Файл: Простое убийство уп харак.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

160 Присвоение или растрата

В статье 160 УК РФ объединены две формы хищения - присвоение и растрата.

Предметом присвоения или растраты является не любое имущество, а лишь имущество, вверенное виновному.

Имущество считается вверенным, если собственник или пользователь наделяет лицо, которому оно передается, определенными юридическими правомочиями.

В качестве вверенного можно рассматривать:

Объективная сторона преступления заключается в хищении, совершенном способами присвоения или растраты.

Присвоение состоит в безвозмездном, совершенном с корыстной целью, противоправном обращении лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника.

Момент окончания преступления. Состав присвоения или растраты материальный.

Растрату следует считать оконченным преступлением с момента начала противоправного издержания вверенного имущества (его потребления, израсходования или отчуждения).

Субъективная сторона присвоения и растраты характеризуется виной в виде прямого умысла и корыстной целью.

В п. п. 25, 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 содержатся следующие разъяснения:

Разграничение присвоения или растраты и кражи

ВОПРОС 26 .163 Вымогательство

наличные денежные средства;

документарные ценные бумаги;

безналичные денежные средства;

бездокументарные ценные бумаги;

Объективная сторона преступления выражается в действиях, заключающихся в требовании виновного:

передать имущество виновному лицу или представляемым им лицам;

передать право на имущество виновному лицу или представляемым им лицам;

Требование становится уголовно наказуемым тогда, когда оно подкрепляется одной из следующих реальных угроз:

угрозой применения насилия любой степени тяжести к потерпевшему или его близким;

угрозой уничтожения или повреждения имущества потерпевшего или его близких;

Насилие и угроза применения насилия

Угроза уничтожения и повреждения имущества

Угроза не уничтожением либо повреждением, а удержанием похищенного самим лицом либо другими лицами имущества признаков вымогательства не содержит.

Угроза распространения позорящих сведений

Корыстная цель вымогательства - это цель извлечь неправомерную имущественную (т.е. оцениваемую деньгами) выгоду для себя или для другого лица.

Субъект преступления - общий - физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Говоря о соотношении вымогательства, с одной стороны, и насильственного грабежа и разбоя - с другой, Пленум указал:

Незаконное проникновение в жилище ст. 163 УК РФ не охватывается и требует дополнительной квалификации по ст. 139 УК РФ.

Ст. 167 УК РФ Умышленные уничтожение или повреждение имущества

Ст. 168 УК РФ Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности

Вопрос 58. Ст. 318 УК РФ Применение насилия в отношении представителя власти

Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, заключающихся в требовании виновного:

передать имущество виновному лицу или представляемым им лицам;

передать право на имущество виновному лицу или представляемым им лицам;

совершить другие действия имущественного характера, т.е. действия, не связанные с передачей имущества или права на имущество, но способные принести материальную выгоду виновному лицу или представляемым им лицам. Такое требование не должно основываться на действительном или предполагаемом юридическом праве (в последнем случае действия могут квалифицироваться по ст. 330 УК РФ), быть определенным, безусловным; требование может быть выражено лично виновным или через посредников устно, письменно или направлено через современные средства связи.

Требование становится уголовно наказуемым тогда, когда оно подкрепляется одной из следующих реальных угроз:


угрозой применения насилия любой степени тяжести к потерпевшему или его близким;

угрозой уничтожения или повреждения имущества потерпевшего или его близких;

угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. Такие сведения могут быть как ложными, так и истинными, однако они должны затрагивать права или законные интересы потерпевшего или его близких. Таким образом, требование передачи имущества, имущественных прав, совершения действий имущественного характера становится вымогательством, лишь когда оно подкреплено, сопровождается описанной в ч. 1 ст. 163 УК РФ угрозой (п. 6, 10, 13 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2015 N 56). "Угроза, которой сопровождается требование при вымогательстве, должна восприниматься потерпевшим как реальная, то есть у него должны быть основания опасаться осуществления этой угрозы. Для оценки угрозы как реальной не имеет значения, выражено виновным намерение осуществить ее немедленно либо в будущем" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2015 N 56). По своему содержанию угроза, выраженная в любой форме - устно, письменно, непосредственно вымогателем или через третьих лиц и т.д., - в соответствии с требованиями закона может быть различной.

Насилие и угроза применения насилия

Пункт "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ охватывает насилие как опасное, так и не опасное для жизни и для здоровья, за исключением тяжкого вреда здоровью и причинения смерти. Если насилие при вымогательстве выразилось в незаконном лишении свободы (при отсутствии признаков похищения человека), содеянное полностью охватывается п. "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ. Угроза применения насилия может быть выражена по отношению не только к потерпевшему или его близким, но и к иным лицам (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2015 N 56); для вменения в последнем случае указанного признака надо установить, что при этом виновный рассчитывал оказать на потерпевшего соответствующее воздействие. Угроза насилия при вымогательстве может быть реализована немедленно после ее выражения, например, в случае первоначального отказа потерпевшего в дальнейшем передать виновному имущество, когда насилие применяется с целью добиться изменения позиции потерпевшего и получить его согласие на передачу в будущем имущества, в том числе путем получения от него расписки о наличии несуществующего в действительности долга. Насилие также может подкреплять соединенную с соответствующим требованием угрозу, в этом случае виновный угрожает продолжить применение насилия. Если угроза насилием не имеет целью принуждение потерпевшего к передаче имущества и др., а применяется для запугивания других лиц, с целью сокрытия факта вымогательства, из мести за отказ выполнить требования вымогателя и т.д., такое насилие как признак вымогательства не рассматривается.

