Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1022

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

151 работу с реакцией потери, отследить и обеспечить проработку фобических реакций, создать условия для отреагирования травматического опыта через его обсуждение и безопасное переживание в терапевтической обстановке.
Решению указанных задач служат различные консультативные, психотерапевтические, психокоррекционные мероприятия.
В рамках этого направления осуществляется просветительская деятельность психолога, направленная на знакомство ветеранов с симптоматикой ПТСР и существующими психологическими подходами к его коррекции. Указанные меры помогают осознанию «нормальности» происходящего с ветераном и снижают уникальность ситуации. Благодаря переключению с эмоционального восприятия на аналитическое становится возможной активизация поиска собственных ресурсов для восстановления.
Одно лишь знакомство с клинической симптоматикой посттравматических стрессовых расстройств позволяет ветерану осознать, что переживания и возникающие трудности не являются чем-то патологическим и уникальным, а характерны для всех людей в подобной ситуации. Новый взгляд дает ему возможность надеяться, что в ходе реабилитации будут найдены средства преодоления возникших нарушений и сложностей.
Вторая группа методов работы с ветеранами служит формированию здорового образа жизни и целостного отношения к здоровью через просвещение и обучение методам саморегуляции, что является необходимым условием предотвращения негативных последствий боевого стресса. Таким образом, важное направление работы лежит в области холистического (целостного) отношения к здоровью. Физическая активность, правильное питание, психологическая гигиена, обучение позитивному мышлению – большой вклад в выздоровление.
Обобщая принципиальное понимание форм реабилитации двух первых направлений работы, можно отметить, что основной акцент делается на восприятие пострадавшего от военных действий как нормального индивида, столкнувшегося с ненормальными

152 обстоятельствами. Следовательно, для преодоления последствий травмы главным образом надо обеспечивать мобилизацию личностных механизмов совладания. Новое представление ученых о принципах реабилитации в корне отличается от устаревшего убеждения в том, что посттравматическое стрессовое расстройство возникает из-за личностной несостоятельности и невротических механизмов.
Третье направление работы с ветеранами связано с обеспечением социальной поддержки и созданием различных позитивных форм интеграции вернувшихся к мирной жизни в социальную среду, в новую для них жизнь. Дело в том, что для участника военных действий мир может отличаться от того, в котором он существовал до экстремальных событий. Теряется обычный уклад жизни, может измениться семейная ситуация, требуются профессиональное самоопределение и трудоустройство. Уникальный жизненный опыт личности, которого не имеют окружающие, может провоцировать конфликты. Таким образом, уцелевший должен перенастроиться со старого на новое. Решение поставленных задач обеспечивают психокоррекционная и психотерапевтическая поддерживающая работа, консультативно- психологическая помощь психологов, специализирующихся на решении личностных, семейных, профессиональных вопросов.
Известный положительный опыт связан с созданием сети самопомощи через участие в общественных объединениях ветеранов.
Четвертое направление работы с участниками военных действий связано с обеспечением условий постэкстремальной самореализации личности ветерана, которому необходимо найти новые смыслы в личной жизни и работе. Сложной может быть задача не только поиска, но и реализации найденного смысла с опорой на полученный трансординарный опыт. Активизации личностных ресурсов для решения новых жизненных задач и дальнейшему развитию личности способствуют все формы психологического консультирования по личностному самоопределению в


