Файл: Министерство просвещения науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, воздействующие на мышцы, которые несут необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. Комплексы упражнений, характеризующиеся «взрывным» характером, включают в себя упражнения как циклической, так и ациклической структуры. К первым, как правило, относят гонки на велосипедах, бег на короткие дистанции и плавание; ко второй группе упражнений можно отнести метание мяча и ядра, а также прыжки и др. упражнения. Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств в спортивных единоборствах можно разбить на группы [11].

  1. Упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.

  2. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

  3. Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая. Внешним сопротивлением выступает вес различных предметов (мячи, гантели, гири, штанга и др.), противодействие партнера (упражнения в парах), противодействие других предметов внешней среды.

  4. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести гимнастические упражнения с отягощением (как отягощение используется вес тела или отдельных его частей) – сгибание и выпрямление рук в упорах, подтягивание на перекладине, наклоны и выпрямление туловища, приседание и т.п. Различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям[14].

Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений около максимальной и выше.

Упражнения, связанные с преодолением сопротивлением внешней среды (такие как, вода, снег, песок и т.п.).

Поставив в качестве основного фактора - решение проблемы гармоничного развития быстроты движений и силы той или иной группы мышц необходимо подобрать соответствующий комплекс упражнений. Как правило, выделяют три направления для решения этой проблемы: скоростно-силовое, скоростное и силовое [26].


Первое из них, способствует одновременному развитию скорости и силы, определенной группы мышц и включает в себя упражнения второй и третьей групп, в которых применяются отягощения и противодействие условиям внешней среды [41].

Более значимы взрывная и быстрая сила, обусловливающие уровень развития скоростно-силовой подготовки [36].

Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе, глобальные упражнения специальные – к первой и второй, глобальные упражнения основные – только к третьей группе [39].

Выводы по первой главе:

Информация, полученная в результате изучения литературы, ее анализ и обобщение помогли дать ответ на интересующие вопросы по теме исследования:

− физиологические механизмы формирования скоростно-силовых

качеств;

− организация и содержание школьного урока по воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств учащихся;

− возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств у школьников 14-15 лет;

− особенности двигательной подготовленности школьников;− средства скоростно-силовой подготовки в единоборствах.

Во-первых, скоростно-силовые качества подростков развиваются неравномерно, и это связано с неравномерным физиологическим развитием человека.

Во-вторых, упражнения, направленные на воспитание скоростно-силовых качеств следует применять, учитывая возрастные особенности ребенка, поскольку усиление нагрузки на организм подростка может привести к негативным последствиям. С особой осторожностью следует вводить упражнения, с использованием отягощений.

В-третьих, для каждого вида спортивных единоборств свойственна специфическая система подготовки.
Глава 2. Организация и методы исследований

2.1 Организация исследований

Для решения поставленных задач нами был проведен ряд исследований. Все исследования мы разделили на несколько этапов.

1 этап – сбор и анализ литературных источников, который осуществлялся на протяжении всего обучения. Сбор и анализ литературных источников осуществлялся по теме «Использование элементов единоборств для развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет на уроках физической культуры».

2 этап (сентябрь - декабрь 2021 года) уточнялось направление исследования, проведен анализ научно-методической литературы, определялись методы исследования. Проводилось тестирование. Наблюдения за учащимися и результаты опроса позволили составить стандартные задания для основной части урока. Апробировались стандартные задания по воспитанию скоростно-силовых качеств.



3 этап (сентябрь-декабрь 2022 года). Был проведен поисковый педагогический эксперимент, заключающийся в проведении занятий в экспериментальной группе с применением средств единоборств, в контрольной группе - без использования средств единоборств.

4 этап (апрель 2023 года). Было проведено повторное тестирование. Полученные данные обрабатывались и анализировались, подводились итоги эксперимента.

5 этап – подведение итогов проведенных исследований, обработка полученных данных и выявление эффективности внедрения в образовательный процесс элементов единоборств для развития скоростно-силовых качеств обучающихся.


2.2 Методы исследований

Анализ литературных источников - этот метод использовался при анализе данных литературы: данные обобщались по направлениям научных исследований и методических разработок. Анализу были подвергнуты работы, затрагивающие общетеоретические аспекты, специальная литература. Нами этот метод применялся для выявления основных аспектов, связанных со скоростно-силовой подготовкой на уроках по физической культуре, выявление основных методических подходов при построении учебного процесса.

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. Наш педагогический эксперимент был направлен на повышение уровня развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 14-15 лет, на уроках по физической культуре.

