Файл: Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2).Другой важной задачей, связанной с развитием изобразительной деятельности является формирование восприятия, сенсорное воспитание детей.

Как указывает А.В.Запорожец, сенсорное воспитание не есть упражнениеданных ребёнку в готовом виде сенсорных способностей. Сенсорное воспитание призвано «сформировать у ребёнка такие обобщённые знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире» (А.П.Усова и А.В.Запорожец).

Обобщённые сенсорные умения включают в себя, прежде всего перцептивные действия, т.е. обследование предметов и их свойств: форм, величин, цветов, пространственных отношений. Это действия рассматривания, ощупывания, сравнения, прикладывания, примеривания и т.п.

Но и само по себе формирование перцептивных действий ещё не обеспечивает полноценного восприятия. Ребёнку необходимо дать мерки, эталоны, с которыми можно сравнивать то, что он в данный момент воспринимает. Такими мерками могут стать случайные , знакомые из опыта предметы и их качества. («Похож на огурец», «Похож на блюдце»). Одна из задач сенсорного воспитания – заменить случайные мерки системой общественно выработанных сенсорных эталонов.

Формирование перцептивных действий и усвоение сенсорных эталонов не может происходить изолированно, в виде специальных упражнений. Для того, чтобы ребёнок научился воспринимать предмет или какое-либо свойство, перед ним нужно поставить практическую задачу, требующую восприятия этого предмета или свойства. Особенно большие возможности представляют в этом отношении продуктивные деятельности, т.е. те деятельности, которые требуют от человека создания продукта. Поэтому значение изобразительной деятельности в сенсорном развитии дошкольника трудно переоценить. Ведь для того чтобы изобразить предмет в рисунке, лепке, аппликации необходимо полноценно его воспринять, т.е. вычленить свойства, учёт которых важен при изображении. Тут невозможно ограничиться беглым взглядом на предмет, выделением каких-либо опознавательных признаков (ориентиров), как это может иметь место в процессе игры. Чтобы изобразить, нужно именно полноценно воспринять.

Своеобразие восприятия детей, которые имеют какие-либо проблемы в развитии, является одной из основных причин замедленного формирования рисования. Поэтому в процессе обучения должно проводиться планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Развитие этих
видов восприятия происходит в ходе рассматривания, обведения предметов по контуру перед рисованием или ощупыванием перед лепкой. Для передачи свойств предметов в продуктивной деятельности важно обучение восприятию величины, формы, цвета, пространственных свойств и отношений предметов и их частей.

Очень важно, чтобы ребёнок учился воспринимать и передавать в изображении именно окружающие его предметы, а не их упрощённые копии, специально сделанные для него руками взрослых. Поэтому буквально с первого года обучения предполагается знакомство детей с натурой, в качестве которой может выступать любой предмет, который предлагается детям для изображения.

3). С задачей сенсорного воспитания детей в процессе изобразительной деятельности тесно связана задача формирования представлений о предметах и явлениях, так как важно научить детей изображать не только находящиеся перед ними объекты, но и те, которые дети наблюдали раньше, активизировать представления, возникшие в процессе чтения, рассказывания. Влиять на полноценное формирование представлений можно, соединяя воспринимаемое со слово м. Накопление образов и соединение их со словом, умение видеть за словами разнообразные образы предмета или явления очень важно как для обогащения изобразительной деятельности, так и для руководства этой деятельностью со стороны взрослых. С одной стороны - чувственный опыт детей закрепляется в слове, уточняются и расширяются значения слов, связанных с воспринимаемыми предметами и объектами; с другой – детей учат за словесными обозначениями видеть конкретные объекты, понимать, что словом обозначается предмет, который может быть различным по форме, цвету, величине. Особое значение представляет этот аспект при обучении рисованию на основе словесных описаний предметов.

4). Речевое развитие детейв изобразительной деятельности так же выступает в качестве одной из задач обучения. Работа по развитию речи в ходе рисования и лепки чрезвычайно многопланова. Она заключается в расширении и обогащении словарного запаса, усвоении и уточнении значений слов; в установлении детьми связи между зрительно воспринимаемыми образами и свойствами с их словесными обозначениями для образования устойчивых представлений о воспринятом; в развитии у детей фразовой речи, умении объяснять, рассказывать о содержании выполненных изображений и последовательности выполнения, в выработке (в старшем дошкольном возрасте) умения не только давать словесный отчёт об этапах выполнения, но и элементарно планировать свою деятельность. На всех занятиях развивается понимание речи окружающих. Основное внимание уделяется формированию мотивационно-потребностного плана речи.



Дети овладевают словарём, связанным с названием материалов и инструментов, действий, восприятием предметов и явлений, характерных для данной деятельности (лепить, рисовать, раскрашивать, обводить, ощупывать). Когда ребёнок совершает конкретные действия с предметами, он лучше овладевает значениями соответствующих слов.

Значение слов, обозначающих цвет, форму, величину, пространственные отношения, получают в рисовании, лепке чувственную опору. Дети так же знакомятся с названиями новых изображаемых предметов. Характер выполнения коллективных работ требует общения детей между собой и с педагогом, поэтому здесь создаются условия для развития речевой коммуникации.

Педагогу следует помнить о том, что ребёнок не может, не должен рисовать молча, так как словесное сопровождение развивает, уточняет замысел. Исключение составляет так называемая «пустая речь» - это высказывания, не имеющие отношения к процессу изображения. Такую речь необходимо прерывать. Педагог должен знать, что выделяются три типа речевого сопровождения. Они появляются в строгой последовательности, от более простого к сложному, и в дальнейшем могут сосуществовать одновременно.

