Файл: Введение. В представленном методическом пособии к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 962

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первостепенную важность с реабилитационных позиций имеет развитие адаптационно – компенсаторных возможностей слабовидящих детей, касающиеся как органа зрения, так и иных анализаторных систем, поэтому вся комплексная программа реабилитации детей – инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использование сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляется с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др.В ряде физических упражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

У слепых выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочное и контрольное операции с помощью мышечно – суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора. Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражнений ( поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижаются более чем в 5-8 раз.

Приведенные сведенья позволяют классифицировать все упражнений для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении.

Выделяют 3 группы упражнений для слабовидящих:

1) упражнения, в которых ведущим является зрительный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор;

3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор.

Для слепых:

1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор;


2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.

2. При реабилитации детей с нарушением зрения следует учитывать, что не достаточное двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненноважных функций организма: ухудшение деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и общей работоспособности. По причине всех этих особенностей психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительной дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями в школе и семье должны быть самыми разнообразными:

1) уроки физической культуры;

2) занятие в школьной секции по избранному виду спорта и ОФП;

3) УГГ;

4) физкультпаузы;

5) прогулки – пешие, велосипедные, лыжные;

6) бег в течение 10-30 мин. ;

7) плавание, купание;

8) подвижные игры;

9) самостоятельные занятия доступным видом спорта;

10) специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки;

11) участие в различных соревнованиях;

12) занятия ЛФК

Дети ежедневно должны заниматься физическими упражнениями не менее 1-1,5 ч. На занятиях используются не только упражнения коррекционной направленности, но и направленные на закрепление умения естественно двигаться (хотьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), так как это особенно важно для слепых и слабовидящих детей.

При проведении оздоровительно – реабилитационных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности организма слепых и слабовидящих детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей, физические упражнения применяются в разной последовательности и дозировке. В зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей для занятий подразделяют на 2 группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, с альбинизмом. Детям 1-йы группы противопоказаны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения,

стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т.п. Для детей 2-й группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низкими показателями физической подготовленности.

Основной формой ЛФК для детей – инвалидов по зрению являются занятия лечебной гимнастикой различной направленности.

Во – первых, это занятие ЛГ, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия не необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, для тренировки зрительно – моторных реакций у детей, упражнения на развитие и – коррекцию интрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата.

Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих детей необходимо включать занятие корригирующей гимнастикой.

В-третьих, занятия, направленные на развитие общей физической подготовке. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем, что у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно – рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить продолжительность в водной части занятия до 35%, соотвественно, основная часть составит 50 и заключительная – 15%.

Вопросы:

  1. Основные принципы реабилитации пациентов с ограниченными возможностями по слуху.

  2. Укажите состояния, соответствующие формулировке: «Ограничения по слуху».

  3. Реабилитация для слабовидящих.

  4. Перечислите группы упражнений для слабовидящих.

Список тем по УИРС:

1.Социальная реабилитация слабовидящих.

2. Трудотерапия слабовидящих.

3. СПО для слабовидящих.

4. Социальная реабилитация для слабослышащих.

5. Трудотерапия слабослышащих.

Лекция №14 «Реабилитация пациентов с нарушениями обмена веществ».

(2 часа)

Значение изучения темы: Актуальность данной темы характеризуется тем, что количество пациентов с нарушениями обмена веществ растет год от года и играют значительную роль в инвалидизации населения первичного выхода на инвалидность.


Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен:

иметь представление: об основных методиках реабилитации пациентов с нарушениями обмена веществ.

Знать - основные принципы реабилитации пациентов с нарушениями обмена веществ.

-виды реабилитации (медикаментозная, физическая, психологическая, трудовая). Цели и задачи реабилитации больных с нарушениями обмена веществ.

Уметь – составлять реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации по вышеуказанным заболеваниям.

-заполнять карту физической реабилитации больных с нарушениями обмена веществ.

План:

1. Физическая реабилитация при ожирении.

2. Физическая реабилитация при подагре и сахарном диабете.

Названные расстройства развиваются при нарушении функции желез внутренней секреции, нервной системы, неправильном питании, интоксикации организма и вследствие других причин. Существенное место в патогенезе расстройства обмена веществ занимает также и повреждение ферментативной системы организма. Активная физическая деятельность, регулярные занятия физической культурой и спортом играют важную роль в поддержании нормального обмена веществ. Лечебное влияние физических упражнений при нарушении обмена веществ осуществляется в основном по механизму трофического действия. Физические упражнения оказывают общетонизирующее влияние на организм и нормализующее воздействие на нервную и эндокринную регуляцию всех трофических процессов, способствует восстановлению нормальных моторно-висцеральных рефлексов, что приводит к нормализации нарушенной функции.

Физические упражнения, тонизируя ЦНС, повышают и активность желез внутренней секреции, активность ферментативных систем организма. Специально подбирая физические упражнения, можно воздействовать преимущественно на жировой, углеводный или белковый обмен


1.Физическая реабилитация при ожирении.

Ожирение – группа болезней и патологических состояний, характеризующиеся избыточным отложением жира в подкожной жировой клетчатке и других тканях и органах, обусловленное метаболическими нарушениями, и сопровождающиеся изменениями функционального.

По характеру течения ожирение делится на прогрессирующее, медленно прогрессирующее, стойкое и регрессирующее. Выделяют также 4 степени ожирения: І степень – превышение должной массы до 29%, ІІ степень – 30 – 49%, ІІІ степень – 50 – 100%, IV степень – выше 100% массы тела.

Этиология и патогенез. Многочисленные этиологические факторы можно разделить на экзогенные (переедание, снижение двигательной активности) и эндогенные (генетические, органические поражения ЦНС, гипоталамо-гипофизарная область). На жировой обмен оказывают выраженное влияние стрессовые факторы (психическая травма) и интоксикация ЦНС.

Регуляции поступления пищи осуществляется пищевым центром, локализованным в гипоталамусе. Поражения гипоталамуса воспалительного и травматического характера приводят к повышению возбудимости пищевого центра, повышенному аппетиту и развитию ожирения. В патогенезе ожирения определенная роль принадлежит и гипофизу. Ожирение является серьезным заболеванием, нуждающимся в специальном лечение, оно может существенно влиять на все важнейшие органы и системы, являясь фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (ИБС, атеросклероз, гипертоническая болезнь), например, сердечной недостаточности. Высокое стояние диафрагмы у лиц с ожирением уменьшает ее экскурсию и способствует развитию воспалительных процессов (бронхит, пневмония, ринит, трахеит) в бронхолегочной системе. Выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта (хронический холецистит, желчнокаменная болезнь, хронический колит). Печень у таких больных обычно увеличена вследствие жировой инфильтрации и застоя. Из-за ожирения возрастает статическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат (суставы нижних конечностей, позвоночник), возникают артрозы коленных и тазобедренных суставов, плоскостопие, грыжи межпозвоночного диска (остеохондроз). Развивается диабет, возникают нарушения менструального цикла, аменорея, бесплодие, подагра. Ожирение может лежать в основе функциональных нарушений деятельности нервной системы (ослабление памяти, головокружения, головные боли, сонливость днем и бессонница ночью). Возможно возникновение депрессивного состояния: жалобы на плохое самочувствие, переменчивость в настроении, вялость, сонливость, одышка, боли в области сердца, отеки и т.п.