Файл: Введение. В представленном методическом пособии к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 967

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все эти упражнения сочетаются с общеразвивающими и дыхательными, используются также упражнения на координацию, воспитание правильной осанки. Исключаются упражнения, способные вызвать смещение органов брюшной полости вниз (силовые упражнения, резкие наклоны туловища, прыжки, подскоки, все упражнения, способствующие увеличению внутрибрюшного давления). Продолжительность занятий в первые 1-3недели - 10-15 мин 1раз в день ,в последующие месяцы по 15 мин 2 – 3 раза в неделю.

Наряду с гимнастикой рекомендуется массаж живота и самомассаж.


Вопросы:

1. Основные принципы реабилитации при гастритах, ЯБЖК и ДПК.

2. Основные этапы физической реабилитации при язвенной болезни желудка и двендацатиперстной кишки.

3. Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости.

Ситуационные задачи:

Задача №1

Больной 40 лет. В течение последних 3 месяцев появились жалобы на дискомфорт в эпигастральной области , изжогу, периодическую рвоту после еды.

Из анамнеза известно, что последние 2 года больной принимал курсовые лечения нестероидными противовоспалительными препаратами.

При осмотре: состояние средней тяжести, кожные покровы бледно-розовые , гемодинамика стабильная , при пальпации живота - локальная болезненность в эпигастрии.

Вопросы:

1. О каком заболевании идет речь?

2. Укажите возможную причину данного заболевания

3. О каких возможных осложнениях должна проинформировать медсестра данного пациента?

4. Какие курорты может рекомендовать медсестра больному в дальнейшей реабилитации ?

Задача №2

Больная 45 лет. Остро, внезапно после обильной жирной пищи появилась неукротимая рвота, опоясывающие боли.

При осмотре: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные.

При пальпации живота болезненность в эпигастральной области, локальное напряжение мышц живота.

Вопросы:

1. О каком заболевании идет речь?

2. Укажите возможную причину данного заболевания

3. В чем заключается неотложная доврачебная помощь в данном случае?

4. В чем заключается дальнейшая реабилитация пациента после выписки из стационара?

Задача № 3

Пациент К. 40 лет находился на стационарном лечении с Диагнозом: Язвенная болезнь луковицы ДПК в стадии обострения. В стационаре получал медикаментозное лечение, физиолечение. Выписался в удовлетворительном состоянии, язвенный дефект зарубцевался, анализы без особенностей.

Вопросы:

1. В чем заключается дальнейшая реабилитация данного пациента?

2. Какую минеральную воду для внутреннего приема и по какой методике может рекомендовать медсестра данному пациенту?

3. Какие курорты Сибирского региона может рекомендовать медсестра в дальнейшей реабилитации?

Список тем по УИРС:

    1. Применение КВЧ при ЯБЖ и ДПК.

    2. Водолечение в реабилитации больных ЯБЖ и ДПК.

    3. Санаторное лечение больных ЯБЖ и ДПК.


Лекция 12 - 13: «Реабилитация пациентов с ограниченными возможностями по слуху, по зрению».

(4 часа)

Значение изучения темы: Актуальность данной темы характеризуется тем, что ограничения возможностей по зрению, по слуху, играют значительную роль в инвалидизации населения первичного выхода на инвалидность. Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен:

иметь представление: об основных методиках реабилитации пациентов с ограниченными возможностями по зрению, по слуху.

Знать - основные принципы реабилитации больных с ограниченными возможностями по зрению, по слуху.

Виды реабилитации (медикаментозная, физическая, психологическая, трудовая). Цели и задачи реабилитации больных с ограниченными возможностями по зрению, по слуху

Уметь – составлять реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации по вышеуказанным заболеваниям.

-заполнять карту физической реабилитации больных с ограниченными возможностями по зрению, по слуху.

План:

  1. Нарушение слуха. Реабилитация.

  2. Нарушения зрения. Реабилитация детей с нарушением зрения.

1.Нарушение слуха.

Различают следующие виды больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи - это рано оглохшие люди или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, - поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата, задержку в формировании прямостояния, нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.

Слабослышащие – инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Причины инвалидности по слуху: врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические поражения плода); приобретенные (до трех лет): менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы.

Виды врожденной патологии слуха:


- полная или частичная акклюзия (недоразвитие внутреннего уха);

- отсутствие барабанной перепонки;

- атрезия (заращение наружного слухового прохода).

Физическая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха и речи.

Цель реабилитации: улучшить состояние здоровья и трудоспособность инвалидов. В приложении к постановлению Министерство труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29 января 1997 г. записано: «Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида. Достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». Исходя из того, какие нарушения основных функций организма человека наблюдаются у инвалида с нарушением слуха и речи, а также какие имеются ограничения основных категорий жизнедеятельности, ставятся конкретные (специальные) задачи физической реабилитации.

Так, у инвалидов с нарушением слуха и речи возможны следующие нарушения основных функций организма: нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли); нарушения статодинамических функций; нарушения сенсорных функций (т.е. слуха).

Помимо этого могут наблюдаться ограничения основных категорий жизнедеятельности: способность к обучению, трудовой деятельности, к ориентации, к общению и др. Поэтому примерные задачи физической реабилитации таковы:

- обеспечение свободного развития личности в обществе;

- устранение последствий инвалидности, разработка мер предупреждения инвалидности;

- создание равных возможностей инвалидов для интеграции в общество.

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий.

А именно: физические методы лечения( физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др. Зачастую больным с нарушением слуха и речи необходимо пользование слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии. Существуют специальные ясли и детские сады, где ведется постоянная работа по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ). Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ,
производственная гимнастика, физкультпаузы и др.).

2.Нарушения зрения. Реабилитация.

Различают врожденные и приобретенные нарушения зрения. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции). Результатом генетических нарушений могут быть микрофтальм (глубокое структурное изменение глаза), антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).

Причинами приобретенной слепоты являются невриты зрительного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

Различают больных со следующими нарушениями зрения.

Слепые – люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением ( очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). В свою очередь различают 2 степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я – тотальная потеря зрения; 2-я – практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета.

Слабовидящие – это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.

По уровню физического развития дети с нарушением зрения во всех возрастных группах отстают от нормы. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений и не только в физическом развитии слепых и слабовидящих. В частности, у них ослабляются познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно – образное мышление), значительно снижены двигательные функции и качества.

При значительной или полной потери зрения нарушаются координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от норма составляет 53%). В меньшей степени ( на 8-12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно – силовых качеств. Известно, что психическое развитие ребенка зависит от состояния моторики, отмечено, что именно движение непосредственно осуществляет практическую связь ребенка с окружающей средой которая лежит в основе развития психических процессов. Дети с патологией органа зрения в большой степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит сомнению и тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.