Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Афонасова М.А. Менеджмент
32
людей, которые физически и интеллектуально соответ- ствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения.
Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управле- нию — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредо- точится на том, что она делает успешнее всего (при старой системе рабочие сами планировали свою работу). В резуль- тате управление стало широко признаваться как самосто- ятельная область научных исследований. При этом пред- ставители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого.
Основателем школы научного управления, да и вооб- ще менеджмента, является Фредерик Тейлор, изложив- ший свои взгляды в трудах «Научная организация труда»
(1912 г.), «Научные основы организации промышленных предприятий», «Тейлор о тейлоризме». Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные прави- ла, законы заменили бы собой личные суждения отдель- ного работника. Роль управленца, способного определить, как и в каком объеме делать ту или иную работу исполни- телю, значительно возрастала.
Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым луч- шим и дешевым способом.
Тейлор сформулировал основные функции, элементы и принципы научного менеджмента (рис. 2.1–2.3).
????? ???????
?????????? ???????
???????? ???????????
???????
???????????
????? ????
Рис. 2.1. Функции менеджмента (по Ф. Тейлору)

2. Общая теория управления. Закономерности...
33
????? ?????? ????????????
???????
???????? ?????? ????????????
?????????????? ??????
?????????????? ??????
???????????? ??????????????????
?????? ???????????
??????????????????
????????
????????
???????????
???????? ??????? ??????????
???????? ?? ??????????? ?????????
??? ??????????????????
? ????????????? ????????????
Рис. 2.2. Элементы менеджмента (по Ф. Тейлору)
????????????:
????? ???? ?????
??????????????? ? ????????
????????
????????
???????????
???????????????
????? ? ???????? ??????
??????????????
?? ????????
?????????, ? ??
?? ????????????
???????????
??????? ? ?????:
?????????
??????????
?????????
? ?????????????
???????
Рис. 2.3. Принципы менеджмента (по Ф. Тейлору)
2.3. Классическая (административная)
школа управления
Представители классической (административной) шко- лы (1920–1950 гг.) — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни — имели непосредственный опыт работы как руководители


Афонасова М.А. Менеджмент
34
высшего звена управления в большом бизнесе. Их глав- ной заботой была эффективность применительно к ра- боте всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой пер- спективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью школы было со- здание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху.
Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Один из них — разработка рациональной системы управления
организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рас- сматривал управление как универсальный процесс, состоя- щий из нескольких взаимосвязанных функций.
Он сформулировал 14 принципов управления.
1. Разделение труда. Целью разделения труда являет- ся выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет со- кращения числа целей, на которые должны быть направ- лены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — противополож- ность полномочий.
3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работ- никами. Дисциплина предусматривает справедливое при- менение санкций.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действую- щая в рамках одной цели, должна быть объединена еди- ным планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интереса- ми компании.

2. Общая теория управления. Закономерности...
35 7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспе- чить верность и поддержку работников, они должны по- лучать справедливую зарплату.
8. Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децен- трализацией в зависимости от конкретных условий.
9. Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на ру- ководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового зве- на. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.
10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.
11. Справедливость — сочетание доброты и правосу- дия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Вы- сокая текучесть кадров снижает эффективность организа- ции.
13. Инициатива. Означает разработку плана и обеспе- чение его успешной реализации.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она явля- ется результатом гармонии персонала.
Оба эти направления — школа научного управления и классическая школа — не заботились о социальных аспектах управления.
Можно утверждать, что французский инженер Анри
Файоль продолжил развитие идей Ф. Тейлора.
В своей книге «Общее и промышленное управление»
(1916 г.) он распределил все операции на предприятии по группам:
1) технические (производство, обработка);
2) коммерческие (покупка, продажа, обмен);
3) финансовые (привлечение капитала и его эффектив- ное использование);
4) страховые (охрана собственности и личности);
5) учетные (бухгалтерия, статистика, инвентариза- ция);
6) административные.


Афонасова М.А. Менеджмент
36
Кроме того, он определил относительную важность этих операций для персонала и предприятия.
Согласно Файолю, управлять — это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим способом использовать его ре- сурсы, обеспечив правильный ход шести групп операций, причем последнюю Файоль отнес к управлению.
Файоль выделил функции менеджмента, которые лежат в основе этой науки (рис. 2.4).
3. ???????????
4. ???????????
5. ????????
2. ???????????
1. ????????????
??????
???????????????
???????????
Рис. 2.4. Функции менеджмента (по А. Файолю)
Теоретические работы Ф. Тейлора были продолжены инженером-социологом Максом Вебером. Им был выдвинут тезис, что жесткий порядок, подкрепленный соответствую- щими правилами, — наиболее эффективный метод работы.
Вебер считал, что всю организацию можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе и работу управленцев. Такое разделение тру- да специализирует персонал и строит организацию по ли- нейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бю- рократической системы М. Вебера.
Описанные положения характеризуют первый этап развития менеджмента — деловое администрирование
(рис. 2.5)
1 1
??????? ???????? ?? ?????????? ?????: ???????? ?.?. ??????????.
?., 2003. ?. 26.

