Файл: Введение. В представленном методическом пособии к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 970

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эффективность реабилитации больных хирургического профиля, определяется обязательной комплексностью различных реабилитационных мероприятий, таких, как лечебная физкультура, медикаментозная терапия, физиотерапия. Только разнообразное сочетание перечисленных методов, гибкое и варьирование в зависимости от текущих задач определенного восстановительного этапа лечения, - все это позволяет осуществить оптимальную реабилитацию больного, восстановив его функции. Длительная лечебная практика показала, что наиболее адекватным и эффективным способом восстановительного лечения является лечебная физкультура, и в первую очередь, основная ее составная часть - лечебная гимнастика, с помощью которой осуществляется лечение движениями.


2. К бытовому травматизму относятся травмы, полученные в жилище (квартире, частном доме, общежитии и т.п.), на лестничном проходе, во дворе, на даче, земельном участке, в саду, гараже, в общественных местах и зонах отдыха ( в кинотеатре, лесу, парке и т.п.) Бытовой травматизм выступает на первое место среди травм (производственных, уличных, спортивных, военных и т.п.). Ввиду сложности дифференциации и многообразия причин и условий, приводящих к бытовым травмам целесообразно говорить не о причинах, а о фоновых (предрасполагающих) факторах бытового травматизма. Ведь, например, гололед не приводит, а лишь способствует получению травмы. Следовательно, наличие фоновых факторов повышает вероятность возникновения бытовой травмы и, наоборот, их отсутствие снижает степень риска травматизации. Фоновые факторы бытового травматизма можно классифицировать на внешние и индивидуальные.

1. Внешние:

- неисправность предметов домашнего обихода

- недостаточная освещенность лестничной площадки, квартиры, тротуара, территории двора и т.п.

- гололед и заснеженность

- не благоустройство территории двора

- неудачная конструкция бытовых приборов

- низкий уровень жизненных удобств, плохое качество пола в доме ( в квартире)

- дефекты в изоляции электропроводки

2. Индивидуальные фоновые факторы:

- дефект зрения

- неосторожность

- недосыпание, утомление

- возраст

- психические и соматические заболевания, наличие анатомических (физических) дефектов

- предшествующие события (мелкие и крупные неприятности, радостные события и трагические)

- прием лекарственных средств и тонизирующих напитков

- характер взаимоотношений в семье

Следует отметить ведущая роль в возникновении бытовых травм принадлежит группе индивидуальных факторов, это имеет важное значение в плане профилактики и снижения уровня бытового травматизма.

Огромная доля бытового травматизма принадлежит - детскому травматизму. Последствия его подчас так трагичны, что изучением детского травматизма много раз занималась Всемирная организация здравоохранения, назвав его «бичом общества». На детский возраст приходится 25% всех повреждений, которые получает человечество. Ведь дети так тесно не соприкасаются с техникой

, транспортом, ядовитыми химическими веществами, как взрослые. Где же ребенок может получить травму? Примерно в 40% всех случаев это происходит дома или во дворе дома. Наибольшее число травм приходится между 13 и 19 часами, т.е. когда большинство из детей находится вне школы и детских садов. В домашних условиях наиболее часто получают повреждение дети грудного возраста до года, немного реже - преддошкольного -от I года до 3 лет.

Уже в первые 3 месяца жизни ребенок может пострадать- его могут уронить, облить горячей жидкостью и т.д. С 4-5 месячного возраста частота повреждений увеличивается, так как у ребенка появляются сознательные хватательные движения, и он может опрокинуть на себя посуду с горячей жидкостью, проглотить мелкие предметы, упасть из кроватки, коляски. В преддошкольном и дошкольном возрасте любознательность детей, недостаточность координации движений, отсутствие жизненного опыта приводят к падению с мебели, качелей, ожогам горячими жидкостями, отравлениям ядовитыми веществами. Дети этого возраста часто падают из окон, так как либо забираются на подоконники самостоятельно или их подсаживают туда взрослые. Бытовые травмы у школьников могут быть самыми разнообразными. Особенно тяжелы последствия падения в пролет лестницы при катании на перилах, с велосипедов, при прыжках с заборов, крыш, гаражей, деревьев, Особенно часто такие несчастья происходят с детьми 7-11 лет.

