Файл: методичка_EXCEL_КОНОНОВА.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.06.2021

Просмотров: 942

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Запуск программы Excel

Адресация ячеек

Диапазон ячеек

Задание 1.3: Выделение диапазонов.

Формат ячеек

Задание 2.2: Форматы ячеек и диапазонов.

Работа с таблицами

Копирование и перемещение данных в пределах одного листа

Задание 3.2: Копирование и перемещение данных.

Копирование и перемещение данных на разных листах

Задание 3.3: Работа с листами.

Задание 3.4: Автоформатирование таблицы.

Задание 3.5: Ручное форматирование.

Задание 4.1: Автоформатирование таблицы.

ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:

Задача 1. Найти геометрическое решение уравнения .

Задача 2. В школе работают следующие кружки для учащихся: математический, драматический, экологический, английского языка. Известно, что в кружках участвуют учащиеся 5-11-х классов и каждый школьник посещает не более одного кружка. Требуется составить таблицу и диаграмму участия школьников в работе кружков. Исходные данные представлены в следующей таблице:

Формулы

Относительные и абсолютные ссылки

Задание: Создайте ведомость оплаты работы по образцу, используя относительные и абсолютные ссылки.

Функции

Задача: Создайте файл «Ведомость учета оклада» по образцу.

ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться создавать списки данных, формировать заголовки списка, переносить данные из текстового редактора в электронные таблицы, обрабатывать перенесенные текстовые данные, определять длину текста заголовка, создавать сложные формулы для обработки текста, заносить информацию в базу данных с помощью табличного процессора Ms. Excel.

Обработка перенесенных текстовых данных

1.1Определение длины текста заголовка.

1.2Удаление последнего символа из заголовка.

1.3Удаление начальных символов из заголовка

1.4Создание сложной формулы для обработки текста.

1.5Перенос заголовков из столбца в строку

2Занесение информации в базу данных

2.1Применение функции ЛЕВСИМВ для определения дня рождения сотрудников

3Форматирование табличной базы данных

3.1Панель инструментов форматирование

3.2Диалоговое окно формат ячеек.

Поиск данных в списке

Удаление листов

Запуск процесса печати

Резюме

Дополнительная литература:

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ


    1. Пояснительная записка


Предлагаемая концепция и программа обучения информатике, методически обеспеченная комплектом учебников [1-7], полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации, и определяется потребностями и задачами информационного общества.

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям высшего образования еще одну цель - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «Информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках высшего образования осветить весь спектр ее направлений для вузов экономического направления, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию студентов, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.

Предлагаемая концепция полного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет дисциплине «Информатика» интегрирующую роль среди всех общеобразовательных дисциплин для студентов 1-2 курсов. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на лабораторных/практических занятиях по информатике разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления и способность самостоятельно принимать правильные решения в соответствующей предметной области является целью преподавания любого предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого студента.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение.


Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Следствием этого является расширение системы понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл, операционные системы, базы данных, методы и средства защиты информации.

Уровень развития студентов прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой задачи, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислить еще множество различных аспектов цели, но важно одно — требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной, а не идти по схеме шаблона «делай как мы», очень распространенной при передаче знаний из областей точных наук.

Учитывая все вышесказанное, в качестве основной цели информатики можно выделить следующее: формирование информационной культуры студента, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера, средств ИТ; обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов; развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала студента, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

Концепция ориентирована на выделение инвариантного ядра содержания обучения независимого от конкретного программного инструментария компьютерной технологии, и вариативной составляющей содержания обучения, определяемой уровнем развития компьютерной области и, соответственно, программного обеспечения в настоящий момент.

