Файл: Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нуждается в системе коррекционных мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на всю семью в целом.

Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит К. Л. Белопольской, Овчаровой Р. В., в работах которых определены принципиальные подходы к организации консультирования и коррекции отношений в данной категории семей. Основной акцент в данном блоке занятий делается на коррекцию детско-родительских отношений, снижение тревожности, улучшение эмоционального состояния семьи, повышение уровня коммуникативной толерантности, развитие эмоционального интеллекта семьи. Важной задачей является помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей, обучение членов семьи сотрудничеству, способам выхода из стрессовых и конфликтных ситуаций.

Создание программы обусловлено тем, что большое количество семей имеют трудности в формировании внутрисемейных отношений. К проблемам, выявленным в результате знакомства с семьей и первичной диагностики, относятся непонимание возрастных особенностей ребенка, неумение принять его таким, какой он есть, открыто говорить о своих чувствах, проявлять их. Для многих членов семей характерно снижение фона настроения, неадекватно заниженная самооценка, тревожность. Некоторые родители выбирают неправильный стиль воспитания, объясняя такой выбор болезнью ребенка. Все эти факторы накладывают отпечаток на отношения между родителями и ребенком. Во многих семьях возникают ситуации, когда родители не знают, как наладить отношения, не понимают причин возникновения ссор и конфликтов. Многие осознают, что трудно в одиночку бороться со своими проблемами и что им нужна квалифицированная помощь специалистов.

Цель: Создание условий для гармонизации отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями психоэмоционального развития.

Задачи:

1. Развивать психологическую культуру родителей.

2. Способствовать снижению чувства страха и тревожности, развитию уверенности в решении возникающих проблем.

3. Мотивировать родителей на формирование открытой родительской любви к своим детям.

4. Способствовать развитию у членов семьи толерантности, терпимости, понимания друг друга, «принятие друг друга такими, какие они есть».


5. Способствовать улучшению эмоционального фона настроения, повышению сопротивляемости стрессовым ситуациям.

Формы работы: индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня психолого- педагогической компетентности родителей.

2. Снижение у родителей уровня тревожности, повышение уверенности в себе.

3. Повышение уровня коммуникативной толерантности.

4. Проявление открытой родительской любви к детям.

5. Изменение отношения к себе и ребенку на более позитивное.

6. Активное использование членами семьи приобретенных знаний в формировании дальнейших взаимоотношений в семье и в обществе при нахождении конструктивных способов выхода из конфликтных и стрессовых ситуаций.


Критерии эффективности:

1. Снижение уровня личностной тревожности.

2. Изменение способов поведения в конфликтных ситуациях.

3. Коммуникативная толерантность.

4. Самооценка.

5. Отзывы родителей.

Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей, либо тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. Данный блок включает 10 занятий, продолжительность каждого 1,5 -2 часа. Занятия проводятся не реже двух раз в год.

Для проведения занятий требуется :

1. Игровой зал с ковровым покрытием или коврики.

2. Магнитофон.

3. Канцтовары. (листы формата А 4, карандаши, ручки, фломастеры, краски)

4. Мяч средних размеров.

5. Клубок ниток.

Структура программы :

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- упражнения, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе, повышению своей значимости в коллективе, семье, обществе;

- ролевые игры для отработки владения собой в психотравмирующих ситуациях;

- упражнения на релаксацию, направленные на снижение личностной тревожности и обучение управлению своими чувствами;

- разминка, упражнения, направленные на установления контакта, активизацию членов группы, поднятие настроения, либо на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения (данные упражнения могут проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями).

-упражнения, направленные на установление контакта между родителем и ребенком.

3. Рефлексия занятия, подведение итогов.

4. Ритуал прощания.

Семья- это дом, в котором тепло и комфортно от тепла человеческих сердец. Именно в семье зарождаются первые чувства, эмоции, первые социальные навыки. Наш ребенок - наше продолжение. Он смотрит на нас, взрослых, влюбленным, доверчивым взглядом, верит безгранично, и если постоянно получает от нас помощь и поддержку, то начинает ценить себя, учится верить в людей, которые их окружают. Если взрослые, живущие рядом с ребенком, честны, открыты, доброжелательны, терпимы к недостаткам и слабостям других, то он приобретает положительный опыт. Он старается быть благородным и справедливым, учится понимать других и обязательно создаст в будущем крепкую, счастливую семью. Он сможет обучить своих детей главному: умению понимать и прощать, любить и
демонстрировать свою любовь с помощью ласки и требовательности, быть уверенным в себе и всегда находиться на позитивной волне. Такая семья-это дом добрых сердец, который всегда открыт для друзей, сердце, в котором всегда живет самое заветное и сокровенное – любовь к ребенку.

