Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право Контроль судов за деятельностью органов исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


<8> Декрет СНК РСФСР от 4 января 1919 г. "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям" // СУ РСФСР. 1919. N 17. Ст. 192.

В 1919 г. была предпринята попытка создать специальный административный аппарат для рассмотрения жалоб на действия органов власти. Вместо единого органа по осуществлению надзора за законностью в сфере управления постепенно учреждалась система бюро жалоб (Центральное бюро жалоб и заявлений, уисполком, губисполком и т.д.) <9>.

<9> Декрет ВЦИК о государственном контроле от 9 апреля 1919 г. // СУ РСФСР. 1919. N 12. Ст. 122; Положение о местных отделениях Центрального бюро жалоб и заявлений // СУ РСФСР. 1919. N 23. Ст. 272; Положение о Центральном бюро жалоб и заявлений // СУ РСФСР. 1919. N 23. Ст. 271.
Таким образом, первые послереволюционные годы свидетельствуют, что институт судебного контроля за законностью в области государственного управления не был чужд советскому строю. Однако в последующий период стало складываться мнение об административной юстиции как чисто буржуазном явлении (наряду с теорией разделения властей) <10>, которое в Советском государстве совершенно неприменимо, поэтому власти последовательно укрепляли идею об отрицании любого способа обжалования неправомерных решений, действий (бездействия) органов управления.

<10> Старилов Ю.Н. Административный процесс в трудах профессора В.Д. Сорокина: "управленческая" концепция и ее значение для науки административного права // Административное право и процесс. 2007. N 1. С. 16 - 20.

Второй этап (1923 - 1937 гг.). В данный период сфера действия судебного контроля постепенно расширялась. Так, к подсудности губернского суда были отнесены дела по искам к государственным органам или должностным лицам об убытках, причиненных незаконными или неправильными действиями в административном порядке, а также о возврате неправильно отобранного или отчужденного имущества; Постановлением СНК СССР от 17 сентября 1926 г. "О расширении правил положения о взыскании налогов" закреплялся судебный порядок взыскания недоимок по налогам: действия административных органов ставились под контроль суда, но правом обращения в суд наделялся не гражданин, а соответствующий орган власти <11>, однако специальных органов для разрешения административных споров создано не было.
<11> Постановление СНК СССР от 17 сентября 1926 г. "О расширении правил положения о взыскании налогов" // СЗ СССР. 1926. N 64. Ст. 482.


В силу сложившегося политического режима с середины 20-х и до конца 30-х гг. интерес законодателей и государственных деятелей к проблеме административной юстиции угас. Одной из причин официального непризнания указанного института является господствующая в те годы государственная идеология, согласно которой советское государственное управление считалось самым демократичным и эффективным в мире. Обращения граждан в суд с жалобами на действия и решения органов власти не способствовали укреплению позиций советской власти в обществе, поэтому судебная защита субъективных прав и законных интересов в суде практически отрицалась.

Третий этап (1937 - 1958 гг.). Законодательство и практика продолжали развиваться по пути расширения компетенции судов общей юрисдикции в области контроля за законностью в сфере управления. Как правило, дела возбуждались не по жалобам заинтересованных лиц, а по заявлениям самих государственных органов, которые должны были для взыскания недоимок, штрафов и т.п. получить санкцию суда.

Четвертый этап (1958 - 1975 гг.). В данный период расширяется юрисдикция судов в сфере контроля за законностью действий и решений органов власти.

В соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик (1958 г.) задачей советского правосудия объявлялось обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами <12>. Для становления института судебного контроля за решениями, действиями (бездействием) органов власти в СССР важным нормативным актом стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке", согласно которому гражданам было предоставлено право обжаловать в суд постановления о наложении на них административного взыскания в виде штрафа <13>. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г. ввели понятие "производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений" <14>, а Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. (далее - ГПК РСФСР 1964 г.) посвятил ему подраздел II раздела II <15>. В шестидесятых годах были приняты гражданские процессуальные кодексы союзных республик, содержащие специальные главы, которые регламентировали производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. По новым правилам наложение штрафа на граждан производилось самими административными органами, при этом заинтересованному лицу предоставлялось право обжаловать указанные действия в народный суд.