Инвариантное ядро содержания обучения курса информатики определяется системно-информационным подходом к познанию окружающего мира. Такой подход базируется на системном анализе явлений, процессов и объектов окружающего мира, разработке их информационных моделей, технологии проведения компьютерного моделирования. Поэтому в базовом курсе информатики дополнительно к рекомендуемому Министерством образования РФ минимуму содержания образования вводится раздел «Информационная система (ИС) и информационные технологии (ИТ), методы и средства защиты ИТ в ИС», где излагаются основные теоретические аспекты предлагаемой концепции. Методы системного анализа позволяют выявить характерные свойства изучаемых объектов, провести необходимую формализацию при постановке задачи и разработать информационную модель. При этом объект в зависимости от цели исследования может рассматриваться с двух позиций — и как автономный объект, и как система более простых взаимосвязанных объектов. Далее, используя возможности компьютера, студент учится моделировать и проводить исследования в соответствии с поставленной целью. Технология моделирования осваивается на задачах из разных предметных областей, что позволяет более основательно понять учебный материал другой дисциплины.


В состав инвариантного ядра входят также и традиционные темы компьютерной области, содержание которых не зависит от конкретной модели компьютера или конкретного вида программного продукта. К этим темам относятся: представление об информационной системе и технологии, принципы технического обеспечения информационных технологий, классификация программного обеспечения, понятие алгоритма, основы кодирования информации, представления информации в ЭВМ, средства и методы защиты информации.

Вариативная составляющая содержания обучения курса информатики определяется современным уровнем развития компьютерных технологий. Конкретная программная среда рассматривается с позиций приобретения студентами технологических навыков работы с программным инструментарием и использования его как при моделировании объектов и процессов, так и при создании информационных продуктов. Изучению различных программных сред должно быть уделено достаточно много внимания, но это не должно быть основным направлением и целью обучения. Недопустимо в курсе информатики изучать только технологию работы в различных программных средах. Следует познакомить студентов с широким спектром разноплановых задач, где эффективно могут применяться компьютерные технологии.

Системно-информационная концепция отражает точку зрения на информатику как на учебный предмет с двух позиций. С одной стороны, содержание учебного материала должно способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей студента, умению анализировать сущность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправленное исследование и делать на основе этого выводы. С другой стороны, оно призвано обеспечить студента необходимыми знаниями и умениями в использовании современного компьютерного инструментария обработки информации. По окончании обучения должен быть сформирован уровень подготовки студента высшего профессионального образования в соответствии с ГОС информационной культуры для высших учебных заведений.

С внедрением данной программы появляется возможность на занятиях информатики закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. На практических занятиях действительно может быть реализован принцип межпредметных связей. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей на основе двух методических подходов.

Первый подход состоит в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации (решения) конкретной задачи.

Целью является получение результата, а для этого студентам предлагается необходимый компьютерный инструментарий и тщательно разработанная методика его освоения в виде лабораторного практикума.

Второй подход определяется тем, что во 2-м семестре большое внимание уделяется процессам исследования. С этой целью студенты занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде (например, Ms DOS, Windows, BP, Ms. Access).


Таким образом, одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, используя для этого современные компьютерные средства и методы. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.

При этом помимо развития системного мышления может быть достигнута не менее важная цель — закрепление знаний и умений, полученных студентом при изучении других предметов вуза.

Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере. Курс состоит из 3 разделов:

  • обучение работе на компьютере;

  • компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;

  • программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

Значительная часть курса информатики отводится студентам для самостоятельного изучения. Организуется работа студентов по написанию рефератов, решению расчетно-графических работ и т.д.

Курс изучения информатики состоит из 5 основных разделов:

  • Информация. Информационные процессы;

  • Программное обеспечение информационных технологий;

  • Техническое обеспечение информационных технологий;

  • Локальные, глобальные вычислительные сети. Интернет;

  • Средства и методы защиты информации.

Рекомендуется в программе обучения для 1 курса выделить некоторый объем времени для освоения клавиатуры десятипальцевым методом. Может быть использована любая доступная методика, включая компьютерный тренажер.