Очень часто при несчастных случаях с детьми взрослые проявляют растерянность, беспомощность или полную медицинскую неосведомленность. Поэтому велика ответственность родителей и семейной медсестры в профилактике и первой неотложной помощи. Эта помощь должна быть немедленной и медицински грамотной, чтобы ребенок при ранении не погиб от кровотечения и его состояние не ухудшилось бы в последствии в результате присоединившихся осложнений (например, нагноение раны, заражение крови). Семейная медсестра вправе научить родителей предупредить тот или иной несчастный случай. Для профилактики различных травм у детей надо строго соблюдать ряд подсказанных жизненным опытом требований, которые несложны - просто о них надо помнить.

Дети до 7 лет нуждаются в постоянном внимании и опеке взрослых, так как они не имеют жизненного опыта и часто попадают в беду. Школьники тоже нуждаются в присмотре, пусть не в таком неотступном как малыши. Поведение ребенка, его собранность зависят от состояния его нервной системы. Для детского возраста характерно преобладание возбуждения над торможением. Хорошо известно, что здоровому ребенку трудно усидеть на месте, что проявляется в рассеянности, несобранности, отсутствии устойчивого активного внимания. В таком состоянии ребенок легко может получить какую либо травму. Поэтому семейная медсестра должна рассказать родителям и опекунам ребенка, о характерных для возраста ребенка психологических особенностях, о необходимости соблюдения режима дня - сна, питания, пребывания на свежем воздухе. Так как все это укрепляет и правильно развивает нервную систему ребенка. Здоровый, хорошо воспитанный, дисциплинированный, физически хорошо развитый школьник реже становиться жертвой несчастного случая - у него хорошо функционируют сдерживающие центры и он привык выполнять советы взрослых. Для предупреждения транспортного травматизма необходимо знакомить детей с правилами уличного движения, начиная с дошкольного возраста. Надо смелее допускать детей к самообслуживанию в быту уже с дошкольного возраста, контролируя работу ребенка. Это способствует обучению детей правилам безопасности в обращении с режущими и колющими предметами домашнего обихода, горячим утюгом и т.д.


В каждой семье должна быть аптечка с предметами необходимыми для оказания первой помощи: стерильный бинт, стерильные марлевые салфетки, йод, вата, бинт, раствор перекиси водорода, спирт, пузырь для льда, борная кислота.

Семейная медсестра может проводить занятия с семьями о неотложной помощи при различных травмах.

Ушибы. При ушибе происходит повреждение мягких тканей, мышц, разрывы кровеносных сосудов с кровоизлиянием в окружающие ткани. Пострадавший жалуется на боль в области ушиба. В этом месте появляется припухлость.

Растяжение связок. При внезапных и резких движениях, выходящих за пределы нормального движения данного сустава, происходит растяжение связок и кровоизлияние, которое наблюдается в виде припухлости. В области растяжения возникает боль. Движение в суставе нарушается.

Первая помощь. Создать покой поврежденному участку и положить на него холод (пузырь со льдом) на час с 3-4 перерывами по 15 минут.

Этим уменьшается кровоизлияние и болезненность. Ушиб носа может сопровождаться кровотечением. При этом нельзя разрешать сморкаться. Необходимо положить на нос ткань, смоченную холодной водой, а голову наклонить вперед, зажав крылья носа пальцами в течении 10-15 минут. При таком положении стекающая кровь свертывается и закупоривает кровоточащий сосуд.

Ушиб головы особенно опасен - из-за возможного сотрясения головного мозга, перелома костей черепа, разрыва сосудов твердой мозговой оболочки. Вначале может не быть достоверных признаков этих тяжелых повреждений и их не надо ждать. Немедленно уложить пострадавшего в постель. Обеспечить ему покой, к голове приложить лед и немедленно вызвать врача.