153 русле активизирующей и гуманистической стратегии. В основе такой консультации лежит работа с высшими гуманистическими ценностями.
Широко используются в этих целях также социально-психологические тренинги повышения адаптивности и личностного развития.
Ветеранам, у которых отмечаются запущенные и крайне серьезные нарушения адаптации, сопровождаемые депрессией, алкоголизмом, девиантным поведением, оказывается квалифицированная психотерапевтическая помощь.
Необходимым условием реабилитации является
оказание
психологической поддержки на всех этапах работы, которая проявляется в понимании проблем ветерана, эмоциональном соучастии, заботливом отношении, соучастии в судьбе, проявлении терпения и др. Наиболее благоприятной является доверительная, «безопасная» психологическая атмосфера, в которой ветеран может выговориться, рассказать о своих переживаниях «там и сейчас», не боясь того, что его не поймут или осудят.
Однако необходимо предостерегать окружающих
(близких и родственников, медицинских, социальных работников) от отношения к участникам военных действий как к жертвам, калекам или несчастным, чтобы помочь им осознать личную ответственность за свою жизнь и активизировать собственные внутренние ресурсы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема 11. Личностный кризис человека, попавшего под влияние
деструктивного культа
Термин «секта» происходит от латинского secta – школа, учение, партия. В обиходном языке понятие «секта» со временем все больше ассоциировалось с глаголом secare – отделять, отрезать. Таким образом, развивалось определение секты как особого религиозного общества (или группы), отделившегося от традиционной церкви или традиционной религии. Современное определение сект расширилось. В число сект входят

154 группы, старающиеся сознательно изолироваться от общества. Далеко не все секты используют в работе религиозные представления и религиозные идеи спасения. Существуют различные экстремистские группы, не преследующие религиозных целей, но пользующиеся близкими по механизму системами индоктринации своих членов. Индоктринация – это обращение личности в число членов секты. В современной литературе термин «секта» часто заменяется на термин «деструктивный культ».
Деструктивный культ – это любая авторитарная иерархическая организация
(религиозная, псевдорелигиозная, политическая, психотерапевтическая, оккультная, образовательная или коммерческая), которая практикует обманную вербовку и прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине, согласно С. Хассену [38].
По аналогии с тоталитарной группой может быть рассмотрен феномен, возникающий в тренинговых группах и психотерапевтических программах, когда используется принцип изоляции группы в пространстве
(длительные выезды) или во времени (тренинги-марафоны), а также депривация физиологических потребностей (сна, отдыха, потребности в пище).
Как следствие, ценность и важность группы возрастают по сравнению с собственной важностью участников. Такие участники не хотят выходить из группы, стремятся остаться в ней, например, в качестве добровольных помощников. В какой-то степени это является признаком деструктивности воздействия на личность в группе.
Почему существуют секты? И почему их стало больше в последние десятилетия.
Для современного постиндустриального общества характерна, в первую очередь, интенсификация информационных и культурных сообществ. Век информации обрушивает на население огромный поток новых знаний, возможностей, обязательств и требований.
Именно ввиду ограниченности человеческой психики в восприятии всего


155 массива окружающей информации люди тяготеют к включению в специфические субкультурные сообщества. Многие «бегут» от необходимости самоопределения в огромном, противоречивом и часто враждебном мире в те или иные группы, которые защищают рамками своих простых, но законченных и целостных философий, диктующих правила поведения. Тоталитарные секты, таким образом, представляют собой средство групповой психозащиты от неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне.
Современный российский психиатр Ф.В. Кондратьев полагает, что распространение псевдорелигиозных учений в России связано, в первую очередь, с характерным для настоящего периода «экзистенциальным вакуумом», отсутствием у людей смыслообразующих ценностей бытия, потерей нравственной и социальной ориентации.
Цели и идеалы, провозглашенные тоталитарной организацией, служат рациональному объяснению принадлежности к ней. Между тем настоящая причина членства в организации – это сильная потребность во включенности, принадлежности группе и усилении чувства самоидентичности.
Следует отметить, что не каждый человек рискует быть обращен в секту. Считается, что есть люди с «предрасположенностью к культам»: социально плохо адаптированные, плохо социализированные, психологически травмированные, с несформированными социальными навыками. В большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит на добровольной основе и ложится на почву, уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы. Человек, вполне удовлетворенный собой и своим положением, вряд ли откликнется
(В.В. Целикова, И.В. Олейник, В.А. Соснин).
В качестве предпосылок включения в секту рассматривается ряд
характеристик личности.

