Файл: Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На первоначальном этапе обучения учащиеся знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, В. Сутеева, А. Каневского, А. Пахомова и других художников помогает осуществлять задачи эстетического воспитания.

Эстетическое восприятие предполагает наличие интереса не только к содержанию художественного произведения, но и к средствам изображения. Через образы искусства удается показать детям богатство и разнообразие форм и красок окружающего мира. Большое значение для понимания замысла художника имеет композиция. Определенным образом расположенные персонажи могут подчеркивать основную идею, что облегчает восприятие и понимание изображенного.

Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее для учащихся станет главная мысль произведения, тем сильнее окажутся их переживания и чувства.

На занятиях часто используются игрушки (цветные кубики, шары, пирамидки, башенки, матрешки и пр.), которые служат наглядными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Нередко игрушка применяется и как образец для рисования с натуры.

Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов.

Для эстетического воспитания большое значение имеет непосредственная практическая деятельность дошкольников. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений.

Включение детей в управляемую учителем деятельность, осознание ребенком того, что он может сам нарисовать интересный предмет, выполнить ритмические построения, передать красивые цветовые сочетания, аккуратно заполнить декоративными элементами лист бумаги, оказать посильную помощь в оформлении группы — все это имеет больше преимуществ, нежели простое созерцание объектов или образцов.

Особое коррекционно-развивающее значение приобретает целенаправленная организация наблюдений учащихся (на улице, в парке, в лесу и т.д.). В процессе специальных наблюдений происходит узнавание предметов, дети анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают учащихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях.


На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Через эмоциональное восприятие красивого у учащихся воспитывается готовность к эстетической оценке своих рисунков, рисунков товарищей, произведений искусства.

Под направляющим педагогическим воздействием у умственно отсталых дошкольников формируется также оценочное отношение к результатам своего труда. Дошкольники осуществляют такую работу на элементарном уровне, да и то только при условии, что им помогает воспитатель. С его помощью они способны отметить, что красиво в том или ином рисунке, что в нем интересно и привлекательно.

Эстетическое чувство и оценочное отношение наблюдаются у детей и при восприятии произведений изобразительного искусства. Однако характер даваемых детьми оценок очень неоднороден и зависит прежде всего от индивидуальных возможностей дошкольников и эффективности проводимой с ними работы.

Высказывания детей при рассматривании художественной картины обычно носят констатирующий характер. Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предметы и называют их, не связывая с содержанием картины в целом. Недостаточное узнавание изображенных предметов (персонажей) препятствует установлению правильных связей и отношений между ними, порождает различного рода ошибки при определении темы художественного произведения, обусловливает неадекватность эмоционального отклика. Вместе с тем дошкольники радуются понравившейся им картине, снова просят ее показать, а при соответствующих побуждениях могут не только перечислить изображенные объекты, но и определить их цвет, величину, форму.

  1. Задачи и содержание обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях.


Изобразительная деятельность занимает большое место в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими разнообразные проблемы в развитии. Изобразительная деятельность детей издавна привлекала внимание лучших педагогов, психологов, философов и художников. Анализ процесса и результатов этого вида деятельности позволяет составить представление о том, что и как видят дети. Замечательный художник В.А.Фаворский писал: «Искусство детей основывается на живом отношении к действительности… Всё, что изображают дети, захватывает их и воспринимается ими непосредственно. Мы в этом отношении можем им только завидовать».



Кроме того, знание особенностей изобразительной деятельности даёт возможность взрослым влиять на восприятие мира детьми. Призывая взрослых бережно относиться к искусству детей, В.А. Фаворский одновременно говорил о необходимости помогать им, учить их. При этом речь идёт не столько о технике взрослых, сколько об обучении новому видению, новому пластическому пониманию пространства.

Уже сопоставление этих двух мыслей В.А. Фаворского показывает, какая сложная, тонкая вещь – обучение изобразительной деятельности: детей нужно обучать, но при этом нельзя разрушать их живого эмоционального отношения к действительности, нужно бережно формировать умение по-новому, более полноценно воспринимать эту действительность. Это умение приходит к ребёнку не сразу; стихийное его формирование не всегда оказывается полноценным даже у нормально развивающегося ребёнка.

Изобразительная деятельность, которая требует от ребёнка адекватного восприятия изображаемых предметов и явлений, может стать одним из действенных средств общего развития ребёнка.

Исходя из своеобразия изобразительной деятельности у детей в дошкольном возрасте, а так же учитывая индивидуальные различия детей с различной структурой дефекта, можно сформулировать основные задачи обучения.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в специальном детском саду.

1). Одной из важнейших задач является формирование самой изобразительной деятельности.

Как всякая деятельность, изобразительная деятельность имеет свою структуру, которая состоит из нескольких планов. Необходимо помнить, что только работа по развитию всех блоков может принести успех. Иногда педагоги игнорируют развитие каких-либо компонентов деятельности в ущерб другим, и в результате всё обучение сводится к овладению ребёнком изобразительными штампами. Такой ребёнок не может отобразить свои впечатления о мире т.к. развитие его изодеятельности шло однобоко, у него не сформировались некоторые её компоненты.