    1. Программное обеспечение курса


Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики является стандартным для большинства образовательных учреждений и ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft: для пропедевтического курса — операционная система Windows XP (7), графический редактор Paint, среда программирования BP; для базового курса — операционная система Windows XP (7), графический редактор Paint, текстовый процессор Ms.Word (2003-2007, Works 4.0), табличный процессор Excel (2003-2007, Works 4.0), система управления базами данных Access (2003-2007, Works 4.0), среда программирования BP(BP); для предпрофессиональной подготовки — операционная система Windows XP (7), текстовый процессор Ms.Word (2003-2007), настольная издательская система PageMaker, система управления базами данных Access (2003-2007), программа презентаций PowerPoint’07. С учетом уровня знаний студентов и выделенного объема часов по выбору преподавателя изучаются современные программные продукты обработки графических изображений, звука, видеофрагментов.



    1. Методическое обеспечение дисциплины


В качестве методического обеспечения рекомендовано использование ниже представленной литературы для самостоятельной работы студентов:


  1. Берлинер, Э.М.и др. Microsoft Office : изд. 3-е, доп. / под ред. Э.М. Берлинер, Б.Э. Глазырин, И.Б. Глазырина – М.: АБФ, 2007. –752 с.

  2. Левин А. Самоучитель работы на компьютере : изд. 6-е / А. Левин. – М.: Нолидж, 2006, - 624с.

  3. Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере : учебник для вузов / Н.В. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2007.-780с.

  4. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям : учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: Проспект, 2009 – 432с.

  5. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: «Проспект», 2009. – 780с.

  6. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс : 2-е изд. / под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2003.-840с.

  7. Шафрин Ю. А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером / Ю.А. Шафрин – М.: Дрофа, 2001.-640с.

  8. Шафрин Ю. Азбука компьютерных технологий : учебное пособие / Ю.А. Шафрин. – М.: Проспект, 2007-640с.

  9. Шафрин Ю.А. Информатика и информационные технологии : учебное пособие / Ю.А. Шафрин. – М.: Проспект, 2009 – 432с.




  1. Программные средства решения вычислительных задач средствами табличного процессора (редактора электронных таблиц)


2.1 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1


«РАБОТА С ТАБЛИЧНЫМИ ДАННЫМИ С ПОМОЩЬЮ РЕДАКТОРА ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ Ms Excel. ТЕКСТОВЫЕ И ЧИСЛОВЫЕ ДАННЫЕ. ДАТА И ВРЕМЯ. ФОРМАТ ЯЧЕЕК. ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ»


ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться создавать, редактировать, фильтровать, форматировать данные в таблицах Ms Excel

ПРИБОРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: компьютеры Pentium II и выше, ОС Windows XP, 2003-2007 и др.

ЛИТЕРАТУРА:

        1. Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере : учебник для вузов / Н.В. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2007.-780с.

        2. Шафрин Ю.А. Азбука компьютерных технологий : учебное пособие / Ю.А. Шафрин. – М.: Проспект, 2007-640с.

        3. Куртер Дж., Маркви А. Microsoft Office 2007 : учебный курс / Дж. Куртер, А. Маркви. - СПб: Питер, 2000.-640с.

        4. Мануйлов В.Г. Excel 2007 в практике. Microsoft Office 2007 : Серия «Информатика» / В.Г. Мануйлов. – М.: Информатика и образование, 2009.-68с.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


Запуск программы Excel


Нажатием на кнопку Пуск активизировать главное меню, установить указатель мыши на пункт Программы, в появившемся меню установить указатель мыши на пункт Microsoft Excel и щелкнуть на нем.

Окно программы Microsoft Excel. При наведении указателя мыши на некоторые области окна (всего выделено 17 фрагментов), указатель превратится в ладонь и появится подсказка с названием указанной области окна.

Документ Excel называется Рабочей книгой, книга представляет собой набор Рабочих листов, каждый лист имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. Документ Excel сохраняется в виде файла с расширением *.xls. В окне документа отображается только текущий рабочий лист, он называется активным. Каждый рабочий лист имеет название, которое отображается на ярлычке листа. С помощью ярлычков можно переключаться на другие рабочие листы данной книги. На каждом листе имеются горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки. Рабочее окно содержит стандартную строку заголовка, панели инструментов и строку, в которой расположены поле имени и строка формул. В нижней части окна расположена строка состояния. На правом конце строки состояния располагается надпись NUM, если на клавиатуре включен режим Num Lock (малая цифровая клавиатура).