Переломы. Бывают закрытые и открытые. Последние опаснее так как присоединяется возможность попадания инфекции в рану. Признаки перелома: - нарушение движения поврежденной конечностью;

- припухлость;

- сильная боль, усиливающаяся при нарушении покоя поврежденной области.

Вывихи. Если внешняя сила, действующая на сустав, превышает обычный объем движения в суставе, то кости смещаются, и происходит вывих. Появляется резкая боль, движения конечности ограничены. У детей в возрасте от 1-3 лет довольно часто возникает подвывих головки лучевой кости. Происходит это в том случае, если ребенка рывком резко потянуть за вытянутую руку. Появляется резкая боль в области локтевого сустава, ребенок плачет при малейшем дотрагивании до руки, она висит вдоль туловища.


Первая помощь, При подозрении на перелом, вывих, подвывих, растяжение связок не делайте попыток к вправлению. Не тяните за поврежденное место - это только повредит пострадавшему. Резкая боль при этом может привести к обмороку или вызвать тяжелейшее осложнение - травматический шок. Для облегчения боли, уменьшения внутреннего кровотечения, предохранения кожи от повреждения костным отломком, чтобы закрытый перелом не стал открытым, необходимо обездвижить конечность. Для иммобилизации ноги используйте подручный материал- доску, фанеру, плотный картон. Они выполняют роль транспортной шины. Шину надо прибинтовать так, чтобы она захватывала суставы выше и ниже места повреждения, чтобы создать надежную неподвижность конечности. Профилактика падений детей с высоты.

Не кладите детей до 3 лет в кроватки, не защищенные сетками или решетками. Если ребенок начал садиться и тем более вставать, не оставляйте его без присмотра в коляске. Ребенок до 7 лет должен кататься с деревянных горок, на каруселях, качелях только в вашем присутствии. Младшим школьникам надо показывать на житейских примерах опасность катания с перил лестниц, лазание на высокие деревья, на строительные леса.

Как предупредить ранения. Не оставляйте в доступных для маленьких детей местах острых предметов: ножниц, ножей, вилок и др. и не разрешайте играть ими даже в вашем присутствии. Начиная с 4-5 летнего возраста ребенка надо научить пользоваться ножом, ножницами, вилкой. Это перестанет вызывать у ребенка повышенный интерес к указанным предметам, и он постепенно научиться разумно ими пользоваться. Не разрешайте детям бегать с острым предметом в руках. Объясните, как можно о них пораниться.

Ожоги.

1. Термические ожоги наблюдаются в любом возрасте, но наиболее часты у детей от 1-3 лет, когда малыш подталкиваемый любопытством может дотронуться до горячего предмета (утюг, электроплита), опрокинуть на себя посуду с горячей жидкостью, потянуть на себя скатерть со стола, на котором стою" горячая пища, упасть в таз с горячей водой и т.д.

Первая помощь при термических ожогах. Наибольшее число ошибок допускается именно при оказании первой помощи обожженному: ожоговую поверхность присыпают содой, крахмалом, смазывают маслом, мочой. Не делайте этого - все это только ухудшает заживление ожога.

Что делать если, на ребенке воспламенилась одежда? Нельзя допускать, чтобы он бегал. Пламя можно погасить, накинув на него плотную ткань (одеяло, пальто). Как только пламя удалось погасить, нужно быстро снять одежду, так как длительное пребывание в горячей одежде усугубляет ожог. Затем нужно завернуть пострадавшего в чистую проглаженную простыню и срочно вызвать скорую помощь. При наиболее часто встречаемом в быту ожоге кистей рук достаточно немедленно подставить обожженное место под струю проточной холодной воды на 10-15 минут, а затем наложить стерильную повязку. Что делать, если ребенок глотнул горячую жидкость? Нужно дать ему выпить холодной воды, пососать кусочек льда и немедленно показать ребенка врачу, так как при ожоге глотки возможно образование отека, который через несколько часов после травмы вызовет затруднение дыхания и потребует квалифицированной помощи.