Файл: Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы 2 Билет Древнейшие сведения о славянах. 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы

Билет 2. Древнейшие сведения о славянах.

Билет 3 распад славянского единства восточные славяне в 6-7 вв

Билет 4. Восточные славяне в VIII – IX вв.

Билет 5 Язычество древних славян

Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).

Билет 7. Норманнская теория происхождения древнерусского государства

Билет 8. Полит ситуация 10 век

Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке

Билет 10 крещение руси и языческие реформы

Билет 11. Полит организация конец 10-12в

Билет 12 эк и соц развитие руси 9-12

Билет 13. Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Билет 14. Город-государство в Киевской земле.

Билет 15. Город-государство в Новгородской земле.

Билет 16. Город-государство в смоленской земле.

Билет 17. Город-государство в Ростово-Суздальской земле.

Билет 18. Город-государство в Галицко-Волынской земле.

Билет 19. Культура Древней Руси.

Билет 20 слово о полку игореве и литературные традиции Киевской руси.

Билет 21 правовая культура руси

Билет 22 век турбулентности характеристика общая

Билет 23 борьба руси с западными угрозами:галицкий и невский

Билет 24 Экспансия литвы и возникновение великого княжества литовского

Билет 25 возвышение москвы

Билет 26 Борьба руси с ордой куликовская битва

Билет 27 смута во второй четверти 15 века

Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в

Билет 29 образование российского централизованного государства

Билет 30 внешняя политика ивана 3

Билет 31 эконом и соц развитие россии до 16 века

Билет 32. Культура Руси XIV - XV вв.

Фроянов – склоняется к общепринятой датировке.
Войско северского князя выступило в поход 23 апреля 1185 г. По пути к Игорю присоединились с дружинами его сын Владимир Путивльский, племянник — Святослав Рыльский, брат Игоря, черниговский князь Всеволод и черниговские ковуи: всего 5 полков. Также в этом походе впервые упоминается шестой полк, состоящий из стрельцов от всех полков. Первая встреча с половцами произошла на берегах р. Сюурли и была удачной для русских. Была захвачена богатая добыча, часть русских сил (кроме полков Игоря и Всеволода) участвовала в погоне за разбитым противником. На следующий день княжеские полки столкнулись с основными силами хана Кончака. На берегах р. Каялы разразилась кровопролитная битва. Конные дружины могли спастись бегством, но предпочли не бросать чёрных людей, спешились и стали пробиваться к Донцу. Получив ранение, Игорь снова сел на коня. Целый день воины Игоря сдерживали натиск превосходящих сил врага, но на рассвете следующего дня дрогнули. Княжеская рать была разбита, сам Игорь и его сын Владимир попали в плен.
Сюжет – поход 1185 г. князя Игоря на половцев. Поход неудачен, Игоря взяли в плен, он бежал. Произведение это не столько историческое, столько художественно-поэтическое. Немало экскурсов в прошлое. Автор пишет не с поэтическим вымыслом, а по былинам того времени, следовательно, это историческое произведение, хоть и обличенное в художественную форму.
Распри: в самом плохом свете выставляется Олег Святославич. Его автор берет в пример как «антигероя». Распри вызывают душевную скорбь у автора. Игорь, отправляясь на половцев, жаждал славы. Итог – неудача. Автор призывает других князей сплотиться и отомстить за Игоря (видимо он обращается к Всеволоду Большое Гнездо, Ярославу Галицкому).
Вопреки всему – Русь едина. Раздор лишь в князьях. ПВЛ и «Слово» являются жемчужинами нашей словесности. Время, когда появляется «Слово» и ПВЛ – особый, яркий, самобытный период нашей истории. Но, к сожалению, под ударом внешнего врага Древнерусское государства пало, и затем его развитие пошло по новому вектору.



Билет 21 правовая культура руси


Устав Владимира – включает 4 раздела.
I – правило о десятине церкви. 1/10 часть отдается церкви от: доходов князя (торговых, земель, вотчин, скота, рыбы). Древнерусская церковь была слаба, следовательно, она содержалась за счет князя. Князь был заинтересован в церкви, большинство верующих – язычники, которые ещё не совсем хорошо понимают новую веру.
II – церковный суд. Должен присутствовать представитель князя. Церковному суду подлежат дела семейные, о преступлениях против веры и церкви, об оскорблении словом и действием, о прелюбодеянии и противоестественном разврате. В основе – византийские правила. Наказывали – ведьмы, принявшие христианство, но осуществляли языческие обряды, оскорблявшие христианскую веру (церковные воры, гробокопатели, еретики).

III – церковные люди, находящиеся в ведомстве РПЦ: духовенство с семьями, паломники, рабы, отпущенные на волю на помин души, престарелые, вдовы, сироты, калеки, больницы, врачи.
IV – учреждение церковного ведомства: монастыри, больницы и странноприимные дома.
Русская правда – первый свод законов Древней Руси. Сохранилось более 100 списков. Их делят на группы. Сергиевич (XIX век) выделил 5 групп. Сейчас – либо 2, либо 3 группы (группа = редакция). 1 группа – краткая правда, пространная правда, сокращенная правда. Краткая правда имеет 2 списка – академический и археографический. + ростовский (о нем говорил Татищев, сгорел в 1812 году).
Первые 18 статей – «Правда Ярослава (Древнейшая)» - 1016 год (большинство так и считают). Тихомиров полагал, что она была записана лишь в 1036г. Большинство считают, что их сделали только для Новгорода. Но например И.Я. Фроянов считает, что статьи предназначены и для Киева тоже. Статьи весьма логичны. + можно сказать о грамоте Ярослава Новгороду, которая давала городу привилегии.
Первая статья – статья об убийстве. Если убивают свободного человека сохраняется кровная мест, т.е. воздаяние равных за равных, причём мстят лишь члены родовой патриархальной семьи. Отомстить может сын за отца, отец за сына, брат за брата, племённик со стороны отца. Если мстители отказываются убивать виновного, тогда они обращаются в княжеский суд и князь решает судьбу убийцы. В «Русской Правде» нет смертной казни (т.к. не сложился карательный аппарат). Но есть

