Файл: Министерство просвещения науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для анализа показателей «взрывной» силы ученые используют и ее нарастания, которая определяется как отношение максимальной проявляемой силы ко времени ее достижения или как время достижения специально выбранного уровня мышечной силы (то есть ее абсолютный градиент), либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части (то есть ее относительный градиент) [14].

Особенно хорошо видна разница в абсолютных градиентах силы у представителей скоростно-силовых видов спорта: у этих спортсменов градиент силы выше, чем спортсменов, тренирующихся на выносливость или нетренированными людьми [38].

Показатели взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы, поскольку физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющих статическую силу [15].

В проявлении взрывной силы также серьезную роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения быстрых и медленных волокон [21].

Быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон у высококвалифицированных представителей скоростно-силовых видов спорта по сравнению с нетренированными людьми или представителями других видов спорта, как правило, связано это с тем, что в процессе тренировки эти волокна подвергаются более значительной гипертрофии, чем медленные [16].

Многие исследователи в своих работах отмечают, что сила сокращения мышц влияет на скорость движения: чем больше сила, тем быстрее движение [36].

По их мнению, механизмами повышения скорости выступают:

1) увеличение скоростных сократительных свойств мышц; 2) улучшение координации работы мышц [40].

Скоростные сократительные свойства мышц зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон [27].

Увеличению скорости движения также способствуют внутри и межмышечная координация, что объясняется тем, что при координированной работе мышц их усилия объединяются и с большей скоростью преодолевают вешнее сопротивление [2].

В случаях, когда у человека отмечается высокая межмышечная координация, то сократительное усилие одной мышцы (или группы мышц) в большей степени соответствует пику скорости, которая была создана предыдущим усилием другой мышцы (или группы мышц) и поэтому последующее усилие становится более эффективным [3,4].

Важным фактором, влияющим на скорость движения, также выступают скорость и степень расслабления мышц-антагонистов (например, бицепсов и трицепсов или бицепсы бедер и квадрицепсы). Поэтому в случаях,
когда необходимо увеличить скорость движения, занимающийся должен выполнять на занятиях специфические движения со скоростью, равной или превышающей ту, которая используется в тренируемом упражнении [8,16].

Наблюдается взаимосвязь между необходимостью всесторонней физической подготовки для спортсменов любой специализации и изменением всех физиологических систем, что приводит к гармоничному развитию всего организма тренирующегося [4,5].

Данных факт, можно использовать не только при подготовке спортсменов профессионалов, но и на занятиях физической культурой в школе, а также при самостоятельных занятиях для поддержания в форме своего организма [27].

В силу особенностей физиологического развития особенно большое внимание в подростковом возрасте должно быть уделено воспитанию быстроты, под которой понимается способность человека совершать скоростно-силовые действия в минимальный для данных условий отрезок времени [31].

Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям организма детей школьного возраста объясняется высокой возбудимостью у них механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям этого возраста, обусловливает быструю смену сокращения и расслабления мышц, от чего зависит максимальный темп движений спортсмена.

К основным формам проявления скорости ученые относят:

  • время двигательной реакции на внешний раздражитель,

  • частота выполнения отдельного движения,

  • скорость целостного двигательного акта [24].

Главные задачи, стоящие перед учителем физической культуры при воспитании быстроты у своих воспитанников, заключаются в том, чтобы совершенствовать все эти формы ее проявления.

Например, для увеличения скорости целостного двигательного акта используются упражнения, которые выполняются с максимальной и около предельной быстротой (к примеру, преодоление маленьких расстояний в кратчайший срок), для улучшения двигательной реакции - упражнения, которые требуют моментального реагирования на какой-нибудь сигнал либо же на изменение ситуации. В этих упражнениях, как

заявляют исследователи, следует добиваться неплохой координации движений, а также успешного овладения спортивной техникой [3].

Наиболее благоприятный возраст для воспитания быстроты (преимущественно частоты движения) - средний школьный возраст от девяти-десяти до тринадцати-четырнадцати лет.

По данным ряда авторов, именно к четырнадцати-пятнадцати годам темп развития быстроты замедляется [31; 33].

В соответствии с проведенным исследованиям, с годами и по мере улучшения результатов в беге на короткие дистанции, сначала возрастает длина бегового шага за счет возрастания силы мускулов, улучшения качеств гибкости и техники бега. Бурные темпы развития быстроты у несовершеннолетних объясняются высочайшей пластичностью организма, подвижностью нервных действий, относительной легкостью образования условно-рефлекторных связей.

Организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам, поэтому подростковый возраст является благоприятным периодом для развития быстроты и повышения скорости движений. Важно не упустить эти возможности.

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет большое значение, потому что именно в подростковом возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений.

В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников. Определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств

[31].

Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть». Так, например, А. Хунольд [40] установил, что уровень развития прыгучести оказывает значительное влияние на рост легкоатлетических достижений у школьников. Исследование взрослых и молодых атлетов продемонстрировало, что, хотя прыгучесть и является в которой-то степени прирожденной способностью человека, особое воздействие физическими упражнениями может существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся. Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся.

Взаимосвязь в развитии
физических качеств является весьма сложной, формирующейся в результате суммации самых различных биологических изменений в организме спортсмена под влиянием мышечной работы.

В процессе многолетней тренировки соотношение в развитии физических качеств претерпевает значительные изменения. Например, на этапе предварительной подготовки развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы приводит к повышению уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов, а в дальнейшем у некоторых спортсменов начинает расти силовой показатель, а у других- скоростной.

1.2 Возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств школьников 14-15 лет

Подростковый возраст, определяемый границами от 12 до 16 лет, отличается бурным развитием физических свойств, которое происходит неравномерно. В этот период у несовершеннолетних наблюдается угловатость и скованность в движениях, происходит нарушение их ритма.

При исследовании развития физических способностей подростков, как правило, используется оценка по паспортному возрасту, что не всегда совпадает с биологическим. Поэтому многие исследователи указывают на высокую степень взаимосвязи между скоростью полового созревания и размерами тела, сроками окостенения, уровнем зрелости функций сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма [14].

В качестве критерия в предоставленном возрастном периоде применяется показатель физиологического становления, определяющийся сочетанием объемов тела.

Подростковый возраст считается одним из переломных периодов становления человека. В данном возрасте происходят буйный подъем и становление всех органов и систем организма человека. Прирост и развитие органов и систем молодых людей происходят с переменной интенсивностью, то есть волнообразно. Нередко периоды буйного подъема и роста сменяются временами «замедления», когда количественные изменения переходят в качественные.

К завершению же периода полового созревания координация движений, в итоге совершенствования центрального и периферического аппарата движений, становится более упорядоченной.

В подростковом возрасте у человека отмечается повышенная возбудимость, которая является следствием усилением деятельности эндокринной системы и влияет, кроме прочего, на обмен веществ. По мнению исследователей, именно эндокринный фон определяет разнонаправленную реакцию в ответ на мышечную деятельность [18].

Именно поэтому необходимо дозировать объем и направленность тренировочных воздействий, а также вводить строгое соотнесение тренировочных нагрузок особенностям развивающегося организма тинэйджеров.

В подростковом возрасте также происходит перестройка деятельности коры головного мозга. Происходит формирование и совершенствование его внутренней структуры, установление новых функциональных связей между различными областями коры и центральной нервной системой.