанная система отсрочки платежа, так называемого товарного кредита. 67 % из опрошенных клиентов согласны приобретать товар по системе товарного кредита, так как это дает возможность отсрочки платежа и приобретения товаров в нужный момент времени. Систему отсрочек можно разработать также при увеличении объемов.
В области эффективности использования ресурсов повышение качества выпускаемой продукции за счет снижения брака является: одним из направлений деятельности фирмы.
Специалистами фирмы разрабатываются новые виды продукции с разнообразными наименованиями, добавками, внешним видом, упаковкой. Это несомненно привлекает покупателей не только внешним видом, но и ценой и качеством. Продукция компании изготавливается в основном из высококачественных, натуральных, экологически чистых продуктов; вся продукция компании проходит тщательный контроль за соблюдением технологических стандартов и рецептур, что также обеспечивает ее высокое качество и соответственно повышает спрос среди населения.
Для разработки комплекса мероприятий по повышению качества в первую очередь необходимо выявить слабые стороны, то есть определить долю бракованной продукции в общем объеме выпуска. На основании
выявленного слабого фактора в определении качества продукции усилия технологических служб направляются на уменьшении влияния данного показателя на общую структуру брака, тем самым обеспечивая более высокий показатель выхода годной продукции.
По всем предлагаемым направлениям функционирования хозяйственной деятельности компания достигнет определенного роста, повышения эффективности и кредитоспособности.
Выводы. Предприятия является прибыльным, доля прибыли имеет величину 13960 млн. руб. Темп роста продаж превышает темп роста затрат , что соответственно приводит к повышению эффективности функционирования компании и росту кредитоспособности.
Марка «Балтика» известна 86 % пьющим пиво и является безусловным лидером по популярности среди отечественных марок. Бренд широко известен среди жителей Северо-Западного и Центрального региона, высокодоходной части населения. На втором месте по значимости и известности пиво «Жигулевское», его знает три четвертых населения России. По частоте потребления находится марка «Клинское», чаще всего его потребляют россияне от 18 до 25 лет. Марка «Толстяк» известна 75% населения, что ставит данную марку на четвертое место по известности и потребляемости.
Оценивая кредитоспособность фирмы, можно заключить что предприятия является способным погасить все свои кредитные обязательства в срок, в полном объеме. По классу кредитоспособности ООО «Пивоваренная компания «Балтика» находится на втором месте, то есть имеет второй класс.
В целом финансовое положение предприятие устойчивое, так как все показатели находятся на уровне нормативного. Следует отметить динамику роста всех показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия. Платежеспособность предприятия также характеризуется на уровне нормативного. Величина обязательств предприятия превышает
оборотные ликвидные активы. Ощущается недостаток высоко ликвидных активов для погашения краткосрочной задолженности. Доля собственного капитала составляет 72,0 % относительно валюты баланса. Предприятия не испытывает недостаток собственных средств. Оборачиваемость капитала характеризуется ускорением оборотов, что привело к высвобождению средств на сумму 3099 млн.руб..
Производство компании является рентабельным, уровень рентабельности продаж составляет 16,8 % . Рентабельность собственного капитала ( 28,6%) увеличивается в основном за счет роста рентабельности производства.
Заключение
Объектом исследования явилось открытое акционерное общество «Пивоваренная компания «Балтика». Предприятие с высокой конкурентоспособностью, финансово устойчивое, с определенной долью прибыли. Имеет своих постоянных клиентов, повышение качества и расширение ассортимента являются основными направлениями укрепления позиций фирмы на рынке пивных изделий.
Основным направлением деятельности фирмы является производство и реализация различных высококачественных сортов пива, пользующихся заслуженной популярностью среди покупателей не только по России, но и за ее пределами .
Работа состоит из трех основных разделов: теоретической, практической, проектно-экономической частей. В теоретической части отражены основы кредитоспособности, раскрывается сущность, формы и критерии ее оценки, методика осуществления оценки кредитоспособности на предприятиях.
В аналитической части проводится краткий анализ хозяйственной деятельности компании «Балтика», осуществляется оценка уровня конкурентоспособности продукции компании.
По данным краткого анализа можно заключить, что финансовые показатели деятельности компании ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» положительные, что предприятие является прибыльным, финансово устойчивым и стабильным, с уровнем рентабельности продаж 16 %. Все показатели хозяйственной деятельности находятся в динамике роста, что характеризует эффективность использования всех ресурсов компании. По итогам 2015 года компания вошла в десятку наиболее финансово-устойчивых и прибыльных компаний Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В целом финансовое положение предприятие устойчивое, так как все показатели находятся на уровне нормативного. Следует отметить динамику роста всех показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия.
Оценивая кредитоспособность фирмы, можно заключить что предприятия является способным погасить все свои кредитные обязательства в срок, в полном объеме. По классу кредитоспособности ООО «Пивоваренная компания «Балтика» находится на втором месте, то есть имеет второй класс.
В проектной части в целях повышения кредитоспособности предлагается ряд мероприятий и рассчитывается экономический эффект от внедрения мероприятий:
-использование системы скидок в оплате отгруженных товаров;
- повышение качества продукта за счет снижения факторов брака.
Общая сумма затрат на проведение всего комплекса мероприятий по совершенствованию производства в целях повышения кредитоспособности составит 53790 тыс.руб. Общая сумма годовой экономии от предлагаемых мероприятий составит 72488 тыс.руб. Затраты окупаются за один год