2. Общая теория управления. Закономерности...
37
???????
??????????
?. ???????
???????
????????-
?????????
???????-
????????
??????????-
??????? ?. ??????
???????-
???????
??????????
?. ??????
Рис. 2.5. Первый этап развития менеджмента
В 20–30-е гг. ХХ в. в США проводились теоретические исследования человеческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менед- жмент на человеческом факторе. Главная цель исследова- ний заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производитель- ности труда от морально-психологического состояния ис- полнителя. Эта идея лежит в основе второго этапа разви- тия менеджмента — менеджмента человеческих ресурсов.
Второй этап связан с именем Э. Мэйо, который является основателем школы человеческих отношений.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

2.4. Школа человеческих отношений
(неоклассическая школа) и школа
поведенческих наук
В период доминирования первых двух школ психо- логия находилась в зачаточном состоянии, фрейдовская концепция подсознательного ставилась под сомнение. Уче- ные, занимавшиеся психологией, редко интересовались управлением, исследования человеческого сознания не были связаны с проблемой трудовой деятельности. Дви- жение за человеческие отношения зародилось в ответ на

Афонасова М.А. Менеджмент
38
неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Ли- дерами в развитии школы человеческих отношений (нео-
классической школы) (1930–1950 гг.) были Мэри Паркет
Фоллет и Элион Мэйо. Именно Фоллет определила менед- жмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Фоллет и Мэйо в практических эксперимен- тах установили, что силы, возникающие в ходе взаимо- действия между людьми, могли превзойти и часто превос- ходили усилия руководителя.
Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разрабо-
танные рабочие операции и хорошая заработная плата
не всегда вели к повышению производительности труда.
Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людь- ми, часто превосходили усилия руководителей.
Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее вре- мя) отличается от школы человеческих отношений тем, что межличностные отношения уступили место подходу, заключающемуся в осознании работником своих собствен- ных возможностей, благодаря применению поведенческих наук (психологии, социологии) к построению и управ- лению организациями.
Более поздние исследования, проведенные Абрахамом
Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу,
являются в основном не экономические силы, а различ-
ные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руко- водство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендо- вали использовать приемы управления человеческими от-
ношениями, включающие более эффективные действия
начальников, консультации с работниками и предостав-
ление им более широких возможностей взаимного обще-
ния на работе.
Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого направления такие ученые, как


2. Общая теория управления. Закономерности...
39
К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Гердцберг.
Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера вла- сти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Новый подход стремился в большей степени оказать по- мощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной це- лью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресур- сов. Главный постулат состоял в том, что правильное при- менение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации.
Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.
Нельзя не сказать о количественном подходе к управле- нию. Его зарождение (с 1950 г. по настоящее время) свя- зано с возникновением кибернетики и исследованием опе- раций. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целого без выделения ее частей. По своей сути исследова-
ние операций — это применение методов научного исследо- вания к операционным проблемам организации.
Основная идея этого подхода — замена словесных рас-
суждений моделями, символами и количественными зна-
чениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учены- ми строились модели, наиболее часто встречающиеся в ме- неджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии разви- тия.
2.5. Процессный подход к менеджменту
Процессный подход был впервые предложен привер- женцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они

Афонасова М.А. Менеджмент
40
рассматривали их как независимые друг от друга. В про- тивоположность этому процессный подход рассматривает
функции управления как взаимосвязанные.
С процессным подходом связан третий этап развития менеджмента — менеджмент бизнеса, основной идеей ко- торого является ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей поку- пателей. Этот этап называют эмпирической (или прагма- тической) школой управления, сущность которой можно свести к разработке практических рекомендаций предпри- нимателям и менеджерам, направленных на получение прибыли.
Функциональный подход к менеджменту бизнеса со- стоит в том, что управление рассматривается как процесс, как серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процес- сом, называют управленческими функциями. Сумма всех
функций представляет собой процесс управления.
Анри Файоль выделял пять функций управления.
По его словам, «управлять означает предсказывать и пла- нировать, организовывать, распоряжаться, координиро- вать и контролировать».
Обзор современной литературы позволяет выявить сле- дующие функции: планирование, организация, мотива- ция, контроль, координация, принятие решений.
В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, ко- ординации, мотивации и контроля. Эти функции объеди- нены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
В процессе планирования (Пл) руководство определяет, какими будут цели организации и как наилучшим образом они могут быть достигнуты, основываясь на оценке потреб- ностей и сдерживающих факторов внешней среды.
Процесс организации (Ор) структурирует работу и фор- мирует подразделения, исходя из размеров организации, ее целей, технологии, персонала.
Мотивация (Мт) — это процесс, с помощью которого руководители делают так, что люди работают более произ- водительно.