156 1. Возрастные особенности: чем меньше возраст человека, тем больше он подвержен индоктринирующим влияниям, поскольку окружение для него выступает как обучающая среда. Выделяют три особо опасных возрастных периода:
– период раннего полового созревания, который связан с активной ориентацией на усвоение групповых норм и способов поведения в социуме; резко возрастает значение символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне;
– юношеский возраст (17–19 лет) – в связи с потребностью самоутверждения в социуме; формирование образа «Я» часто происходит через нигилизм и отрицание принятых в обществе моделей поведения, на чем строится выбор методов вербовки, когда незрелой личности предлагают ролевые модели, заведомо отличающиеся от общепринятых, даются «простые» ответы на «сложные» вопросы;
– стадия поздней зрелости (после 60 лет), связанная с прекращением трудовой деятельности, изменением семейных ролей и возможным одиночеством и невостребованностью.
2. Фактор пола. Женщины чаще попадают под влияние культов, что подтверждает статистика. Между тем подавляющее большинство руководителей культов – мужчины.
3. Ситуационные факторы (связанные с особенностями жизненной ситуации личности):
– непривычная, отличающаяся от обыденности ситуация – люди в отпуске, в путешествии, в местах развлечений;
– ситуация неопределенности, необходимость самоопределения и принятия решения при переходе от одной стадии жизни к другой
(старшеклассники, стоящие перед необходимостью самоопределения; студенты вузов, особенно в первый и последний годы учебы; пожилые люди, недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве) и т. д.;


157
– стрессовые состояния и драматические события, которые вызвали состояние «вакуума смысла жизни» и потерю жизненной перспективы (неудача в личной жизни, смерть близких, развод, потеря работы и безработица, тюремное заключение, вынужденная миграция, тяжело проходящий возрастной кризис, психологическая травма в результате насилия, стихийного бедствия, военных действий, ограничение физических возможностей после заболевания, аварии, неблагополучная ситуация в семье и т. п.).
4. Личностные особенности, из-за которых их обладатель может попасть под влияние тоталитарной секты:
– низкая самооценка, представления о своей ущербности в чем-то;
– неудовлетворенная потребность в самоутверждении и социальном признании (культ предоставляет определенную сферу деятельности, позволяет реализовать себя);
– переживание социальной несправедливости, «правдоискательство» со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом, внешний локус контроля в поведении и сознании;
– сильная (как правило, не удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе;
– акцентуации личности
(истероидные, паранойяльные, психастенические);
– мотивы «духовного роста и самосовершенствования» (чаще это самообман, а на деле личность стремится компенсировать переживание комплекса неполноценности, повысить самооценку, найдя группу, в которой ему демонстрируют принятие);
– интенсивные духовные поиски, стремление к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы);

158
– повышенный интерес к сенсационной, выходящей за рамки обыденного информации религиозно-оккультного характера (мистика, эзотерика, оккультизм);
– комплекс «патологического альтруизма», в том числе как стремление помочь «дальним» людям за счет своих близких (по сути, представляет собой средство психологической защиты у людей с низкой самооценкой);
– психологическая усталость от необходимости нести ответственность за принимаемые решения в запутанных жизненных ситуациях (секта регламентирует абсолютно все стороны жизни: когда и что есть, когда и с кем спать, что читать и когда молиться);
– зависимый тип личности, который может сформироваться в результате воспитания по типу гиперопеки.
Механизм вовлечения в секту основан на использовании трех ключевых потребностей каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих. Приемы психологического кодирования сочетаются с эффективными маркетинговыми методами и профессиональной рекламой. Религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Новичок всегда подвергается «артобстрелу любовью». Его окружают люди, которые предлагают ему дружбу и излучают одобрение.
Кроме того, используется эффект включения в незнакомую группу, где человеку легче что-то внушить, в чем-то убедить, легче незаметно им манипулировать.
В то же время присоединение к группе нередко происходит посредством индивидуального контакта со специально подготовленными вербовщиками, которые приводят новичков под групповой пресс набором приемов.
Л. Штамм выделяет следующие фазы в насильственной
индоктринации членов сект: