Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.



        В отличии от общеобразовательных групп, поощрять детей, когда они решают задачу, используя пальцы, так как это параллельно совершенствует ручной праксис, развивает мелкую моторику, подготавливает почву для речевого развития. «Покажите на пальцах, сколько осталось птиц?». Дети, согнув мизинец и большой палец, оставляют три пальца.

        Дифференцированные движения пальцами как правой руки, так и левой, детям с речевыми нарушениями даются с трудом, занимают в работе много времени, энергетических затрат, но эти усилия не проходят даром. Все это способствует речевой работе, счетным операциям, а так же подготавливает руку к письму.

        При овладении количественным счетом большую помощь оказывает числовая линейка. 

        Цифру «1»  обвести кругом, это позволяет сконцентрировать внимание детей  при обработке согласования числительного с существительным в роде: один, одна, одно. Осуществляя смену картинок, педагог спрашивает: «Сколько?». Дети отвечают: «Одна рыбка, один рак, одно зеркало».

        Цифру «5» обвести, но уже красным цветом (ВНИМАНИЕ!). объяснить детям: «Будь внимателен – окончания меняются»: пять лодок, пять раков, пять зеркал и т.д.

        Это очень эффективно, так как позволяет при небольшом количестве счетного материала отработать с детьми согласование числительных с существительными на автоматизируемую фонему в роде, числе.

        В осуществлении интегрированных связей логопедии с математикой необходима преемственность со школой и тесный контакт педагогов с родителями. Только это позволит достигнуть устойчивых результатов, как в речевом развитии ребенка, так и в овладении математическими знаниями.

        

        Наибольшую трудность у дошкольников с ОНР вызывает ориентировка в пространстве. Дети могут найти место предмета,  указать, где он находится (вверху, внизу, спереди, сзади, слева…). Но они не справляются с заданием, требующим развернутого речевого высказывания, содержащего пространственные предлоги (над, под…) и наречия (сверху, снизу…). Исследования показали, что дошкольники ориентируются в пространстве на основе чувственной системы отсчета, а освоение словесной системой по основным пространственным направлениям происходит медленно и с трудом. Для достижения этой цели я подобрала ряд дидактических игр и пособий с математическим содержанием.


Несмотря на то, что дети имеют сформированные представления о натуральном ряде чисел, умеют сравнивать множества по количеству, понимают и употребляют числительные, у них наблюдаются трудности в установлении зависимостей и отношений между числительными и существительными. 

Эту задачу помогают решить следующие математические игры.

1."Сосчитай-ка". Детям раздаются карточки типа лото с изображенными на них предметными картинками. Ведущий бросает кубик с точками от 1 до 5.Дети находят карточку с таким же количеством предметов и проговаривают: »У меня 4 слона…5 огурцов…»

2."Найди пару". Ведущий ударяет по столу несколько раз, дети находят карточку с изображением такого же количества предметов: 3 мяча…5 зайцев…

3. «Сколько?» В середину цветика - семицветика выставляется карточка с цифрой. Дети выкладывают на лепестки карточки с изображением предметов: 3 чашки… 5 корзинок…

4. «Математический автобус». Выставляется игрушечный автобус , имеющий прорези для цифр. Дети берут цифры, вставляют их в прорези и проговаривают: «Я первый…я вторая…»

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что занимательная задачка содержит в себе некоторый «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Такие игры и упражнения содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности.



Занятие № 2.

Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста

  1. Развитие математического мышления в онтогенезе

Презентация( приложение 1)

  1. Механизмы трудностей овладения математикой детей с тяжёлыми нарушениями речи

Презентация (приложение 2)

  1. Понятие акалькулии и дискалькулии

Презентация (приложение 3)

  1. Пространственное восприятие и анализ у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Презентация (приложение 4)

Занятие № 3.

Методы и средства обучения математике

  1. Изучение методов и средств обучения математике в дошкольных образовательных учреждениях и школе для детей с нарушениями речи.

