Файл: Министерство просвещения науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина

Кафедра методики преподавания спортивных дисциплин и национальных видов спорта

КОЧЕВОЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЕДИНОБОРСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Физическая культура

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

доцент, док. пед. наук Янова М.Г.

___________________________

Научный руководитель

доцент, док. пед. наук Янова М.Г.

___________________________

Дата защиты

___________________________

Обучающийся

Кочевой А.С.

___________________________

Оценка_____________________

Красноярск 2023
Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет………………………………………………6

    1. Физиологические механизмы формирования скоростно-силовых качеств…………………………………………………………………………6

1.2 Возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств школьников 14-15 лет…………………………………………………………...12

1.3 Особенности скоростно-силовой подготовки в единоборствах………….17

1.3.1 Скоростно-силовая подготовка борцов самбо…………………………...22

1.3.2 Особенности воспитания скоростных качеств в тхэквондо…………….28

1.3.3 Характеристика двигательной деятельности каратиста………………...29

1.4 Способы развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет средствами единоборств ……………………………………………………...…………………………......31


Выводы по первой главе………………………………………………………37

Глава 2. Организация и методы исследований…………………………….39

2.1 Организация исследований…………………………………………………39

2.2 Методы исследований………………………………………………………40

Глава 3. Формирование скоростно-силовых качеств и способы их развития у обучающихся 14-15 лет

3.1 Разработка и реализация средств и способов формирования скоростно-силовых качеств у обучающихся 14-15 лет ...…………….....….…………………………………………………………..…..43

3.2 Оценка эффективности средств и способов развития скоростно-силовых качеств подростков 14-15 лет средствами единоборств…………………....…….…….46

Выводы ……………………………………………………………………..55

Библиографический список…………………………………………………..57

Введение

Физическая подготовка - эффективный фактор увеличения функциональных возможностей организма, развития движущих способностей и связанных с ними навыков и умений.

Несмотря на то, что существует большое количество исследований посвященных проблеме физического воспитания, на наш взгляд, данный вопрос недостаточно изучен, современными учеными.

В большинстве работ, посвященных данному вопросу, отмечается, что недостаточное применение существующих форм физической культуры приводит к ослаблению здоровья, физической подготовленности, морфологических структур. В тоже время, другие авторы отмечают, что уровень физической подготовки подрастающего поколения не соответствуют постоянно растущим требованиям современного общества, что вызывает тревогу и обращает на себя внимание специалистов.

По мнению многих исследователей, средний школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития скоростно-силовых качеств, в связи с тем, что именно в этом возрасте имеются благоприятные предпосылки для развития двигательных навыков и умений, а также быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости. Если этот период будет упущен, то совершенствование этих способностей не будет реализовано в целом, или осуществится с большим трудом и в более позднем возрасте [3].



Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияют на формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п. [16].

Для спортивных единоборств сложная реакция скоростных качеств является своеобразной и значительной, это связано прежде всего с особенностями данного вида спорта: участнику единоборств приходится находиться в состоянии регулярной защиты, поскольку соперник может в любой момент применить удар, защиту, маневр и т.д., а также необходимо отвечать соответствующим приемом, чтобы выиграть поединок [22].

Скоростно-силовая подготовка является одним из важнейших компонентов в повышении спортивных результатов спортсменов, специализирующихся в видах спорта со скоростно-силовой направленностью на всех стадиях их многолетней подготовки в целом и в единоборствах в частности, а также, как уже отмечалось ранее, способствует гармоничное развитию организма человека в период его роста.

Проблемы в развитии каких-либо качеств у бойца или спортсмена могут привести к тому, что спортсмен не достигнет высоких и стабильных спортивных результатов, а развивающийся организм ребенка во взрослом возрасте не сможет выполнять в полном объеме профессиональные функции. В связи с этим актуальным становится вопрос поиска новых форм проведения физкультурных занятий в школе, особенно для детей подросткового возраста, так как именно в этот период начинается наиболее активная фаза формирования организма.

Цель работы: анализ проблемы разработки и реализации средств и способов развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет, на уроках физической культуры с применением элементов единоборств.

Для изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-методические источники и литературу, посвященные проблеме развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет.

