Файл: Курсовая работа на тему Изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Архипова Е.А. Детская психология и педагогика / Е. А. Архипова. – М. - 2013. – 205 с. -
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М. Изд-во УРАО. - 2017. - 147 с. -
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. - 2012. – 300 с. -
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – 2009. – 290 с. -
Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с я-концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник московского университета. - 2011. - №1 - С. 54-65. -
Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. – М:Просвещение. – 2012. – 144 с. -
Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития / Г. В. Грибанова// Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 13-20. -
Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – Гаудеамус. – 2015. - 318 с. -
Жулидова Н. А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1981. - № 4. - С. 17-24. -
Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – М. – 2015.– 312 с. -
Захарова А. В. Что такое самооценка / А. В. Захарова // Семья и школа. - №8. – 1979.- С. 36 – 39. -
Зейгарник Б. В. Психология личности: норма и патология / Б. В. Зейгарник/ под ред. М. Р. Гинзбурга. - М.: Изд-во МпСи, Воронеж: МОДЭК. - 2013. – 300 с. -
Конева И. А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР: дис. ... канд. психол. Наук / И. А. Конева. - Н. Новгород. - 2012. - 217 с. -
Коротенко И. В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: дис. ... канд. психол. Наук / И. В. Коротенко. - Н. Новгород. - 2015. – 180 с. -
Кропачева М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития: автореф. канд. психол. наук / М.Н. Кропачева. –Н. Новгород. - 2010. – 120 с. -
Липкина А.И. Самооценка / А. И. Липкина// Большая Советская Энциклопедия. – М. - 2014. – 698 с. -
Манухина Я. А. Особенности проявления феномена я-концепции у детей с задержкой психического развития как условие учебной адаптации / Я. А. Манухина, Д. Ю. Шигашов, В. А. Худик // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. - №2. –С. 32-36. -
Марковская И. Ф. Задержка психического развития: (Кли-нико-нейропсихологическая диагностика) / Под ред. И. Ф. Марковской. - М.: Компенс-центр. - 2013. - 198 с. -
Мамайчук И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб.: Речь. - 2016. – 180 с. -
Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. – СПб.: Питер. - 2015. – 416 с. -
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС. - 2014. – 400 с. -
Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов / Т.Г. Никуленко. - М.: Феникс. - 2015. - 382 с. -
Платонов К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М. -2016. – 212 с. -
Прохоренко Л.И. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / Л.И. Прохоренко // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 1 (5). –С. 76-85. -
Смирнова С. И. Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специальной психологии / С. И. Смирнова // Вестник Вятского государственного университета.-2009. - № 3. – С.35-38. -
Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. - М.: Изд-во МГУ. - 2009. - 213 с. -
Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития / Е.В. Соколова. - М.: ТЦ Сфера. - 2009. – 250 с. -
Сорокин В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин. - СПб.: Речь. - 2013. - 216 с. -
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. - М., Политиздат. - 2012. - 303 с. -
Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самопознания личности / В. В. Столин. - М. - 2017. – 300 с. -
Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - Издательство Московского Университета. - 2013. – 300 с. -
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. –Н-Новгород: Аст. - 2014 – 170 с.
Приложение 1
Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейна
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
Ход выполнения задания
Инструкция
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Задание
Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";
б) высоту самооценки - от "0" до знака "х";
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
Показатели уровня притязаний
Адекватный - 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
Высокий - 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
Низкий - ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.
Уровень самооценки
Адекватная - 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
Завышенная - 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как "закрытость для опыта", то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
Заниженная - менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и "защитной" неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту "недооценку", чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.
Приложение 2
«Лесенка» В. Г. Щур, С. Г. Якобсон
Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Процедура проведения
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Стимульный материал
Инструкция
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть».
Процедура проведения
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития могут не понимать и не принимать это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.