Файл: Министерство просвещения науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У подростков происходят изменения в костной системе. Поскольку кости подростков менее ломки, но более податливы при давлении, чрезмерные нагрузки могут привести к изменениям в первую очередь в осанке, что в дальнейшем приводит к неправильной работе внутренних органов.

Процессы перестройки костей подростка также протекают весьма интенсивно и особенно в тех частях, которые подвергаются большей функциональной нагрузке.

Позвоночник взрослого человека имеет четыре кривизны, которые обеспечивают правильное положение центра тяжести и прямостояния.

Однако их появление результат долговременного становления.

Несмотря на то, что в три-четыре года позвоночник ребенка обладает всеми, присущими взрослому изгибами, они (изгибы) не стойки в силу пластичности костей. Постоянство кривизны позвоночника в области шеи и груди устанавливается к семи, а в поясничной части - лишь к двенадцати годам, после этого рост позвоночника идет особенно интенсивно вплоть до достижения человеком двадцатилетнего возраста.

Аналогично протекает и формирование грудной клетки человека. До трех лет грудная клетка человека растет параллельно с ростом всего тела. Однако в дальнейшем ее рост замедляется, и размеры становятся меньшими относительно всего тела. Только после достижения тринадцати-четырнадцати лет темпы роста грудной клетки человека значительно увеличиваются. А с пятнадцати до двадцати одного-двадцати пяти лет происходит срастание с ребрами и окостенение грудной.

Отсюда становится понятна важная роль мышечной деятельности, в том числе и спортивного характера, в процессе совершенствования опорного аппарата подростка.

Стоит отметить, что развитие мышц, как и развитие костной системы также происходит неравномерно. Вначале развиваются более крупные мышцы - мышцы туловища и конечностей, связанные с ходьбой и другими движениями.

Развитие силы различных мышечных групп имеет свою особую динамику: прирост силы мышц верхних конечностей обычно происходит интенсивнее, чем нижних» [14].

При скоростных движениях рост средней силы равномерен до пятнадцати лет, когда достигается максимум. В шестнадцать лет сила резко падает почти до уровня тринадцатилетних, а затем, хотя и несколько увеличивается, но все же не достигает уровня пятнадцатилетних» [32].

Бесспорный интерес для нашего исследования представляет информация о возрастной динамике развития основных характеристик мышечной деятельности. Некоторые исследователи отмечают, что наиболее высокий прирост скорости отмечается у человека в возрасте от восьми до двенадцати лет. Однако, скорость бега увеличивается не за счет увеличения темпа бега, а за счет увеличения длины шага, темп же в подростковом возрасте увеличивается не столь значительно [6].


Следует отметить и взаимосвязь между нарастанием скоростно-силовых возможностей у подростков и темпов полового созревания. Подростки, которые опережают своих сверстников в темпах полового созревания, показывают более высокие достижения при испытании скоростно-силовых возможностей.

Совместно с общим ростом организма в подростковом возрасте растет и сердечно-сосудистая система. Одновременно с ростом происходит и изменение формы сердца. Согласно исследованиям физиологов, к двенадцати годам заканчивается развитие проводящей системы сердца [11].

К восемнадцати годам увеличивается размер сердца в двенадцать раз по сравнению с исходным размером. Кроме того, у подростков происходит изменение показателей частоты сердечных сокращений, что приводит порой к функциональным нарушениям ритма сердечной деятельности.

Таким образом, проведя анализ данных многочисленных исследований, посвященных физиологическому развитию подростков, мы пришли к следующим выводам:

  • во-первых, для подросткового возраста характерно неравномерное развитие физических способностей;

  • во-вторых, для мальчиков и девочек, а также в разные возрастные периоды величины годовых приростов различны;

  • в-третьих, в разные периоды развития подростков специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке будет давать различный эффект.

Так как подростковый период характеризуется бурным развитием физических возможностей, он соответственно является очень подходящим для целенаправленных занятий разными видами спорта.

Однако, стоит отметить, что изменение эндокринной системы организма в подростковом возрасте может привести к тому, что спорт станет дополнительным раздражителем, который может или улучшить, или ухудшить естественное течение биологических процессов.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что подростковый возраст является весьма важным периодом развития человека. Указанные выше физиологические особенности развития организма подростков чаще всего и определяют повышенную утомляемость, меньшую приспособляемость подростков к условиям внешней среды, трудовой и спортивной деятельности, а также нарушениям режима, к физическим и психологическим перегрузкам.

Поэтому, наряду со знанием возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков, необходимо знать и данные их физического развития, чтобы не допустить чрезмерных нагрузок на формирующийся организм.


1.3 Особенности скоростно-силовой подготовки в единоборствах

Изучая процесс подготовки в боевых искусствах, следует отметить, что он представляет собой комплексную, состоящую из большого количества элементов, систему, в которой используются разнообразные средства и методы, которые направлены на развитие спортсмена-единоборца для подготовки его к действиям в условиях поединка с одним или несколькими противниками.

Исследователи, в качестве одного из важнейших средств подготовки спортсмена называют физические упражнения, которые направлены на развитие таких физических качеств как сила, быстрота или скорость, ловкость и гибкость. Кроме того, в боевых единоборствах не последнее место занимает специальная выносливость.

Оптимальная для спортсмена-единоборца физическая подготовленность рассматривается как особое функциональное состояние организма, которое лишь условно разделяется на основные формы двигательных способностей, или физических качеств.