  1. Самый элементарный тип – фиксация готового результата. Элементы фиксации можно наблюдать даже при черкании, когда ребёнок сначала совершает действие, а потом пытается опознать и назвать то, что у него получилось.

2.Постепенно речь с конца деятельности перемещается в её начало – ребёнок рисует и рассказывает о том, что изображает. Это так называемая сопровождающая речь.

3.На базе сопровождающей речи постепенно возникает планирующая речь. В этом случае ребёнок пытается сообщить, что он намерен рисовать. В развитых формах этот тип речи выступает в виде изобразительного замысла.

Понятно, что если мы хотим научить ребёнка формулировать свои замыслы, необходимо сначала научить его фиксации готового результата, затем сопровождению речью процесса создания изображения и только затем возможно формировать планирующую речь.

Педагог должен заботиться о том, чтобы его собственная речь была естественной и разнообразной, включала все виды коммуникативных высказываний (вопросы, сообщения, побуждения). Разнообразие и богатство речи взрослых отнюдь не предполагает её избытка. Напротив, она нуждается в строгом дозировании. Обогащение и разнообразие её достигается путём целенаправленного и тщательного отбора речевых конструкций, использования фраз с различным лексическим составом для выражения одной мысли (фраз, построенных по принципу синтаксической синонимии), включения слов, необходимых для осуществления деятельности.


5). Изобразительная деятельность для детей с проблемами в развитии – одно из важнейших средств эстетического воспитания. Иногда в силу особенностей дефекта, например, для глухих и слабослышащих детей, этот вид деятельности является ещё и наиболее доступным средством эстетического развития. Ведь влияние музыки, танцев, художественного чтения для детей данной категории менее доступно.

Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетического восприятия и эстетических чувств. Формирование эстетического восприятия теснейшим образом связано с развитием восприятия вообще. При этом имеется в виду умение воспринимать предмет в целом, а затем и его отдельные свойства. Эстетическое восприятие тесно связано также и с сенсорным. Восприятие становится эстетическим только на определённом уровне способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красоту, является характерным для его облика. Восприятие приобретает характер эстетического в том случае, когда возникают эстетические чувства – волнение, радость, удовлетворение от знакомства с прекрасным. Эмоциональность является неотъемлемой частью эстетического восприятия, оказывает положительное влияние и на сам процесс восприятия, делает его глубже, продуктивнее, способствует образованию на этой основе более полных, устойчивых представлений.

Очень важным качеством эстетического восприятия является его осмысленность. До тех пор, пока для ребёнка остаётся непознанным функциональное назначение объекта, до тех пор, пока он не понял содержания воспринимаемого, эти объекты не могут быть восприняты им эстетически. Поэтому педагоги должны помнить о том, что эстетическое воспитание дошкольников, имеющих проблемы в развитии осуществляется на основе развития у них практических действий с предметами, игровой деятельности и обучения способам восприятия.

В детском саду выделено время на проведение специальных занятий по знакомству детей с произведениями искусства. Такое восприятие год от года должно становиться всё более полным и дифференцированным. Если на втором году обучения детей учат проявлять интерес к картине, скульптуре, то к концу периода обучения они должны эмоционально воспринимать содержание художественного произведения, улавливать, что содержание связано с определённым средством выражения, запоминать, узнавать знакомые произведения, отличать новые, сравнивать их со старыми. Программа предусматривает формирование умения воспринимать красивые цветосочетания, ритмичные чередования форм.


Все занятия, связанные с эстетическим воспитанием детей, должны быть эмоционально насыщены. Воспитатель должен сам радоваться прекрасному и вызывать такие же чувства у детей. Истинно прекрасное должно доставлять детям радость.

6). Усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности– одна из задач занятий по изобразительной деятельности.

Чтобы суметь выразить в изобразительной деятельности (рисунке, лепке, аппликации) свои впечатления от восприятия действительности, необходимо приобрести ряд навыков и умений. Формирование соответствующих навыков и умений предполагает правильную организацию занятий. Когда говорят о выработке умений и навыков, имеют в виду формирование правильной позы и осанки, обучение правильному обращению с материалами (глиной, красками, бумагой, клеем), показ приёмов обращения с инструментами (карандашом, кистью, ножницами и т.д.).

Бывает так, что навыки и умения, приобретённые на занятиях по декоративному рисованию, дети не умеют использовать во время занятий другими видами изобразительной деятельности. В этой связи детям необходимо напоминать, что они уже овладели соответствующими приёмами. Формирование навыков следует осуществлять повседневно, так как только при этом они оказываются достаточно стойкими.

Успешность работы по обучению дошкольников с проблемами в развитии изобразительной деятельности в решающей степени зависит от правильности применения различных методов обучения, от адекватности видов работы на занятиях, от степени учёта индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Чтобы подвести ребёнка к самостоятельному изображению, создать готовность к изобразительной деятельности, программами специальных детских садов на первом году обучения предусматривается пропедевтический курс, охватывающий разные сроки, в зависимости от тяжести дефекта. Его можно считать сенсорным. В этот период воспитатель много рисует, лепит на глазах у детей, пробуждая у них желание участвовать в процессе изображения. Детей учат воспринимать различные изображения одного и того же предмета, выполненные разными способами.

Большое место в работе занимают подготовительные игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Основными методами на начальных этапах обучения являются действия детей по подражанию, а так же совместные действия взрослого и ребёнка, которые применяются только в тех случаях, когда невозможно выполнение задания по подражанию.