Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 943

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


156
Широкий круг административно-предупредительных мер предпола- гает различный порядок их реализации. Вместе с тем производство по применению мер административного принуждения имеет такие же стадии, как и любое административное производство:
– возбуждение управленческого дела (вопроса);
– рассмотрение дела;
– принятие по делу решения;
– обжалование и опротестование решения;
– исполнение решения.
Указанные стадии являются общими стадиями административного процесса. Они присущи всем видам административных производств.
Однако в каждом производстве общие стадии получают специфическое преломление и детализацию.
Процедура применения мер административного предупреждения может быть определена как процессуальное действие, совершенное пол- номочным органом или лицом в рамках производства (процесса) по при- менению мер административного принуждения, имеющее определенные цели, участников, порядок осуществления и оформления.
Среди мер административного предупреждения можно выделить меры профилактического характера и меры предупреждения правонарушений.
К мерам административного предупреждения профилактического
характера относят:
– введение карантина, то есть специального режима въезда и выезда, в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией;
– беспрепятственное посещение (по предъявлении служебного удо- стоверения) и проведение обследования организаций, предприятий, условий работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, с целью выполнения санитарного законодательства Российской Федерации;
– временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или произ- водства, в котором они заняты;
– госпитализация или изоляция больных инфекционными заболева- ниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
– принятие решения о проведении профилактических прививок населе- нию или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям, а также решения о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекцион- ными заболеваниями;
– закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массового мероприятия;


157
– принудительное выселение из домов, грозящих обвалом;
– реквизицию имущества, то есть временное изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;
– технический осмотр транспортных средств;
– медицинское освидетельствование;
– санитарный осмотр грузов;
– пожарный надзор;
– осмотр транспортных средств;
– досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров граж- данских воздушных судов и др.
Характерным для указанных мер административного предупрежде- ния является то, что они могут применяться при отсутствии факта проти- воправных действий.
Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые
имеют целью предупредить правонарушение. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений.
Такими мерами являются: проверка документов; беспрепятственное вхожде- ние сотрудников милиции в жилые и иные помещения граждан, на принадле- жащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями; надзорные проверки (административный надзор); достав- ление граждан в медицинские вытрезвители и др.
Также можно выделить меры административного предупреждения, закрепленные санкцией правовой нормы, которые в зависимости от условий применения можно отнести как к мерам административно-пресекательного характера, так и к мерам наказания:
– приостановление действия лицензии;
– аннулирование выданных разрешений; принятие решения о неже- лательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
– депортация иностранного гражданина или лица без гражданства;
– принудительная госпитализация и лечение больных, страдающих психическим заболеванием и представляющих опасность для окружающих.
§ 2. Порядок реализации административно-предупредительных мер
Сотрудники милиции вправе проводить проверку документов, удо-
стоверяющих личность у граждан и должностных лиц, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении (п. 2 ст. 11
Закона "О милиции").
Проверка документов может происходить в случае, когда гражданин подозревается в совершении правонарушения, а также при проверке соблюдения паспортных правил. При необходимости документы проверя- ются у очевидцев происшествия, когда они могут быть свидетелями, по уголовному или административному делу.


158
Сотрудники милиции имеют право проверять у водителей удостове- рение на право управления, регистрационные документы на транспортные средства и документы на перевозку груза, путевые (маршрутные) листы.
Так, при проверке документов:
1) сотрудник милиции обязан представиться, сообщить гражданину о необходимости проверки его документов;
2) устанавливаются личность, принадлежность документа предъяви- телю и подлинность проверяемого документа;
3) фиксируются данные о проверяемом лице;
4) при выявлении каких-либо несоответствий или при наличии в доку- менте следов подделки, либо необходимости проведения разбирательства проверяемое лицо доставляется в ОВД;
5) по окончании проверки документы возвращаются владельцу либо изымаются.
Госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном
порядке и принудительное (недобровольное) лечение лиц, страдающих пси-
хическими расстройствами, урегулированы Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Статья 29 названного Закона определяет, что лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализи- ровано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удо- влетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психиче- ского состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи
1
Порядок госпитализации и помещения в стационар:
1) уполномоченный для этой цели квалифицированный специалист, работающий в области психиатрии, устанавливает, что данное лицо страда- ет психическим заболеванием, и что вследствие этого психического заболе- вания существует серьезная угроза причинения непосредственного или неизбежного ущерба этому лицу или другим лицам;
2) полномочное лицо принимает решение о госпитализации;
3) госпитализация в психиатрическое учреждение или содержание в нем в принудительном порядке осуществляются первоначально в течение непродолжительного периода на срок до 48 часов, в целях наблюдения и проведения предварительного лечения до рассмотрения вопроса комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает ре- шение об обоснованности госпитализации;
1
О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании : закон
Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. –
1992. – № 33. – Ст. 1913.


159 4) в случаях, когда госпитализация признается необоснованной и гос- питализированный не выражает желания остаться в психиатрическом ста- ционаре, он подлежит немедленной выписке;
5) если госпитализация признается обоснованной, то заключение ко- миссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о даль- нейшем пребывании лица в нем;
6) осуществляется проверка и рассмотрение судом в пятидневный срок с момента принятия заявления о госпитализации лица в психиатриче- ский стационар в недобровольном порядке на основании медицинских дан- ных;
7) суд принимает постановление об утверждении заявления либо об его отклонении;
8) обжалование (опротестование) судебного решения.
Сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспе- чивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники милиции действуют в порядке, установленном Законом "О милиции".
Принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) ино-
странного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации
1
Решение о нежелательности пребывания принимается МВД России,
ФСБ России, Минобороны России, Минздравсоцразвития России, Росфин- мониторингом, СВР России, Минюстом России, МИД России, ФМС России;
Основанием для возбуждения процедуры является выявление преду- смотренных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежела- тельности пребывания. Например, когда иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской
Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской
Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совер- шении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддер-
1
Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребыва- ния (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Фе- дерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражда- нина или лица без гражданства в Российской Федерации : постановл. Правительства
РФ от 7 апреля 2003 г. № 199 // СЗ РФ. – 2003. – № 15. – Ст. 1369.


160 живает террористическую (экстремистскую) деятельность; представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступле- ния, рецидив которого признан опасным; неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспече- ния режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской
Федерации и т.п.
Соответствующие материалы направляются в федеральный орган, полномочный принимать решение о нежелательности пребывания.
Срок принятия решения соответствующим федеральным органом – не более 1 месяца со дня представления соответствующих материалов.
В случае принятия решения о нежелательности пребывания уполно- моченный федеральный орган исполнительной власти незамедлительно информирует об этом соответствующий территориальный орган (подраз- деление), представивший материалы.
Территориальный орган (подразделение) уполномоченного феде- рального органа исполнительной власти незамедлительно доводит решение о нежелательности пребывания до сведения лица, в отношении которого оно принято, в случае пребывания (проживания) этого лица на территории
Российской Федерации.
Иностранный гражданин, в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания, обязан выехать за пределы Российской
Федерации в 3-дневный срок.
Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания, направляет в федеральный орган исполни- тельной власти, ведающий вопросами безопасности, представление для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Рос- сийской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 1).
Подлежит депортации иностранный гражданин, не исполнивший обязанность:
– выехать из Российской Федерации в 3-дневный срок после доведе- ния до него решения о нежелательности пребывания;
– выехать из Российской Федерации в 15-дневный срок, если выдан- ные ему разрешение на временное проживание или вид на жительство, аннулированы;
– получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем,