Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1021

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41
– направлять клиента в расширении диапазона поведенческих паттернов, позволяющих решать возникшие проблемы и преодолевать трудности социально и личностно приемлемыми средствами;
– осуществлять психологическую поддержку клиента, начавшего изменения в своей жизни.
Выбор конкретной стратегии консультирования и оказания помощи личности в кризисных состояниях зависит от профессиональных позиций консультанта, его философии, квалификации и наличия необходимых ресурсов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема
3.
Переживание
и
преодоление
кризисов
профессионального становления личности
В данном разделе будет рассмотрена еще одна группа нормативных кризисов, имеющих закономерный, обусловленный логикой самого развития характер.
Ведущей деятельностью взрослого человека является освоение профессии и трудовая деятельность, в связи с чем принято называть происходящие изменения кризисами профессионального развития личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М.
Митина и др.). Э.Ф. Зеер считает, что профессиональное становление
личности – это «формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности» [9].
В самом очевидном виде эти изменения проявляются на этапах перехода личности от одной стадии своего профессионального развития к другой. При переходах от стадии к стадии происходит перестройка

42 смысловых личностных структур, человек меняет свои приоритеты, ставит перед собой новые профессиональные цели, осуществляет ревизию профессионального опыта и проводит коррекцию сложившейся у него социально-профессиональной позиции. Происходит смена принципов и способов выполнения трудовой деятельности. В результате этих серьезных изменений меняются и взаимоотношения с другими людьми. Итогом таких серьезных перемен может стать смена не только места работы, но и профессии.
Считается, что профессиональные кризисы могут возникать на стыке отдельных периодов становления личности в профессиональной сфере на этапе зрелости. Профессиональные кризисы могут происходить и при отсутствии явных изменений внешних обстоятельств, в связи с внутренними причинами.
Кризисные проявления могут возникнуть, например, на последних курсах обучения профессии, в начале профессиональной деятельности, а также при переходе к выполнению обязанностей по смежной профессии или при необходимости переквалифицироваться.
Примером внутренних причин кризиса может служить вариант, когда личность пересматривает свои профессиональные ценности и профессиональные мотивы или не удовлетворена приемами и способами работы.
А.К. Маркова считает, что кризисы возникают, когда старое в профессиональном труде уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено, когда творческие находки работника встречают внешнее сопротивление в профессиональной среде.
Как уже говорилось, проявляются кризисы, когда личность готова к переходу от одной стадии профессионального становления к другой. Под кризисами профессионального становления личности понимаются непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора


43 профессионального развития. Нормативные кризисы профессионального становления обусловлены переходом от одной стадии профессионального становления к другой (оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, мастерство) и сменой стадий жизни человека
(окончание школы, поступление в профессиональное учебное заведение, трудоустройство, создание семьи, выход на пенсию).
В основе кризисов часто лежит несоответствие между мотивационно-потребностной, смысловой сферой и операционально- технической стороной профессиональной деятельности. Причиной кризисных состояний могут стать различные факторы. Принято делить их на две группы: объективные и субъективные. Объективным фактором является смена ведущей деятельности при переходе от одной стадии развития к другой (стадии оптации, профподготовки и профадаптации).
Следующий фактор – постепенные качественные изменения способов выполнения деятельности. На смену нормативно-одобряемому способу выполнения деятельности приходит индивидуально-творческий.
На стадии первичной профессионализации уровень мастерства становится таким, что дальнейшее эволюционное развитие способов выполнения деятельности, развитие индивидуального стиля выполнения работы становится невозможным без существенной ломки нормативно одобряемой деятельности. Тогда человеку приходится совершить профессиональный поступок, как говорят в психологии профессионального консультирования, проявить «сверхнормативную активность»
(например, повысить собственный образовательно- квалификационный уровень, начать работать на более высоком уровне творчества в своей деятельности).
Изменение социальной ситуации развития также способствует развитию кризисных явлений. Наиболее отчетливо это проявляется на стадии профподготовки и профадаптации. Изменения жизнедеятельности и

44 социально-экономических условий – это социально-экономический кризис, сокращение рабочих мест, снижение зарплаты, переезд, начало работы в новой должности, перерыв в работе, связанный с уходом за малолетними детьми.
Факторами, обусловливающими кризис профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов.
Другая возможная причина – деформации личности либо профессиональная апатия и профессиональная стагнация, связанные с многолетним выполнением одной и той же деятельности.
Вторая группа факторов обусловлена субъективными качествами личности. Это может быть потребность достижения определенного уровня развития в профессии, которая вступает в противоречие с возможностями профессии (когда работа подчиняется строгим алгоритмам выполнения и нормативам).
Согласно Э.Ф. Зееру, неудовлетворенность собой, субъективное чувство остановки в развитии инициируют развитие кризисных явлений.
Либо осознание недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности. Иногда наблюдаются кризисные явления при уровне профессиональной компетентности более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы.
Совершенствование способов выполнения профессиональной деятельности, внедрение новых образовательных программ, технологий, инноваций также иногда приводят к кризисным переживаниям.
В числе факторов, вызывающих кризис, могут быть названы противоречия в сложившейся профессиональной ситуации клиента: между полезными, профессионально значимыми приобретениями и слишком высокой платой за них; между реальной и желаемой ситуациями; профессиональной пригодностью и профессиональными намерениями; собственной оценкой эффективности своей профессиональной


45 деятельности и оценкой окружающих; профессиональным опытом и требованиями рынка и др.
Наряду со стадиями развития личности, в исследованиях, посвященных профессиональному становлению личности, также выделяются определенные периоды. В соответствии с логикой профессионализации личности, Э.Ф. Зеером выделен ряд этапов в целостном процессе профессионального становления личности. На каждом из этапов возможны кризисные состояния личности в связи с трудностями в решении стоящих перед ней задач.
Оптация – становление и развитие профессиональных намерений, осуществление выбора профессии и самоопределение на основе проведения осознанного анализа и выбора профессии с обязательным учетом собственных индивидуально-психологических черт.
Профессиональная
подготовка