Угроза уничтожения и повреждения имущества

Угроза уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего потерпевшим или его близким, может быть по своему характеру как обращенной в будущее, так и содержать опасность немедленного осуществления. Такое содержание запугивания не ставит вымогательство в какое-либо соотношение с хищением чужого имущества, и поэтому оно остается в рамках признаков рассматриваемого преступления. Естественно, что если угроза такого рода будет виновным реализована, содеянное требует дополнительной квалификации по соответствующей части ст. 167 УК РФ.

Угроза не уничтожением либо повреждением, а удержанием похищенного самим лицом либо другими лицами имущества признаков вымогательства не содержит.

Угроза распространения позорящих сведений

Угроза разглашения позорящих потерпевшего или его близких сведений (шантаж) - это запугивание сообщением третьим лицам любой информации - ложной или правдивой, действительной, - но непременно позорящего характера. Под сведениями, позорящими потерпевшего или его близких, следует понимать сведения, порочащие их честь, достоинство или подрывающие репутацию (например, данные о совершении правонарушения, аморального поступка). При этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой распространения которых совершается вымогательство (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2015 N 56). Распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего и (или) его близких или подрывающих его (их) репутацию, незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 128.1, 137, 155 или 183 и ст. 163 УК (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2015 N 56). Угрозу разглашения сведений о действительно совершенном лицом преступлении нельзя признать обстоятельством, существенно нарушающим права либо причиняющим вред законным интересам. Однако такие действия относятся к угрозе распространения позорящих сведений. Угроза распространения позорящих сведений включает и угрозу сообщения в правоохранительные органы о действительно либо якобы совершенном потерпевшим либо его близкими преступлении. В отличие от угрозы насилием, угроза разглашения указанных в ст. 163 УК РФ сведений только тогда становится признаком вымогательства, когда эти сведения заведомо для виновного касаются потерпевшего, его близких, но не иных лиц. Под близкими потерпевшему лицами Пленум понимает его близких родственников (супруги, супруги, родителей, детей, усыновители, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков), родственников (всех иных лиц, за исключением близких родственников, состоящих в родстве с потерпевшим), а также лиц, состоящих в свойстве с потерпевшим, или лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2015 N 56). Состав вымогательства сформулирован как формальный, для оконченного преступления достаточно лишь выдвинуть требование передачи чужого имущества или права на имущество, соединенное с характерной для вымогательства угрозой. Это усеченный состав. По существу, вымогательство представляет собой противоправное с корыстной целью приобретение имущественной выгоды для себя или для другого лица, совершенное путем принуждения потерпевшего угрозами к распоряжению по имуществу в пользу вымогателя, причинившее имущественный ущерб. На это должен быть направлен умысел вымогателя. Угрозы следует понимать как способы извлечения наживы. Момент окончания преступления практически вынесен на стадию покушения. "Вымогательство является оконченным преступлением с момента, когда предъявленное требование, соединенное с указанной в ч. 1 ст. 163 УК РФ угрозой, доведено до сведения потерпевшего. Невыполнение потерпевшим этого требования не влияет на юридическую оценку содеянного как оконченного преступления" (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2015 N 56). Субъективная сторона вымогательства характеризуется виной в виде прямого умысла и корыстной целью (хотя последняя прямо в законе и не указана). Совершая вымогательство, виновный осознает, что им предъявляется незаконное требование передачи ему предметов преступления, и желает таким путем добиться неправомерного их получения.

Корыстная цель вымогательства - это цель извлечь неправомерную имущественную (т.е. оцениваемую деньгами) выгоду для себя или для другого лица.

Субъект преступления - общий - физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Содержание квалифицирующих признаков вымогательства: совершение хищения группой лиц по предварительному сговору и организованной группой, в крупном размере и в целях получения имущества в особо крупном размере - раскрыто в комментариях к статьям 158, 161 УК РФ. При исчислении крупного и особо крупного размера вымогательства исходить из общей стоимости имущества, имущественных прав, иной имущественной выгоды (например, полученной в результате неоплаты предоставленных услуг), которые планировал приобрести вымогатель в результате своих требований, можно лишь в случае совершения единого продолжаемого преступления (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2015 N 56). При этом нельзя учитывать стоимость имущества, поврежденного или уничтоженного вымогателем. Грабеж, разбой и вымогательство. В отличие от грабежа и разбоя при вымогательстве насилие или угроза его применения не служат средством немедленного завладения имуществом или его удержания; при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем.

Говоря о соотношении вымогательства, с одной стороны, и насильственного грабежа и разбоя - с другой, Пленум указал:

"При решении вопроса об отграничении грабежа и разбоя от вымогательства, соединенного с насилием, судам следует учитывать, что при грабеже и разбое насилие является средством завладения имуществом или его удержания, тогда как при вымогательстве оно подкрепляет угрозу. Завладение имуществом при грабеже и разбое происходит одновременно с совершением насильственных действий либо сразу после их совершения, а при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем. В случаях, когда вымогательство сопряжено с непосредственным изъятием имущества потерпевшего, при наличии реальной совокупности преступлений эти действия в зависимости от характера примененного насилия должны дополнительно квалифицироваться как грабеж или разбой" (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2015 N 56). Если требование передачи имущества или права на имущество либо совершения других действий имущественного характера является правомерным, но сопровождается указанной в ч. 1 ст. 163 УК РФ угрозой, то такие действия не влекут уголовную ответственность за вымогательство. При наличии признаков состава иного преступления (например, угрозы убийством, самоуправства) содеянное следует квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК РФ (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2015 N 56).