Файл: Общие методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие методические указания

Введение

1. Сущность качества, основные определения

1.1. Аспекты качества

1.2. Основные определения

1.3. Отличительные особенности услуги

1.4. Права потребителей

2. Основы управления качеством

2.1. Основные понятия по управлению качеством

2.2. История развития управления качеством

2.3. Международный и российский опыт управления качеством

2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях

2.5. Основные принципы управления качеством

2.6. Основные методы правления качеством

2.7. Статистические методы управления качеством

3. Квалиметрия и её практическое использование в управлении качеством

3.1. Сущность квалиметрии и её роль в управлении качеством

3.2. Классификация и номенклатура показателей качества

3.3. Методы определения значений показателей качества

4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000

4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества



5. Право быть выслушанным – право отстаивать свои интересы.

6. Право на возмещение – право на удовлетворение обоснованных претензий и получение компенсации.

7. Право на потребительское просвещение – приобретать знания по части отстаивания своих потребительских прав.

8. Право на здоровую окружающую среду – защита от экологической опасности.

Эти принципы защиты прав потребителей признаются Всемирной Организацией союзов потребителей (IOCU), в которую входит и Международная конфедерация обществ потребителей, объединяющая общественные потребительские организации России и стран СНГ. Россия признала эти права в 1989 году. В это же время был создан Союз потребителей России. Учрежденные им экспертные центры оказывают помощь потребителю в удовлетворении их претензий.

Федеральный закон № 2-ФЗ «О защите прав потребителей» от 9.01.1996 устанавливает права потребителей:

  • на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;

  • на получение информации о товарах и об их изготовителях;

  • на просвещение;

  • на государственную и общественную защиту.

Закон также определяет механизм реализации этих прав. С 1 января 2005 года вступила в силу третья редакция закона.

Поэтому естественно, что первый принцип менеджмента качества заключается в организации деятельности, ориентированной на потребителя, т.е. основные цели предприятия должны быть ориентированы на удовлетворение интересов потребителя, что составляет основу любого бизнеса. Особенно это актуально для предприятия, оказывающего услугу и заботящегося об индустрии сервиса.

Особенности потребителя сегодняшнего дня заключаются в следующем:

  • в условиях насыщенного товарного рынка имеет право выбора продукции и предприятий их производящих;

  • имеет достаточную правовую подготовку;

  • требует постоянного улучшения качества;

  • предъявляет рекламацию на каждый дефект;

  • отдает предпочтение обеспечению качества в технологическом процессе, не доверяя результатам окончательного контроля.

Как видно, потребитель и его запросы могут существенно различаться, причем предпочтение определенных видов продукции и услуг может носить предвзятый характер. Однако для поставщика эти потребности являются объективной реальностью, их необходимо документировать, анализировать и учитывать при организации производства. Завоевание доверия потребителя является значимой маркетинговой функцией.


При оказании услуг также необходимо учитывать следующие особенности:

  • потребители услуг более привередливы; применительно в гражданской авиации необходимо учитывать, что перевозка является промежуточным звеном для удовлетворения необходимых нужд;

  • существует острая нужда в компетентных сотрудниках, которые непосредственно взаимодействуют с потребителем.


Вопросы и задания

  1. Актуальность проблемы качества для российских предприятий; ее особенности в авиационных предприятиях.

  2. Назовите и поясните основные аспекты качества, в чем их сущность.

  3. Что такое качество, как его определяет стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001?

  4. Назовите наиболее универсальные требования к качеству как со стороны производителя, так и с точки зрения потребителя.

  5. Что такое характеристика качества? Назовите основные классы характеристик, приведите примеры.

  6. Что может выступать в роли объекта, к которому разрабатываются требования?

  7. Назовите отличительные особенности услуги.

  8. Основные права потребителей. Механизмы реализации и защиты прав потребителей на основе международного опыта и практики Российской Федерации.

  9. Особенности потребителей услуги. В чем заключаются особенности требований потребителей услуги по перевозке воздушным транспортом?

2. Основы управления качеством


При изучении этого раздела необходимо уяснить, что управление  это циклически повторяющийся процесс достижения поставленных целей в изменяющихся условиях как во внешней среде, так и внутри объекта управления. Историю развития управления качеством следует рассматривать как процесс совершенствования методологии управления в зависимости от исторических и экономических особенностей развития регионов и отдельных стран. Изучение и анализ истории развития управления качеством позволит понять сущность современного системного и комплексного подхода к управлению качеством.