<12> Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. Ст. 12.

<13> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. N 9. Ст. 121.

<14> Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. N 50.

<15> Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.

Пятый этап берет свое начало с принятия Конституции СССР 1977 г. <16> и Конституции РСФСР 1978 г., которые впервые закрепили право граждан на обжалование в установленном законом порядке действий должностных лиц, государственных и общественных органов, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан. Однако соответствующие нормы носили декларативный характер и не могли применяться непосредственно, поскольку принятие специального закона о порядке реализации права граждан на обращение в суд затянулось.

<16> Конституция СССР 1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. N 41. Ст. 617.

Первым нормативным правовым актом в данной области стал Закон СССР от 30 июня 1987 г. "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан" <17>. Однако он оказался малоэффективным и практически не расширил сферу судебного контроля. Так, проверке не могли быть подвергнуты решения и бездействие органов власти, решения и действия коллегиальных органов. При этом к компетенции судов не относилось рассмотрение дел о неправомерных действиях должностных лиц, в отношении которых уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством и другим законодательством СССР и союзных республик был предусмотрен иной порядок обжалования. Таким образом, имевшиеся в советском законодательстве ограничения в области судебного контроля за деятельностью органов власти сохранялись. В октябре 1987 г. в Закон от 30 июня 1987 г. были внесены изменения, согласно которым гражданам предоставлялось право выбора между непосредственным обращением в суд либо в вышестоящий административный орган, при этом административный порядок обжалования не исключал судебный <18>.


<17> Закон СССР от 30 июня 1987 г. "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 26. Ст. 388.

<18> Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 42. Ст. 692.

2 ноября 1989 г. был принят Закон СССР "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан", который расширил круг субъективных прав граждан, подлежащих судебной защите, - впервые предметом оспаривания стали коллегиальные действия органов государственного управления. Вместе с тем устанавливался обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб вышестоящим органом или должностным лицом, что в определенной степени ограничивало право на обращение в суд.

Шестой этап развития судебного контроля за деятельностью государственных органов связан с принятием Декларации от 12 июня 1990 г. "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" <19> и Декларации прав и свобод человека (22 ноября 1991 г.) и гражданина <20>. Последняя провозгласила право каждого на судебное обжалование решений и действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, ущемляющих права граждан. В соответствии с данной нормой ст. 46 Конституции РФ <21> предоставляет возможность каждому лицу обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

<19> Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22.

<20> Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.1991. N 52. Ст. 1865.

<21> Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

В 1993 г. был принят Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (далее - Закон РФ от 27 апреля 1993 г.) <22>. Следует отметить, что первая редакция указанного нормативного правового акта не называла в числе объектов обжалования бездействие органов исполнительной власти. Только спустя два года данный пробел был устранен.

<22> Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // ВВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685.


На основании Закона РФ от 28 апреля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" Закон РФ от 27 апреля 1993 г. был инкорпорирован в ГПК РСФСР 1964 г. <23>.

<23> ВВС РФ. 1993. N 22. Ст. 787.

Помимо названных нормативных правовых актов, в 90-е гг. был принят ряд законов, гарантирующих судебную защиту конституционных прав граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на объединение, в сфере предпринимательской, банковской деятельности и т.п. <24>. Законодательство того периода исходило из необходимости расширения возможности судебного контроля.

<24> См., например: Закон СССР "Об общих началах предпринимательства граждан", Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227; Закон РФ от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; Закон РФ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465, и др.

Вступление в силу 1 февраля 2003 г. Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) <25> ознаменовало новый, седьмой этап в развитии в России института судебного контроля. С принятием данного Кодекса "производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений" переименовано в "производство по делам, возникающим из публичных правоотношений". Новый термин носит обобщающий характер и более точно передает разнообразие и единство категорий дел, рассматриваемых по нормам раздела II подраздела III ГПК РФ. На современном этапе российской правовой системы обжалованию подлежат любые коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, нарушающие права и свободы граждан, организаций, публично-правовых образований. При этом в гражданском процессуальном праве РФ в последние годы наблюдается тенденция к постепенному расширению категорий дел, разрешаемых по правилам раздела II подраздела III ГПК РФ (дела о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении; дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).