вира (40 грн. – куда идет вира – неясно, вопрос дискуссионный: родственникам, князю, половина родственникам, половина князю).
Вторая статья – статья о нанесении телесных повреждений. Если человека избивают или калечат, то преступник платит 40 гривен. Далее с 3 по 18 статью рассматриваются различные телесные повреждения и драки, наказания за них. А также статьи о воровстве. Если у кого-то что-то пропадёт и будет подозреваемый, надо доказать, что именно данный человек совершил преступление. Потом подозреваемого вызывают на свод, допрашивают и тот приносит клятву именем Бога. Восемнадцатая статья – о порче имущества.
С 19 статьи по 41 статью – это «Правда Ярославичей», принята на съезде князей в 1068 году, после драматических событий в Киеве. Этот документ о вотчинной собственности князя. Жизнь общинника стоит 80 гривен, сельского старосты – 12 гривен (отвечает за пашню), старшего конюха – 80 гривен, рабов, холопов, рядовичей, смердов – 5 гривен. Т.е. у князя коневодство на первом месте, а земледелие на втором. Боевой конь стоит 3 гривны, княжеская птица или охотничья собака стоит 3 гривны. Рассматриваются такие отрасли хозяйства как рыболовство, бортничество, охота. Пахари, которые перепашут межу должны заплатить штраф.
Статья 42 «Покои вирник». От князя приходит вирник со своими людьми, собирает пошлины на княжеский суд, местное население платит деньги и содержит вирника. Развернулась дискуссия по поводу личности и функций вирника. Балтин и Стратонов считают, что вирник судит, как и князь, но тогда княжеский суд теряет свой сакральный смысл (например, Андрей Боголюбский передаёт свои судные функции своим доверенным людям).
Статья 43 «О мостниках». Мостники строят и ремонтируют мосты, получают за эту работу жалование. Может быть речь идёт о мостовых. Ярослав Мудрый ограничил кровную месть, ввел виру, головничество (компенсация родственникам убитого), была введена вира за оскорбление чести, достоинства, вреда здоровью. Размеры виры зависели от состава преступления.
Следующий документ – Пространная правда (открыли Кристинин и Балтин в 1982 году). Самые давние списки – синодально-троицкая группа (пушкинская и карамзинская). Источники: «Краткая Правда» (дополнена и переработана). Изменена Статья первая: добавлена статья об убийстве княжеского человека (месть или штраф 80 гривен). Расширена «Правда Ярославичей»,
теперь жизнь обычного конюха, ремесленника, повара стоит 40 гривен. «Записи обычного права» - статьи с 4 до 8, 19 - о дикой вире. Если на территории общины найдён труп знакомого общинникам человека, то они должны помочь княжеским властям в поисках убийцы. Если общинники не помогают властям или не хотят выдавать преступника, то они платят дикую виру (40 гривен за обычного человека, 80 гривен за княжеского человека). Половину штрафа платит преступник родственникам убиенного, а половину штрафа платят общинники князю. Если человек стал разбойником, то община не заступится за него, а выгонят его и семью из общины, а имущество разделят между собой.
Статьи 21 и 22 отражают Божий суд: если нет улик, то начинается испытание железом подозреваемого. Иногда испытывают водой или дают клятву именем Бога. Статьи с 31 по 39 – о своде.
Статьи 40-45 – о кражах, статьи 46 и 47 – о долгах, статья 49 – о поклаже, статьи 53-66, за исключение 65 статьи – устав о закупах Владимира Мономаха. Статьи 67-88 – княжеское хозяйство, статьи 88-109 – уставное право, статьи 109-121 – о холопах и иных рабах. Устав о закупах: раньше закуп отрабатывал купу у господина, а если бежит, то превращается в холопа. Теперь закуп может жаловаться на своего господина в суде, может отрабатывать купу у другого господина. Если закуп работает своими орудиями труда, то при утере или поломке ничего не платит, а если хозяйскими орудиями труда, то платит штраф. Закуп может свидетельствовать в суде, только если это небольшие дела. Имущество свободного дворовладельца наследуют сыновья, а если их нет – дочери. Имущество смерда отбирается в пользу князя, если у него нет сыновей. В древнерусском обществе жена не имеет права наследования. Вдова могла жить у любого из своих детей.
Статья 77 – «Гонение следа» (поиски вора по горячим следам). Если вдруг случиться воровство, то общинник должен выйти на улицу и кричать, что у него что-то украли. Приходят соседи и те, кто не вызывают у него подозрения идут с ним искать вора. Они заходят в каждый дом, жители которого должны доказать, что они не укрывают вора и присоединиться к его поискам. Когда вор будет пойман, его надо привести на княжеский суд и там будет решена его судьба.