Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 944

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

151
исполнительного документа к исполнению вновь. Исполнительный доку- мент возвращается взыскателю, если взыскание по нему не производилось или произведено частично в следующих случаях:
– если взыскатель подаст заявление судебному приставу-исполнителю с просьбой о возвращении исполнительно документа;
– если не представляется возможным исполнить требования испол- нительного документа, обязывающие должника совершить определенные действия, либо воздержаться от их совершения. При этом следует учиты- вать, что возвращение такого исполнительного документа допускается, если возможность его исполнения не утрачена;
– при невозможности установления местонахождения должника, его имущества либо невозможности получить сведения о наличии принадле- жащих ему денежных средств и иных ценностей на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях – судебный пристав-исполнитель составляет об этом акт;
– при отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, в своем акте судебный пристав-исполнитель должен указать: какие меры принимались для установления наличия у должника имущества; являлись ли эти меры необходимыми и достаточными, приня- тыми в полном соответствии с законом, а также указать, что собираемая по этому вопросу информация не дала никаких результатов;
– в случае реализации имущества должника, если часть этого имущества останется не проданной, взыскатель имеет право оставить это имущество за собой. При отказе взыскателя от этого имущества исполнительный документ возвращается взыскателю;
– возвращение исполнительного документа возможно, если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.
Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании испол- нительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа может быть обжаловано в десятидневный срок со дня вынесе- ния постановления в порядке подчиненности или в суд.
Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-
исполнителем в случаях:
1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполни- тельном документе;
2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
3) возвращения взыскателю исполнительного документа по установ- ленным основаниям;
4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
5) направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое;


152 6) ликвидации должника-организации и направления исполнитель- ного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору);
7) признания должника-организации банкротом и направления испол- нительного документа конкурсному управляющему;
8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонару- шении независимо от фактического исполнения этого акта.
Об окончании исполнительного производства выносится постанов- ление. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.
При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установлен- ным настоящим Федеральным законом, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника огра- ничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу- исполнителю, которому передано исполнительное производство.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:
1) взыскателю и должнику;
2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполни- тельный документ;
3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отно- шении должника и (или) его имущества;
4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по неисполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению испол- нительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнитель- ного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основ- ного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.


153
В течение срока предъявления исполнительного документа к исполне- нию постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполни- тельного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необхо- димости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Также необходимо отметить, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях четко закреплены три этапа стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении:
1) обращение постановления по делу об административном правона- рушении к исполнению;
2) приведение в исполнение постановления по делу об администра- тивном правонарушении;
3) окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.
Заметим, что первому этапу предшествует вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.
Этап приведения в исполнение постановления по делу об админи- стративном правонарушении характеризуется тем, что в ходе его выполнения уполномоченными на то органами и должностными лицами осуществляется комплекс правоприменительных действий, направленных на достижение юридического результата.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 октября 2007 г.
№ 229-ФЗ (в ред. от 3 июня 2009 г.) // СЗ РФ. – 2007. – № 41. – Ст. 4849.
О судебных приставах : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ
(в ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3590.
Макарейко, Н. В. Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 28 июня 2009 г.) // СЗ РФ. –
2002. – № 46. – Ст. 4532.

154
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 28 июня 2009 г.) // СЗ РФ. –
2002. – № 30. – Ст. 3012.
Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше- ниях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29 июня 2009 г.) //
СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Семейный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря
1995 г. № 223-ФЗ (в ред. 30 июня 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. –
1996. – № 1. – Ст. 16.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29 июня 2009 г.) // СЗ РФ. –
1994. – № 32. – Ст. 3301.
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г.
№ 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" / под ред. О. В. Исаенковой //
АИПС "Консультант Плюс".
Алиэскеров, М. А. Виды гражданского судопроизводства и исполни- тельное производство / М. А. Алиэскеров // Государство и право. – 2008. – № 4.
Береснев, А. Н. Исполнительное производство как составная часть государственного управления. Принципы осуществления исполнительного производства / А. Н. Береснев, А. В. Лягин // Юстиция. – 2006. – № 1.
Кузнецов, В. Ф. Гражданское процессуальное право и исполнитель- ное производство : учеб. / В. Ф. Кузнецов. Челябинск, 2005.
Рего, А. В. Исполнительное производство в системе российского права / А. В. Рего // Арбитражный и гражданский процесс. – 2004. – № 6.


155
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17

ТЕМА 13. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ
Содержание темы:
§ 1. Понятие процедуры применения мер административного преду- преждения.
§ 2. Порядок реализации административно-предупредительных мер.
§ 3. Особенности производства по применению мер административ- ного пресечения.
§ 4. Общая характеристика применения отдельных мер пресечения.
§ 5. Порядок применения специальных мер административного пре- сечения.
§ 1. Понятие процедуры применения мер административного
предупреждения
Понятие и содержание мер административно-правового принужде- ния, применяемых органами исполнительной власти, является одним из важных вопросов административного права. Меры административного принуждения могут применяться как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).
По своему целевому назначению меры административного принуж- дения могут быть разделены на меры административного предупреждения, меры административного пресечения и меры административного наказания.
Из сравнительного анализа мер административного принуждения можно сделать вывод о том, что их дифференциация обусловлена различным пра- вовым смыслом, вкладываемым в их содержание и порядок процессуального осуществления. Порядок применения мер принуждения имеет должную правовую регламентацию, хотя и закреплен в различных правовых актах, а целью самого производства является применение мер материального права.
Меры административного предупреждения (административно-преду- предительные меры), являясь одним из видов административного принуж- дения, используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.
Основанием применения мер административного предупреждения могут быть:
 реальное предположение о намерении лица совершить правонару- шение, противоправное действие;
 возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и других чрезвычайных ситуаций, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно- спасательных и восстановительных работ.