Файл: методичка_EXCEL_КОНОНОВА.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.06.2021

Просмотров: 965

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Запуск программы Excel

Адресация ячеек

Диапазон ячеек

Задание 1.3: Выделение диапазонов.

Формат ячеек

Задание 2.2: Форматы ячеек и диапазонов.

Работа с таблицами

Копирование и перемещение данных в пределах одного листа

Задание 3.2: Копирование и перемещение данных.

Копирование и перемещение данных на разных листах

Задание 3.3: Работа с листами.

Задание 3.4: Автоформатирование таблицы.

Задание 3.5: Ручное форматирование.

Задание 4.1: Автоформатирование таблицы.

ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:

Задача 1. Найти геометрическое решение уравнения .

Задача 2. В школе работают следующие кружки для учащихся: математический, драматический, экологический, английского языка. Известно, что в кружках участвуют учащиеся 5-11-х классов и каждый школьник посещает не более одного кружка. Требуется составить таблицу и диаграмму участия школьников в работе кружков. Исходные данные представлены в следующей таблице:

Формулы

Относительные и абсолютные ссылки

Задание: Создайте ведомость оплаты работы по образцу, используя относительные и абсолютные ссылки.

Функции

Задача: Создайте файл «Ведомость учета оклада» по образцу.

ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться создавать списки данных, формировать заголовки списка, переносить данные из текстового редактора в электронные таблицы, обрабатывать перенесенные текстовые данные, определять длину текста заголовка, создавать сложные формулы для обработки текста, заносить информацию в базу данных с помощью табличного процессора Ms. Excel.

Обработка перенесенных текстовых данных

1.1Определение длины текста заголовка.

1.2Удаление последнего символа из заголовка.

1.3Удаление начальных символов из заголовка

1.4Создание сложной формулы для обработки текста.

1.5Перенос заголовков из столбца в строку

2Занесение информации в базу данных

2.1Применение функции ЛЕВСИМВ для определения дня рождения сотрудников

3Форматирование табличной базы данных

3.1Панель инструментов форматирование

3.2Диалоговое окно формат ячеек.

Поиск данных в списке

Удаление листов

Запуск процесса печати

Резюме

Дополнительная литература:

4. Сохранить файл (кнопка ).

Скопированные или вырезанные данные вставляются незамедлительно, иначе операция копирования или вырезания будет отменена. Нельзя скопировать, затем выполнить несколько каких-либо действий, а затем вставить.


Работа с листами

Для выделения рабочего листа достаточно щелкнуть на его ярлычке. Каждому рабочему листу можно дать описательное название для удобства его поиска в книге. Для переименования листа надо дважды щелкнуть на его ярлычке, ввести новое имя, нажать Enter. Новый лист вставляется командой меню Вставка/Лист, он будет добавлен перед текущим (чей ярлычок был выделен). Текущий лист удаляется командой меню Правка/Удалить_лист. Для перемещения рабочего листа внутри книги нужно щелкнуть по ярлычку данного листа и перетащить ярлычок рабочего листа в новое положение, помеченное маленьким треугольником.

Excel позволяет копировать, перемещать и вставлять данные с одного рабочего листа на другой. Последовательность действий такая же, как при работе с одним листом, только при выборе места, куда будет размещена информация, нужно переключиться на другой лист.

Копирование и перемещение данных на разных листах

Выделить данные на одном листе.

Выполнить команду меню Правка/Копировать или Правка/Вырезать.

Сделать текущим другой лист.

Выделить ячейку, строку или столбец, куда будут копироваться или перемещаться данные.

Выполнить команду меню Правка/Вставить.

Задание 3.3: Работа с листами.

1. Переименовать Лист 1, для этого дважды щелкнуть на ярлычке листа, ввести новое имя «Ведомость», нажать Enter.

2. Аналогично переименовать Лист 2, новое имя - «Итог».

3. Переключиться на лист «Ведомость» (один раз щелкнуть по его ярлычку).

4. Выделить диапазоны А1:В10, Е1:Е10, для этого выделить первый диапазон, нажать и удерживая нажатой клавишу Ctrl, выделить второй диапазон. Отжать Ctrl.

5. Скопировать содержимое выделенных диапазонов (кнопка ). Оба диапазона выделятся пунктирной рамкой.

6. Переключиться на лист «Итог». Обратите внимание: ячейка А1 выделена рамкой. Начиная с этой ячейки будет заполняться данными лист «Итог».

7. Вставить скопированные данные (кнопка ). Если в некоторых ячейках появятся решетки, надо увеличить ширину соответствующего столбца.

8. Сохранить файл.

Форматирование таблицы

Оформление таблицы можно произвести вручную или автоматически.


Задание 3.4: Автоформатирование таблицы.

1. Переключиться на лист «Итог».

2. Вставить пустую строку после заголовка таблицы.

3. Выделить таблицу (диапазон А1:С11).

4. Выполнить команду меню Формат/Автоформат.

5. Выбрать из предложенного набора один из вариантов оформления, например, Классический 1.