Тематический план.

1. «Кто чем богат, тот тем и делится».Создание благоприятной доверительной атмосферы для совместной работы; установление контакта с родителями; осознание проблем межличностного взаимодействия.

2. Новоселье. Формирование представления о семье и доме как о самом надежном месте. Диагностика семейных отношений. Выявление проблем или точек тревоги в отношениях семьи;снижение уровня тревожности;отработка умения снятия психомышечного напряжения;

3. Эмпатия. Развитие взаимодействия между членами группы. Обучение расслаблению мышц и снятию внутренних зажимов при возникновении напряжения; развитие умения понять и почувствовать друг друга; осознание своих индивидуальных качеств.

4.«Давайте говорить друг другу комплименты». Развитие навыков и умений выражать свои чувства, уверенности в том, что их любят. Развитие умения думать и говорить о себе и своих близких в положительном ключе; отработка навыков владения собой в тревожных, стрессовых ситуациях; помочь почувствовать ребенку и родителям насколько важна в жизни любовь близких людей.

5. Чего боятся дети? Оказание помощи в осознании причин своей тревожности, беспокойства и способов повышения своего настроения Выявление «образа страха»; обучение адекватному реагированию на возникновение пугающей ситуации; формирование уверенности в правильности действий и изменение образа страха на другой, не пугающий образ; снижение тревожности, беспокойства; улучшение фона настроения.

6. Учимся состраданию - Развитие эмпатии, чувства близости между родителями и детьми, повышение уровня коммуникативной толерантности. Повышение самооценки; развитие уверенности в себе; развитие чувства эмпатии, способности сопереживать, сочувствовать, принимать другого человека; тренировка снятия мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений;

7. Такие разные чувства. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Обучение эффективным способам общения; развитие навыков сотрудничества; снятие негативных настроений и восстановление сил; проигрывание различных эмоций и состояний.


8. Конфликт. Сформировать навыки конструктивного решения конфликта. Создание условий для двигательного и эмоционального раскрепощения; расширение поведенческого репертуара; улучшение эмоционального контакта; повышение уверенности в себе и своих силах.

9. Семья-это семь «я». Закрепление и анализ полученного опыта. Закрепление чувства уверенности в себе, своей значимости в семье; фокусирование внимания на собственных резервных силах.

Конспект семейного консультирования с родителями по вопросам развития детей

Конспект семейного консультирования с родителями с элементами тренинга по программе «Дом добрых сердец»

Тема: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Цель: Создание доверительной атмосферы для совместной работы.

Задачи:

1. Знакомство участников друг с другом и психологом;

2. Установление контакта с родителями;

3. Осознание проблем межличностного взаимодействия.

Участники: родители, дети. воспитатель, психолог

Продолжительность: 1 час 30 минут.

1. Приветствие. Знакомство.

Цель: Знакомство участников, сплочение, создание доверительной обстановки.

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада встрече с вами!

Сегодня речь пойдет о самом дорогом, что мы имеем в жизни – наших детях! Мы будем сидеть в кругу, чтобы все могли видеть друг друга.

В самом начале нашей встречи хотелось бы, чтобы мы как можно лучше узнали друг друга. Для этого давайте сделаем следующее: напишите, пожалуйста, на листочке бумаги свое имя, то, каким бы вы хотели, чтобы вас называли сегодня и прикрепите листочек к груди. Представьтесь. Назовите два качества, которые вам присущи и начинаются с первой буквы вашего имени.

Давайте настроим себя на позитивную волну. Залог всего- ваше хорошее настроение и душевное равновесие. В каждом из нас живет ребенок. Любите себя. Хвалите себя! Устраивайте себе маленькие празднички! Побалуйте себя.

2. Подари улыбку.

Цель: Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия.

Скажите волшебному клубочку, что вам хочется сейчас. Этот волшебный клубочек связал нас одной ниточкой. А сейчас давайте по очереди будем передавать улыбку по кругу друг другу.

3. Презентация.

Цель: Знакомство участников. Выявление проблем во взаимоотношении с детьми.

Просьба представиться, назвать свое имя, сказать, как зовут вашего ребенка, и продолжить высказывание фразой о том, что говорят о вас ваши близкие. Желательно ваш ребенок.