При этом, необходимо отметить, что тренировка, организованная в соответствии с требованиями помогает наладить верные координационные связи между группами мышц, привлекаемых к осуществлению того или иного движения.

В боевых искусствах, как отмечает в своей работе В.В. Малявин, смысл тренировки и обучения сводится к приобретению спортсменами определенных умений и навыков двигательных действий и приемов, которые отражают особенности конкретного вида единоборств, а также способствует улучшению функциональных способностей организма, которые, в свою очередь, позволяют добиваться наиболее эффективного применения боевых действий.

Те физические упражнения, которые используются при подготовке спортсменов-единоборцев, можно условно разделить на следующие группы:

  1. упражнения, предназначенные для формирования групп мышц, которые несут основную нагрузку в момент выполнения спортсменом тех или иных приемов или боевых действий;

  2. упражнения, похожие по своей структуре и технике на приемы, выполняемые в измененных условиях, что способствует формированию того или иного качества.

Как правило, в боевых искусствах и единоборствах применяется сочетание проявлений силы и быстроты. В связи с этим, как отмечает В.В. Малявин, при подготовке таких спортсменов в тренировке должны чередоваться между собой упражнения на развитие силы мышц и упражнения, которые способствуют воспитанию быстроты [23]. Этот процесс получил название скоростно-силовой подготовки.


Исходя из учений физиологов, которые отмечают, что части человеческого организма тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии, являясь сложной саморазвивающейся и саморегулирующейся системой. Особенностью человеческого организма является единство психики, вегетативных и двигательных функций, его приспособляемость к воздействиям окружающего мира.

И поскольку, организм человека – это целостная система, в ней отсутствует механизмы, отвечающие за то или иное физическое качество в отдельности, будь то выносливость, сила, скорость или ловкость, необходимо рассматривать появление и развитие этих способностей как единый процесс формирования и развития всего организма. Именно эта особенность является ведущей в процессе скоростно-силовой подготовки спортсмена, который невозможно отделить от тренировочного процесса в целом.

Единство организма с внешней средой проявляется прежде всего в постоянном непрекращающемся обмене веществ и энергии. Так, например, активная работа мышц вызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной аи других систем организма. Каждый акт двигательной активности осуществляется огромным количеством сочетаний активности мышц.

В связи с этим процесс, как обучения, так и тренировки, необходимо строить с целью установления наиболее оптимальных отношений между отдельными группами мышц, которые принимают участие в данном движении.

В практике подготовки спортсменов-единоборцев, должны органично сочетаться между собой технико-тактическая и психологическая подготовка отмечает в своей работе М.В. Ермолаева [13].

В связи с тем, что скоростно-силовая подготовка включает в себя разнообразные средства и методы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его частей. Она может помочь в формировании и развитии быстроты и силы в широком диапазоне их сочетаний.

Для наиболее успешного процесса подготовки следует выделить три основные задачи, решение которых реализуется в ходе тренировочного процесса.

Первая из них направлена на решение проблемы увеличения абсолютной скорости в условиях состязания. В ходе ее решения может быть использован как отдельный прием, так и их комбинация, а также комбинация боевых действий.


Для решения второй задачи, необходимо выявить вопросы, связанные с одновременным увеличением силы сокращения мышц и скорости движения. С этой целью могут применяться упражнения с собственным весом, метания, прыжки и т.д.

Третья задача, которую необходимо решить в тренировочном процессе, как развить наибольшую силу сокращения мышц, участвующих при выполнении приемов и боевых действий. И поскольку, характер проявления скоростно-силовых способностей в разных единоборствах не одинаков, то и в самой практике тренировочного процесса, стоит использовать те средства и методы, которые наиболее оптимально соответствуют стилю боевой деятельности [22].

Существует два метода развития скоростно-силовых способностей при подготовке спортсменов-единоборцев: аналитический и целостный.

При применении первого из них, аналитического, происходит избирательное развитие отдельных групп мышц и целенаправленное совершенствование некоторых форм быстроты.

В свою очередь, целостный метод осуществляется одновременным совершенствованием силовых возможностей и скоростных качеств бойца в процессе выполнения технических приемов и боевых действий свойственных его виду единоборств [32].

Учитывая тот факт, что каждый из спортсменов, занимающихся единоборствами, является гармонично развитым атлетом, необходимо отметить, что в практике единоборств, как правило развиваются именно те мышечные группы, которые принимают непосредственное участие в выполнении приемов и боевых действий. В первую очередь к ним относятся:

  • мышцы, отвечающие за сгибание и разгибание ног;

  • мышцы, сгибающие, наклоняющие и поворачивающие туловище и их антагонисты;

  • мышцы плечевого пояса и рук; - мышцы живота и шеи.

Одной из самых характерных особенностей боевых искусств является то, что любое боевое действие необходимо выполнять в максимально жестких временных ограничениях, а также в условиях, когда обстановка в бою постоянно и быстро изменяется. В связи с этим спортсмену, зачастую, приходится прилагать серьезные мышечные усилия в ограниченный период времени [35].

Поэтому наблюдается следующая взаимосвязь: если в строго определенный промежуток времени удается использовать только определенный процент от способности проявлять максимальную силу, то чем больше спортсмен развивает способность к проявлению максимальной силы, тем мощнее будут его боевые действия [41].