Презентация (приложение 5)

  1. Методика использования средств наглядности на уроках математики в младших классах речевой школы.

Наглядные средства обучения – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия [2].

Наглядные средства обучения используются при обучении учащихся с особенностями психофизического развития на разных этапах учебного процесса:

  • при объяснении учителем нового материала;

  • при закреплении его учащимися;

  • во время повторения изученного материала;

  • при проверке учителем знаний учащихся;

  • во внеклассной, кружковой работе [2].

Использование средств наглядности необходимо осуществлять с учетом задач и содержания урока, а также уровня познавательной деятельности учащихся с особенностями психофизического развития. При правильно подобранном наглядном материале появляется возможность достигать большей результативности процесса обучения.

Цель статьи – охарактеризовать средства наглядности, используемые на уроках математики при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи на I ступени общего среднего образования.


Использование наглядности на уроках математики обеспечивается применением наглядных методов обучения математике (демонстрация, иллюстрация, видео-метод). Метод иллюстраций предполагает показ учащимся различных иллюстративных пособий (карты, чертежи, схемы, фотографии, графики, таблицы, модели). Данный метод позволяет учащимся лучше понимать условие арифметических задач, анализируя графическую запись; осмысливать любое действие, которое отражает учитель на доске или наборном полотне с использованием цифр, арифметических знаков и т.д. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Рисунок поясняет слова учителя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске. Метод демонстрации предполагает показ динамичных пособий, натуральных объектов, кинофильмов, слайдов, различных приборов и оборудования в действии. С помощью демонстрации внимание учащихся на уроках математики оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов [1].

Использование видео-метода на уроке математики с учащимися способствует активизации всех познавательных процессов – внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, а также творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе. Эффективность видео-метода находится в прямой зависимости с качеством видео-пособий и применяемых технических средств. Видео-метод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью целесообразностью. От учителя, использующего видео-метод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь [3].

Наглядные пособия – это средство, которое используется при достижении целей обучения и способствует точной организации мыслительной деятельности обучающихся. Средства наглядности достаточно разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символическое изображения (карты, таблицы, схемы и т.д.).

Использование наглядных средств на уроках математики осуществляется в соответствии со следующими методическими условиями:


  • хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное;

  • четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты;

  • детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;

  • привлечение учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера [1].

Дидактический материал на уроках математики применяется для формирования математических представлений, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков на I ступени общего среднего образования. Дидактический наглядный материал по математике – это учебные пособия, позволяющие активизировать и индивидуализировать процесс обучения учащихся. Он подразделяется на две группы:

  1. предметный дидактический материал (счетные палочки, комплекты разновидных геометрических фигур, модели монет и т. п.), который применяется как при объяснении новых познаний, так и при их закреплении;

  2. дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями; их использование обеспечивает лучшее понимание инструкции, возможность обратиться к содержанию задания в процессе его выполнения и сравнить полученный результат с первоначальным условием [5].

Основная задача, которая ставится перед изучением математики в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, заключается в разработке таких методических приемов, которые позволили бы сформировать математические знания на уровне программных требований и способствовали умственному развитию учащихся. При использовании наглядных средств обучения с учащимися с тяжелыми нарушениями речи необходимо так организовать работу, чтобы учащиеся сами оперировали пособиями и сопровождали действия пояснениями.

Рассмотрим некоторые средства наглядности, которые используются на уроках математики на I ступени общего среднего образования при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР).

Использование предметов окружающего мира обеспечивает начальный этап формирования любого умения, согласно теории поэтапного формирования умственных действий, предложенной П.Я. Гальпериным. С помощью предметов учащиеся с ТНР овладевают счетными операциями, усваивают состав чисел в пределах 10, моделируют условие арифметической задачи и т.д. Учащиеся должны уметь распознавать простейшие геометрические фигуры на рисунках и в окружающих предметах, научиться моделировать простейшие геометрические фигуры.