Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 940

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

161
либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо утра- тивший временное убежище или лишенный временного убежища, не исполь- зовавший право обжалования вынесенного решения или получивший отказ на жалобу и не имеющий иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, а также лишенный статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение пре- ступления на территории Российской Федерации, после отбытия наказа- ния, если иные правила не предусмотрены международными договорами
Российской Федерации, не выехавший из Российской Федерации в уста- новленный срок.
Порядок депортации:
1) при выявлении иностранного гражданина, подлежащего депортации, подразделением по делам миграции проводятся проверки по централизо- ванным учетам ГИАЦ МВД России и учетам соответствующих информа- ционных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации;
2) в ФМС России направляется мотивированное представление руко- водителя подразделения по делам миграции;
3) ФМС России принимает решение о депортации иностранного гражданина;
4) на иностранного гражданина, в отношении которого вынесено решение о депортации, заводится учетное дело;
5) о принятом решении о депортации ФМС России незамедлительно письменно информирует органы, представившие материалы;
6) решение о депортации объявляется сотрудником ФМС иностран- ному гражданину на личном приеме под роспись, с одновременным вруче- нием ему копии заключения о депортации;
7) одновременно с объявлением решения о депортации сотрудник органа ФМС проставляет в документе, удостоверяющем личность иностран- ного гражданина, отметку о запрещении въезда в Российскую Федерацию;
8) решение о депортации за пределы Российской Федерации ино- странного гражданина исполняется органами внутренних дел в зависимости от конкретных обстоятельств (приобретение проездных документов, оформление в дипломатических представительствах или консульских учреждениях иностранных государств виз, необходимых для транзита и въезда в государство конечного назначения);
9) начальник органа внутренних дел, исполняющего решение о депор- тации, может направить материалы о депортации в суд с целью рассмотрения вопроса о содержании иностранного гражданина в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской
Федерации, до исполнения решения о депортации;
10) ФМС России или его территориальный орган направляет инфор- мацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел;


162 11) федеральный орган исполнительной власти в области иностран- ных дел уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин;
12) решение о депортации иностранного гражданина с отметкой о его выезде из Российской Федерации приобщается к материалам учетного дела депортируемого.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

§ 3. Особенности производства по применению мер
административного пресечения
Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекраще- ния противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности. Применение мер пресечения предполагает прямое физическое воздействие, направленное на людей, животных и предметы с помощью мускульной силы, специаль- ных (технических) средств принуждения, оружия, боевой и специальной
(полицейской) техники.
Вместе с тем рассматриваемые меры используются не только для пресе- чения правонарушений, но и для прекращения общественно вредных действий, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, то есть административно- деликтоспособного возраста, а также невменяемыми.
Применение мер пресечения связано с непосредственным вмеша- тельством в противоправные и иные опасные действия. В ряде случаев они являются не только эффективным, но и единственно возможным средством пресечения преступления (например, применение оружия).
Арсенал мер пресечения весьма разнообразен: от требования прекра- тить правонарушение до применения оружия. По своей сущности это могут быть меры психического (угроза применить средства принуждения), мате- риального или физического воздействия, в том числе с использованием технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжать правонарушение, побуждается к исполнению правовых обя- занностей.
Основания, порядок применения и использования мер администра- тивного пресечения определяются законами и иными нормативными правовыми актами.
Исходя из целей, характера и объекта воздействия, меры пресечения можно подразделить на меры:

163
– применяемые непосредственно к правонарушителю;
– имущественного характера;
– технического характера;
– санитарно-эпидемиологического характера;
– финансово-кредитного характера.
К мерам пресечения, применяемым непосредственно к нарушителю,
относятся:
– требование прекратить противоправные и иные действия, препят- ствующие выполнению функций государственных органов и должностных лиц;
– применение физической силы, специальных средств и огнестрель- ного оружия;
– задержание и доставление;
– отстранение от управления транспортным средством.
Меры пресечения технического характера направлены на обеспече- ние личной и общественной безопасности, на прекращение эксплуатации неисправных источников повышенной опасности (например, транспортных средств), на приостановление работы предприятий, учреждений и органи- заций, допускающих с нарушения технических норм и правил и создающих угрозу здоровью людей, личной и общественной безопасности. Эти меры многочисленны. К ним, например, относятся:
– приостановление эксплуатации автомототранспортных и иных транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает уста- новленным требованиям;
– приостановление работы предприятий и иных производственных объектов в связи с нарушением правил техники безопасности или правил пожарной безопасности;
– запрещение или ограничение производства ремонтно-строительных работ на дорогах, улицах и других строительных объектах, если они ведутся с нарушением технических правил и других требований по обеспечению общественной безопасности.
Меры пресечения технического характера применяют контрольно- надзорные и другие органы исполнительной власти (Ростехнадзор, ГИБДД,
Госпожнадзор и другие органы и службы) и их должностные лица.
Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера направ- лены на пресечение нарушений санитарного законодательства, на обеспече- ние санитарно-эпидемиологического благополучия, то есть такого состояния общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) вправе принимать в установ- ленном законом порядке меры по приостановлению:
– проектирования, строительства, реконструкции, технического пере- вооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;


164
– эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, поме- щений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выпол- нения отдельных видов работ и оказания услуг;
– разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;
– производства, хранения, транспортировки и реализации продоволь- ственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
– использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреа- ционных целях;
– ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитар- ным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодатель- ством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов.
Меры пресечения финансово-кредитного характера. Применяются в целях пресечения правонарушений в области финансов и кредита, обеспе- чения финансовой дисциплины. Мерами пресечения являются:
изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприя- тиями, учреждениями и организациями путем нарушения финансовой дис- циплины. Решения об изъятии принимаются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций;
приостановление операций юридических и физических лиц по рас- четам и другим счетам в банках и иных кредитных организациях в случае непредставления (или отказа представить) налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклара- ций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Приостановление этих операций по расчетам и счетам производится налоговыми инспекциями.
§ 4. Общая характеристика применения отдельных мер пресечения
Уполномоченные должностные лица (сотрудники милиции и др.) имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения
преступления или административного правонарушения, а также действий,
препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности
депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных ор-
ганов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры заключается в указании правонарушителю полномочным лицом на необ- ходимость немедленного прекращения совершаемых им действий. При этом лицо, которому адресуется требование, должно четко понимать, то требование предъявляет полномочное должностное лицо. При необходи-


165
мости требование повторяется, и разъясняются возможные последствия его невыполнения. К лицу может быть применена физическая сила для прину- дительного прекращения противоправных действий, а для их пресечения – специальные средства.
Отстранение от управления транспортным средством
Случаи, при которых осуществляется отстранение от управления транспортным средством, установлены ст. 27.12. КоАП РФ.
Под отстранением от управления транспортным средством соответ- ствующего вида следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение.
Отстранение от управления выражается в изъятии ключа из замка за- жигания, в освобождении лицом места водителя в кабине транспортного средства соответствующего вида. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за без- опасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответству- ющего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных
Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, войск граж- данской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воин- ских формирований при федеральных органах исполнительной власти – также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присут- ствии двух понятых.
Об отстранении от управления транспортным средством составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера.
В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида указываются дата, время, место, основания отстра- нения от управления или направления на медицинское освидетельствова- ние, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведе- ния о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера принуждения.
Протокол об отстранении от управления транспортным средством подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отноше- нии которого применена данная мера. В случае отказа лица от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Задержание транспортного средства осуществляется в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об админи- стративных правонарушениях.
Задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку – специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.