уточнение и развитие профессиональной направленности личности и совокупности социально и профессионально направленных знаний, умений, навыков, накопление опыта решения стандартных профессиональных задач и способов работы.
Профессиональная адаптация – начало освоения трудовой деятельности, вхождение в профессию, получение новой социальной роли, накопление опыта самостоятельной реализации профессиональной деятельности, закрепление навыков и новых технологий профессии.
Первичная
и
вторичная
профессионализация

развитие профессионального менталитета, объединение в систему социально и профессионально важных качеств, эффективное выполнение профессиональной деятельности, накопление умений и интеграция их в относительно устойчивые профессионально значимые группы.
Профессиональное мастерство – наиболее полная реализация в качестве профессионала, самореализация личности в форме творческой профессиональной деятельности на базе сложноорганизованных и гибких психологических новообразований развития в профессии («акме») [10].

46
На существование кризисов в процессе профессионального становления личности указывают Л.И. Анцыферова, Н.С. Глуханюк, Э.Ф.
Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.Р.
Фонарев и др.
Для определения основных фаз кризисов профессионального
становления принято использовать положения Л.С. Выготского об этапах протекания возрастных кризисов: предкритический, критический, посткритический.
Знание особенностей протекания кризисов позволяет точнее проводить диагностику и подбирать методы их преодоления.
В предкритической фазе кризиса происходит накопление напряженности вследствие существования проблемы, которая не всегда четко осознается и проявляется в раздражительности, недовольстве организацией или оплатой труда, руководителем, коллегами и т. д.
Неудовлетворенность сложившейся ситуацией осознается, когда наступает критическая фаза. Психическая напряженность нарастает и проявляется в следующих формах: потере интереса к учебе (работе), утрате перспектив профессионального развития, неудовлетворенности содержанием и способами осуществления профессиональной деятельности, противоречиях в межличностных отношениях в трудовом коллективе, неудовлетворенности социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.
Разрешение кризиса происходит в посткритической фазе. Принято рассматривать следующие способы разрешения кризиса: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный. Подробнее они будут представлены в конце раздела.
Рассмотрим основные психологические характеристики типичных кризисов профессионального становления по Э.Ф. Зееру, Э.Э. Сыманюк,
Н.С. Пряжникову.
Кризис учебно-профессиональной ориентации может возникнуть в


47 момент окончания средней школы и связывается с несформированными профессиональными намерениями, сомнениями и тревогой по поводу предстоящего выбора. В этот период (от 15 до 17 лет) «Я-концепция» еще может быть не до конца осознана личностью, требует коррекции жизненных целей и смыслов.
Преодолением кризиса является выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки, адекватный индивидуальным особенностям личности. В этой связи личности может потребоваться консультативная помощь в профессиональном и личностном самоопределении.
В период обучения в профессиональном учебном заведении возможно возникновение кризиса профессионального обучения. Он связан с неудовлетворенностью профессиональным образованием и получаемой профессиональной подготовкой. На младших курсах студент может прийти к разочарованию в выборе профессии в связи с преобладанием общеобразовательных дисциплин и недостаточным количеством прикладных, практических предметов по специальности.
Выбор профессии может показаться ошибочным по результатам более детального знакомства с ней. Ведущая деятельность перестраивается – из учебной становится учебно-профессиональной. Появляется возможность практической работы. Как полагает Н.С. Пряжников, этот период является испытанием студента «свободой» по сравнению со школьными ограничениями. Появляется возможность одновременно с учебой работать.
Получение относительной финансовой самостоятельности может показаться более важным и интересным, чем выполнение учебных планов.
Преодолению кризиса способствует ориентирование в профессии и правильный выбор специализации. У многих разочарование в профессии проходит на старших курсах, когда увеличивается число практически ориентированных предметов. Освоение учебного плана становится более содержательным и глубоким, если предметы изучаются сквозь призму

48 проблемы, которой интересуется студент в рамках своей научной исследовательской деятельности или с ориентацией на будущее место работы (если он уже определился). Выходу из кризиса могут способствовать удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т. п.
По окончании учебного заведения молодой специалист устраивается на работу и при неблагоприятно протекающей адаптации у него может возникнуть кризис профессиональных экспектаций. Основными факторами развития кризиса являются завышенные ожидания работника по поводу своих возможностей, скорости роста и продвижения, отношений с руководством, чувство недооценки собственной значимости и способностей, рутинная работа. В целом можно сказать, что реальность не совпадает с ожиданиями от профессиональной деятельности, сложившимися в ходе обучения. Вчерашний студент попадает в иную среду, где работают люди разного возраста, пола, с разным уровнем интеллекта и с разными ценностями. Кроме того, возможны сложности с освоением профессиональных обязанностей, решением профессиональных задач.
Кризис экспектаций преодолевается через активизацию профессиональных усилий. Если человек найдет для себя личностный смысл в труде, будет ориентироваться на достижение значимой для себя цели, он сможет преодолеть временные трудности. Деструктивным выходом из кризиса может стать отказ от работы по специальности, увольнение в течение первых 6–12 месяцев. Следствием такой неудачи может быть снижение самооценки, неудовлетворенность собой и даже формирование синдрома
«выученной беспомощности», который закрепляет избегание борьбы и уход от решения проблем в других жизненных ситуациях.
Успешно пройдя адаптацию, приобретя необходимые для работы навыки, человек меняет представления о себе как профессионале,