6. Подтвердить выбор нажатием на кнопку ОК в окне Автоформат.


7. Просмотреть как будет выглядеть документ для печати можно при помощи команды меню Файл/Предварительный_просмотр или нажав кнопку панели инструментов Стандартная.

8. Для выхода из режима просмотра нажать кнопку в верхней части окна просмотра.


Задание 3.5: Ручное форматирование.

1. Открыть лист «Ведомость».

2. Вставить пустую строку после заголовка таблицы.

3. Оформить заголовок путем объединения ячеек: выделить диапазон ячеек А1:G1, щелкнуть по кнопке панели инструментов Форматирование (Объединить_и_поместить_в_центре).

4. Изменить шрифт на следующий: размер 12 пт, курсив, цвет синий, используя соответствующие кнопки панели инструментов Форматирование (размер шрифта), (начертание), (цвет).

5. В некоторых столбцах заголовки занимают много места (например, D3, F3). Изменить вид заголовков переносом текста в ячейке по словам. Выделить ячейку D3, выбрать команду меню Формат/Ячейки, активизировать закладку Выравнивание. Установить флажок переносить_по_словам. Также можно выбрать выравнивание текста внутри ячейки по горизонтали и вертикали. Щелкнуть на кнопке ОК. Если виден не весь текст, увеличьте высоту данной строки.

6. Выделить диапазон А3:G3 и изменить начертание шрифта на полужирный при помощи кнопки .

7. Выровнять ширину всех столбцов так: дважды щелкнуть на правой границе заголовка столбца - ширина будет установлена автоматически по самой длинной записи.

8. Просмотреть документ (кнопка ).

9. Сохранить документ.



Диаграмма

Диаграмма- графическое представление числовых данных. Диаграммы создаются на основе данных из существующих листов. Сначала необходимо выделить область (или области, можно несмежные) данных, по которым будет строиться диаграмма. Выделяется все, что должно быть отражено в диаграмме. Если выделяется несколько диапазонов, то необходимо проследить за симметричностью выделенных областей. В случае использования нескольких диапазонов можно упростить процесс путем сбора требуемых данных (цифр и фактов) на отдельном листе, используя операции выделения, копирования и вставки. Для построения диаграммы используется Мастер диаграмм, он запускается командой меню Вставка/Диаграмма или кнопкой панели инструментов Стандартная.


Мастер диаграмм предлагает четыре шага, на каждом шаге можно посмотреть вид диаграммы нажатием кнопки в нижней части окна Мастера. Там же находятся управляющие кнопки мастера Отмена, Назад, Далее, Готово. Нажатие кнопки Готово выполняется на последнем шаге, если сделать это раньше, то часть операций по созданию диаграммы не будет завершена.


Создание диаграммы


1)

Выделить диапазоны ячеек, которые включаются в диаграмму.

2)

Запустить Мастер диаграмм (кнопка ).

3)

Шаг 1. Выбрать тип и вид диаграммы. Нажать кнопку Далее.

4)

Шаг 2. Проверить, правильно ли выделен диапазон ячеек и выбрать представление ряда данных по строкам или по столбцам. Нажать кнопку Далее.

5)

Шаг 3. Выбрать параметры диаграммы - ввести названия диаграммы и координатных осей, установить вывод и размещение условных обозначений (Легенда), определить подписи данных.

6)

Шаг 4. Выбрать лист для размещения диаграммы. Нажать кнопку Готово.



Задание 4.1: Автоформатирование таблицы.

1. Продолжить работу с файлом Ведомость.xls.

2. Переключиться на лист «Итог».

3. Выделить диапазон ячеек В3:С11.

4. Запустить Мастер диаграмм (кнопка ).

5. Шаг 1. Выбрать тип диаграммы Линейчатая и первый вид. Нажать кнопку Далее.

6. Шаг 2. Переключить кнопку Ряды в строках, в столбцах и сравнить диаграммы, соответствующие разным представлениям ряда данных. Выбрать Ряды в столбцах. Нажать кнопку Далее.


7.Шаг 3. Выбрать параметры диаграммы.

Максимально возможное число закладок на этом шаге - 6. На каждой закладке можно определить ряд параметров диаграммы. На закладке Подписи данных установите переключатель Значение. На закладке Легенда установите переключатель размещения внизу. Нажмите кнопку Далее.



8. Шаг 4. Выбрать для размещения диаграммы имеющийся лист. Нажать кнопку Готово.



9. На текущем листе появилась диаграмма. Область диаграммы обведена рамкой с маркерами. Области таблицы, по которым построена диаграмма, также обведены рамками. Если некоторые надписи не видны (например, некоторые фамилии), то нужно увеличить размер области диаграммы, потянув за маркер, например, вверх и вправо.


10. Если изменить в таблице какие-либо данные, то это отразится на диаграмме. Введите в ячейку С6 - 800 и убедитесь, что соответствующий столбик диаграммы удлинился.

11. Сохраните документ и закройте окно программы Excel.