Тестирование уровня физической подготовленностипозволило оценить отдельные стороны двигательной подготовленности обучающихся. В нашем исследовании были использованы следующие тесты для определения скоростных и скоростно-силовых качеств школьников 14-15 лет, участвующих в эксперименте:

Прыжок с места

Техника выполнения прыжка с места:

И.п. стопы ставят на ширину плеч или чуть уже ширины плеч, затем поднять руки вверх чуть назад, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, достаточно быстро опустить руки вниз - назад, одновременно опуститься на всю стопу, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над носками. Не задерживаясь в этом положении, перейти к отталкиванию.


Отталкивание важно начинать в момент, когда тело еще опускается по инерции вниз, т. е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка.

После отталкивания распрямить тело, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтянуть их к груди. Руки при этом отводятся назад - вниз, после чего выпрямить ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент касания ногами места приземления активно вывести руки вперед, одновременно согнуть ноги в коленных суставах и подтянуть таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сгибание ног должно быть упругим, с сопротивлением. После остановки выпрямиться, сделать два шага вперед и выйти с места приземления. Отжимания

Техника выполнения сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу(отжиманий):

И. п.: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.

Сгибая руки, касаться грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, возвращаться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 с, продолжать выполнение испытании.

Бег 30 метров

Техника выполнения бега на 30 метров:

И.п. по команде «На старт!» опереться стопами ног в колодки, руки поставить к линии старта, опуститься на колено сзади стоящей ноги. Голова продолжает вертикаль туловища, спина ровная или чуть полукруглая, руки, выпрямленные в локтевых суставах, располагаются чуть шире плеч или в пределах двойной ширины плеч. Кисти рук опираются на большой и указательный пальцы, кисть параллельна линии старта.

По команде «Внимание!» оторвать колено сзади стоящей ноги от опоры, поднимая таз.

Услышав стартовый сигнал (выстрел, команда голосом), мгновенно начать движение вперед, отталкиваясь руками от дорожки с одновременным отталкиванием сзади стоящей ноги от задней колодки. Как можно быстрее набрать максимальную скорость бега.

Наклон туловища при беге по дистанции составляет примерно 10 - 15° по отношению к вертикали. В беге наклон изменяется: при отталкивании плечи несколько отводятся назад, тем самым уменьшая наклон, в полетной фазе наклон увеличивается.

Бег на дистанции заканчивается в момент, когда бегун касается створа финиша, т. е. воображаемой вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша.


Бег 2000 метров

Техника выполнения бега на 2000 метров:

По команде «На старт!» подойти к линии старта.

И. п. одна нога, ставится у самой линии старта носком по направлению движения, а вторая отставляется на полшага назад. Вес тела смещен на согнутую в колене впередистоящую ногу, туловище наклонено вперед, плечи и таз выведены в переднее положение, руки согнуты в локтевых суставах и отведены: одноименная впередистоящей ноге - назад, а разноименная - вперед.

По команде «Марш!» начать бег. Первые шаги выполняются упругой постановкой ноги на переднюю ее часть, туловище наклонено вперед. При беге по дистанции держать туловище прямо с небольшим наклоном вперед, взгляд направлен вперед, плечи не напряжены. Руки согнуты в локтевых суставах и свободно движутся в переднее - заднем направлении. Нога ставится на опору упруго, на внешний свод стопы с последующим опусканием на всю стопу. Отталкивание заканчивается выпрямлением опорной ноги во всех суставах. После завершения бега не нужно резко останавливаться, а следует продолжить бег по инерции с постепенным переходом на ходьбу.

Статистическая обработка результатов – обработка полученных данных в ходе исследований при помощи методов математической статистики.

Глава 3. Формирование скоростно-силовых качеств и способы их развития у обучающихся 14-15 лет

3.1 Разработка и реализация средств и способов формирования скоростно-силовых качеств у обучающихся 14-15 лет

За основу организации и планирования педагогического процесса была взята программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей под редакцией Ляха В.И. и А.А. Зданевича [19].

Педагогический эксперимент проходил на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Красноярска.

В эксперименте приняло участие 50 обучающихся в возрасте 14-15 лет из них 27 мальчиков и 23 девочки.

На первом этапе был разработан план-график по физической культуре для учащихся 9 классов. Особенностью являлось внесение в вариативную часть изучения элементов спортивных единоборств. Помимо освоения программы уроки в экспериментальном имели учебно-тренировочную направленность. Применялись повторный, интервальный, переменный методы тренировки.