2.1. Основные понятия по управлению качеством


Любое управление можно рассматривать как повторяющийся процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в котором на основании информации о состоянии объекта управления субъектом управления вырабатываются управленческое решение и корректирующие воздействия на управляемый объект с последующим контролем за результатами реализованных воздействий. Такая концепция управления в рамках общих законов управления может быть с успехом применима к управлению качеством.

Управление качеством следует рассматривать как циклический процесс воздействий на объекты управления с целью установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества, осуществляемый субъектом управления путем систематического контроля качества, анализа возникающих несоответствий и последующего целенаправленного воздействия на факторы и условия, влияющие на качество продукции.

Непосредственными объектами управления качеством являются показатели и характеристики качества продукции (услуги), факторы и условия, влияющие на их значения, а также процессы формирования качества на различных стадиях жизненного цикла продукции. Приведенное определение не отражает в полной мере систему управления качеством, но дает представление о функциях, методах и инструментах, применение которых необходимо при управлении качеством.

Уровень качества – относительная характеристика, основанная на сравнении совокупности показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых показателей. В качестве базовых показателей могут выступать требования технических регламентов или стандартов, показатели продукции конкурирующих фирм, эталонные показатели. На практике используются типовые виды уровня качества: технический, экономический и обобщающий их – технико-экономический.


Оценка качества – это особый тип функции управления, направленной на формирование представлений о качестве объекта оценки. При этом оценку можно понимать как процесс оценивания или как его результат.

Действующий в настоящее время национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001 дает более развернутые определения основных обобщенных понятий, где ключевым понятием является менеджмент качества.

Менеджмент качества (3.2.8)  скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Примечание: Руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.
Планирование качества (3.2.9)  часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Управление качеством (3.2.10)  часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Обеспечение качества (3.2.11)  часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Улучшение качества (3.2.12)  часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
Такая логика реализации действий по управлению качеством может быть положена в основу менеджмента любого управленческого или производственного процесса.

2.2. История развития управления качеством


В отечественной и зарубежной литературе достаточно полно анализируются стадии становления и развития управления качеством. При определении основных этапов развития представляется целесообразным учитывать два критерия: постоянное совершенствование систем управления и взаимодействие общего менеджмента и менеджмента качества.

В предпринимательской деятельности всегда присутствуют внутренние и внешние цели. Внутренняя цель – увеличение прибыли за счет повышения эффективности производства
; внешняя – укрепление положения на рынке за счет качества выпускаемой продукции. Качество продукции или услуги определяет тот, кто пользуется продукцией, то есть потребитель, а вся полнота ответственности за качество продукции лежит на производителе, поэтому в зависимости от исторических условий и под давлением внутренних и внешних целей реализовывались различные подходы к управлению качеством. Условно можно выделить следующие этапы (фазы) эволюции управления качеством:

Этап отбраковки (конец ХIХ начало ХХ в.)

Концепция этой фазы заключалась в следующем: «Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам». Идея стандартного качества родилась в Америке на оружейных заводах С. Кольта особый вклад в развитие этой фазы управления качеством внесли американские автомобилестроители: Г.М. Леланд (фирма «Кадиллак»), Г.Форд и Ф.Тейлор. Контроль в условиях производства осуществлялся специально обученным персоналом с использованием различных методов, которые в дальнейшем совершенствовались под влиянием научно-технического прогресса.

Необходимость масштабных проверок повлекла за собой увеличение численности контролеров. В высокотехнологичных отраслях (военная промышленность, энергетика, машиностроение, электротехническая и радиоэлектронная промышленность) численность контролеров составляла до 3040% количества производственных рабочих. Между ними происходили многочисленные конфликты. Производственный персонал начал изобретательно скрывать несоответствия, дефекты, обвиняя (часто вполне заслуженно) контролеров. В таких условиях повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение, и, как следствие, цели повышения эффективности производства входят в противоречие с повышением качества продукции. Одним из способов сокращения затрат на контроль качества было делегирование исполнителям права самоконтроля – право личного клейма. Наделенный ответственностью персонал стал требовать соответствующего уровня обеспечения производства.

Обобщением опыта управления качеством на данном историческом этапе стали работы Ф. Тейлора (система Тейлора), в которых была предложена концепция научного менеджмента, включающая системный подход к управлению качеством, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами за эффективность производственной деятельности, научного нормирования труда. Некоторые черты системы Тейлора можно видеть в организации производства и на современных предприятиях.