Для закрепления полученных навыков предлагается выполнить самостоятельно лабораторную работу на тему «Построение графика функции».


ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:

Задача 1. Найти геометрическое решение уравнения .

Ключ к заданию: Значения х меняются от 1 до 15. Вычисляются значения функций по формулам: и с использованием мастера функций, решение уравнения - пересечение графиков функций. Строятся графики функций у1 и у2, тип диаграммы - Нестандартные, Гладкий график, добавить заголовок диаграммы, линии сетки.



Задача 2. В школе работают следующие кружки для учащихся: математический, драматический, экологический, английского языка. Известно, что в кружках участвуют учащиеся 5-11-х классов и каждый школьник посещает не более одного кружка. Требуется составить таблицу и диаграмму участия школьников в работе кружков. Исходные данные представлены в следующей таблице:


Ключ к заданию: Значения процента участия школьников в кружках могут меняться, поэтому ссылки на ячейки с процентами надо сделать абсолютными. Результаты вычислений в диапазоне С4:F10 (количество детей каждого класса в каждом кружке) должны быть целыми числами, для этого надо настроить формат соответствующих ячеек, количество знаков после запятой равно «0». Выровнять по словам и отформатировать заголовки в таблице.



Тип диаграммы - Нестандартные/Вырезанные сектора. Заполнить параметры диаграммы Заголовок, Подписи данных, поставить флажок Ключ легенды. В готовой диаграмме изменить расположение подписей названий кружков и размер шрифта поочередным выделением соответствующих фрагментов диаграммы.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


        1. Как произвести копирование и перемещение данных в пределах одного листа?

        2. Как произвести копирование и перемещение данных на разных листах?

        3. Сколько существует способов для добавления и удаления строк и столбцов?

        4. Что называется Рабочей книгой?

        5. Что такое Рабочие листы?

        6. Как осуществить запуск программы Ms Excel?

        7. Какие типы данных можно использовать в Ms Excel?

        8. Как произвести форматирование книги Ms Excel?

        9. Что такое форматирование таблицы?

        10. Как построить диаграмму в Ms Excel?


2.2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2


«РАБОТА С ФОРМУЛАМИ И ФУНКЦИЯМИ В MS EXCEL.

ФОРМУЛЫ И СПОСОБЫ ИХ ВВОДА. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И АБСОЛЮТНЫЕ ССЫЛКИ. ФУНКЦИИ»


ЦЕЛЬ РАБОТЫ: познакомить студентов с работой с формулами и функциями в табличном редакторе Ms Excel, изучить правила работы с редактором формул Ms Excel, научить самостоятельно создавать нужные и необходимые для работы формулы, правильно оформляя их в табличном редакторе Ms Excel, научить настраивать работу формул, изучить конфигурации редактора формул и научиться производить с ними основные операции для закрепления навыков работы при создании, редактировании и использовании формул Ms Excel.

ПРИБОРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: компьютеры Pentium II и выше, ОС Windows 2007 и др.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере : учебник для вузов / Н.В. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2007.-780с.

  2. Шафрин Ю.А. Азбука компьютерных технологий. М., 2006.-640с.

  3. Куртер Дж., Маркви А. Microsoft Office 2007 : учебный курс / Дж. Куртер, А. Маркви. - СПб: Питер, 2000.-640с.

  4. Мануйлов В.Г. Excel 2007 в практике. Microsoft Office 2007 : Серия «Информатика» / В.Г. Мануйлов. – М.: Информатика и образование, 2009.-68с.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


Формулы

Вычисления в таблицах осуществляются при помощи формул. Формула может содержать числовые константы и ссылки на ячейки, соединенные знаками математических операций («+», «-», «*», «/»). Для определения порядка выполнения действий используются скобки. При вводе формулы можно использовать клавиатуру и мышь, либо только клавиатуру. Перед формулой надо ввести знак равенства.

Ввод формулы методом «наведи и щелкни»:


Выберите ячейку, в которой надо отобразить результат.

Введите знак «=«. Он появится в строке формул.

Щелкните на первой ячейке, адрес которой необходимо ввести в формулу.

Введите знак операции.

Щелкните на следующей ячейке, адрес которой необходимо ввести в формулу.

Повторяйте шаги, пока не будет введена вся формула.

Завершите ввод нажатием на клавишу Enter.

До нажатия на Еnter не переходите в другую ячейку, Excel включит ее в формулу.

Можно вводить данные и традиционным способом - непосредственным вводом в ячейку адресов других ячеек, используемых для вычислений. Но в этом случае часто встречаются ошибки. Наиболее типичная из них - использование в адресах ячеек строчных русских букв вместо прописных латинских. Если ячейка содержит формулу, то на рабочем листе в ней отражен результат вычисления. Если сделать ячейку активной, то в строке формул отображается сама формула. Формулы динамичны: результаты вычислений меняются каждый раз, когда меняются значения в ячейках, на которых основаны вычисления.

Если значение в некоторой ячейке зависит от значений в других ячейках таблицы, то всегда следует использовать формулу, а не ручной ввод значения.