1-ый план деятельности – мотивационно-потребностный. Здесь задачей является вызвать у детей желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Необходимо в свободное время рисовать на глазах ребёнка и для него, показывать, как пользоваться материалом, «читать» свой рисунок вместе с ребёнком, а так же рисунки других детей. Кроме того, необходимо предоставлять ребёнку материал, позволять разнообразно действовать с ним, поддерживать интерес к экспериментированию с материалом.


На занятиях необходимо постоянно вызывать игровое отношение к изобразительной продукции – лепные поделки используются в игре, аппликации и рисунки рассматриваются, показываются взрослым, родителям и т.д. Взрослый на протяжении всего периода обучения должен заботиться о том, чтобы в каждом конкретном случае ребёнок представлял себе, зачем и почему он должен выполнять изображение. Мотивация его деятельности должна быть такой, чтобы у ребёнка возникла потребность в отражении предложенного содержания. Этот подход существенно отличается от того, когда дети выполняют изображение, лишь подчиняясь требованию взрослого.

Следует постоянно помнить, что на ранних этапах развития рисование тесно связано с игровой деятельностью. По мнению Н.П. Сакулиной, способность к игровому отражению явлений позволяет детям видеть в своих рисунках больше, чем в них фактически изображено. В ходе рисования используются свойственные игре выразительные средства – движение, мимика, звукоподражание, речь. И лишь постепенно, под влиянием обучения рисование приобретает функцию изображения и выделяется из игры, и к старшему дошкольному возрасту занимает ведущее место. Следует подчеркнуть, что игровая мотивация рисования остаётся у детей значимой на протяжении всего дошкольного возраста.

Итак, деятельность детей всегда должна быть мотивированной, желанной и приносить им удовольствие. Лишь при этом условии ребёнок оказывается способным выразить в образной форме впечатления, полученные в жизни и в игре, по-новому пережить этот опыт.

2-ой план деятельности – ориентировочно-исследовательский. Он связан с определением замысла и тематики изображений, восприятием и обследованием предметов. Овладение действием означает овладение всеми его структурными компонентами. Ориентировочная основа действия носит сенсорный характер. Ребёнку необходимо увидеть внешние свойства предмета и особым образом учесть их при выполнении действия. Без ориентировки во внешних характеристиках и свойствах предметов и соотнесения их между собой невозможны полноценное осуществление исполнительских операций и должный контроль за ними. Здесь важной задачей обучения изобразительной деятельности детей является формирования способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, обведение-выделение плоской формы перед рисованием. Перед изображением педагог 
всегдадолжен учить детей рассматривать объект в определённой последовательности, т.е. обследовать. Если же восприятие объектапостоянно заменяется срисовыванием образца или выполнением задания по показу взрослого, то в этом случае образец и показ уводят детей от восприятия предмета и его свойств и задача восприятия и изображения предмета подменяется более лёгкой задачей восприятия и копирования образца или действий взрослого. В этом случае можно сказать, что такое обучение блокирует развитие ребёнка.

Кроме обучения восприятию изображаемого объекта в ориентировочной части необходимо помочь детям спланировать свою работу, определить, в какой последовательности и как, каким образом следует изображать данный объект.

Поэтому на развитие ориентировочной основы изобразительного действия следует обратить особое внимание.

3-ий план деятельности – операционно-технический. Здесь работа педагога связана, с одной стороны, с усвоением детьми приёмов и навыков изобразительной деятельности, а с другой – выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

Дети овладевают умением пользоваться карандашом, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок и т.п. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется координация. В процессе воплощения замысла ребёнок осваивает способы передачи различных форм, постигает передачу строения предметов, состоящих из нескольких частей, учится ориентироваться в пространстве и т.д.

Накопление изобразительного опыта способствует и освоению необходимых для исполнения движений. При формировании у детей умения отражать в изображении предмет со всеми присущими ему свойствами педагог не должен забывать о том, что не всегда надо оказывать непосредственную помощь ребёнку в случаях затруднений. Часто эти трудности происходят не от технического неумения нарисовать, а от недостаточного восприятия формы. Поэтому повторное обследование натуры оказывается более действенным, нежели прямой показ способа изображения.

Важное значение придаётся и оценочной части деятельности: детей необходимо учить адекватно оценивать свою и чужую продукцию, соотносить её выполнение с заданием.

На всём протяжении обучения педагог должен заботиться о том, чтобы дети проявляли всё большую самостоятельность в работе. Это в большой степени зависит от того, как взрослый относится к успешным и, более всего, к неудачным результатам такой самостоятельности. Поэтому чуткий педагог, поощряя даже слабые попытки ребёнка к поискам самостоятельных решений, достигает гораздо больших, лучших результатов. Его воспитанники действуют смелее, активнее, так как у них нет робости, боязни отрицательной реакции не их неудачу.