  2. Разработать комплекс средств и способов скоростно-силовой подготовки обучающихся 14-15 лет основанную на применении средств единоборств.

  3. Применить и оценить эффективность комплекса упражнений скоростно-силовой подготовки обучающихся 14-15 лет основанную на применении средств единоборств.

Объектом исследования: образовательный процесс по физической культуре, в школе.


Предметом исследования: средства и способы развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет.

В работе использованы следующие методы исследования:

1) теоретические (анализ литературы)

2) эмпирические (педагогический эксперимент)

3) методы описательной обработки данных

Гипотеза исследования: предполагает включение в образовательный процесс элементов единоборств, которые позволят улучшить скоростно-силовые качества обучающихся 14-15 лет.

Теоретическая значимость исследования: раскрыто понятие скоростно-силовых качеств в педагогической теории и практике; выявлены возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15лет и педагогические условия развития их скоростно-силовых способностей

Практическая значимость исследования: данной работы заключается в подборе материала по данному направлению, который позволит организовать уроки физической культуры не только традиционными средствами, но и включить в уроки элементы единоборств.

Структура работы: введение, три главы, выводы, библиографический список.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет

1.1 Физиологические механизмы формирования скоростно-силовых качеств

Скоростно-силовые качества являются особым соединением силовых и скоростных способностей человека [1].

Согласно определению, скоростно-силовые качества – это способность развивать максимальное мышечное напряжение за минимальное количество времени [4].

В основе скоростно-силовых качеств лежат свойства работы нервно-мышечной системы, которые позволяют совершать действия, в которых вместе со значительным напряжениям мышц требуется максимальная быстрота движений [6].

Таким образом, термином скоростно-силовые качества обозначается способность человека к проявлению усилий в проявления максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения [30].

Уровень проявления скоростно-силовых качеств у человека зависит не столько от величины мышечной силы, но и от его способности к высокой концентрации нервно- мышечных усилий, а именно, мобилизации функциональных возможностей человеческого организма [12].


В результате эффективной комбинации силы и скорости проявляется максимальная мощность. Ее проявление можно заметить не только в различных спортивных упражнениях, таких как бег, прыжки, но и во многих видах спортивных состязаний: самбо, дзюдо, карате и т.д. [41].

Чем большую мощность развивает спортсмен при выполнении того или иного движения, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, это связано с тем, что финальная скорость снаряда или тела будет состоять из силы и скорости приложенных человеком усилий [28].

Практически каждый спортсмен, тренер или учитель физической культуры знает, что увеличения мощности можно добиться только за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц, либо обоих компонентов. Обычно наибольшее увеличение мощности достигается за счет увеличения мышечной силы [24].

Как правило, проявляемая мышечная сила всегда зависит от веса перемещаемой массы: как правило с увеличением массы перемещаемого снаряда показатели силы растут; однако в дальнейшем увеличение массы не всегда сопровождается приростом динамической силы [11].

При измерении динамической силы обследуемого, он должен выполнить движение, которое требует сложной вне и внутримышечной координации. В связи с этим показатели динамической силы могут серьезно различаться как у разных людей, так и у одного и того же человека при повторных измерениях [].

Измеряемая при концентрическом сокращении мышц, динамическая сила, обычно меньше, чем статическая сила (при максимальных усилиях испытуемого в обоих случаях и при одинаковом суставном угле). Чем больше скорость движения, тем выше проявляемая динамическая сила при уступающем режиме сокращения мышц [11].

Очень часто между показателями статической и динамической силы у одних и тех же обследуемых обнаруживается определенная взаимосвязь. Увеличение динамической силы в результате динамической тренировки может не вызывать повышения статической силы [44].

Все эти факты указывают на чрезвычайную специфичность тренировочных эффектов: использование определенного вида упражнений (статического или динамического) вызывает наиболее значительное повышение результата именно в этом виде упражнений. Кроме того, следует отметить, что наибольший рост мышечной силы можно обнаружить при той же скорости движения, при которой происходит тренировка [13].

В отдельную категорию, на наш взгляд, следует выделить одну из разновидностей мышечной силы – так называемую «взрывную» силу, то есть ту силу, которая характеризует способность человека к быстрому проявлению мышечной силы. Именно она, в значительной мере определяет, например, высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с разбега, или переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально возможной скоростью [33].