Файл: Учебное пособие 4ое издание, переработанное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
46/99
Таблица 6.2 – Источники финансирования хозяйственной деятельности фирмы
Источники финансирования
Преимущества
Недостатки
1 2
3 1. Привлечение кредитов:
а) рублевые банковские кредиты б) валютные кредиты
Отсутствие разбавления акционерного капитала
Проценты относятся на себестоимость, т.е.
выполняют роль налогового щита
Гибкость в заимствовании и погашении кредита
Отсутствие разбавления акционерного капитала
Проценты относятся на себестоимость, т.е.
выполняют роль налогового щита
Гибкость в заимствовании и погашении кредита
Высокие проценты по кредиту
Предоставляются лишь в форме краткосрочного кредита, как правило возобновляемого
Требование залогового обеспечения
Могут стать препятствием для получения других форм финансирования либо повысить его стоимость Необходимость получения доходов в валюте заимствования, иначе возможен рост валютного риска
Требование залогового обеспечения
Ограничения в валютном законодательстве
Могут стать препятствием для получения других форм финансирования либо повысить его стоимость
2. Собственные средства
(чистая прибыль и амортизация)
Отсутствие разбавления акционерного капитала
Может возникнуть конфликт с собственниками
3. Лизинг
Отсутствие разбавления акционерного капитала
Оплата имущества в рассрочку
Лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции
Лизинговое оборудование одновременно служит залоговым обеспечением сделки
Процентная ставка по лизинговым платежам,
как правило, ниже, чем при получении кредита
Невыплата лизинговых платежей не приводит к банкротству
Платежи малых предприятий- лизингополучателей по лизинговым сделкам освобождены от НДС
Возможность проверить качество оборудования до выплаты его стоимости
Амортизация оборудования у лизингополучателя не включается в себестоимость продукции
Под неликвидное оборудование требуется дополнительное обеспечение
Договоры лизинга часто содержат ограничительные условия (безакцептное списание средств со счета и др.)
4. Частное размещение акций Не меняется размер долга
Выплата дивидендов по акциям не обязательна и не представляет угрозы банкротства
Позволяет привлечь дополнительное финансирование в дальнейшем
Ведет к разбавлению акционерного капитала
Размещение эмиссии часто сопряжено с ограничительными условиями (представительство в совете директоров компании, схема «выхода из предприятия» через несколько лет и др.)
5. Публичное размещение акций
Выплата дивидендов по акциям не обязательна и не представляет угрозы банкротства
Повышение ликвидности акций
Повышение престижа, рейтинга фирмы
Облегчает привлечение значительных инвестиций
Ведет к разбавлению акционерного капитала
Высокие трансакционные издержки размещения эмиссии
Высокие требования по предоставлению финансовой информации потенциальным инвесторам
Настороженное отношение граждан (как потенциальных инвесторов) к публичным эмиссиям
Для успешного размещения необходима исходная распыленность акционерного капитала (отсутствие контрольного пакета в одних руках)
6. Выпуск облигаций
Отсутствует разбавление акционерного капитала Возможность привлечения денежных средств мелких инвесторов
Может стать препятствием последующего дополнительного финансирования Выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования общества
Отсутствие ликвидного вторичного рынка
Рыночная ставка процента слишком высока
Процент по корпоративным облигациям облагается налогом по ставке налога на прибыль
7. Выпуск векселей
Отсутствует разбавление акционерного капитала
Проценты выплачиваются из налогооблагаемой прибыли
Простая процедура выпуска Возможность
Выступает формой краткосрочного финансирования Ограниченные возможности по привлечению значительных сумм
Невысокая ликвидность


18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
47/99
использования как средства платежа и залога для получения кредита
8. Стратегические инвестиции Стратегический инвестор предоставляет не только финансовые средства, но и техническую, управленческую помощь
Значительно легче привлекать крупномасштабные инвестиции
Ограничительные условия (места в совете директоров компании, уступка крупного, возможно и контрольного, пакета акций)
9. Привлечение финансовых ресурсов с помощью американских депозитарных расписок
Нет разбавления капитала
Расширение возможностей привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику
Обеспечивает повышение инвестиционного рейтинга компании
Снижение валютных рисков
Повышает ликвидность базовых ценных бумаг компании
Способствует снижению налогового бремени для зарубежных инвесторов
Может возникнуть конфликт с собственниками
Способствует снижению курса национальной валюты
Ослабление корпоративного контроля
Высокие расходы на проведения контроля и финансовая ответственность за действия регистратора
Необходимость вести финансовую отчетность по международным стандартам Высокие издержки размещения
Кредиторская задолженность. Особое место среди известных форм привлечения финансовых ресурсов занимает кредиторская задолженность. Давно замечено: если у фирмы кредитные взаимоотношения с банками не складываются (что и происходит на всем протяжении рыночных преобразований в России), то фирма вынуждена искать альтернативные пути долгового финансирования. Альтернативой выступает финансирование с помощью кредиторской задолженности,
основными формами которого являются:
активизация вексельного обращения;
бурное развитие авансового финансирования, или предоплаты;
финансирование за счет использования открытого счета без участия банка (зачет взаимных требований на дату закрытия счета);
использование безналичных расчетов (фактор времени «пробега» документов и денег);
расширение статей устойчивых пассивов сверх нормативных значений.
Кредиторские счета и счета начислений часто называют спонтанными, поскольку их объем представляет собой функцию от масштаба деятельности компании. По мере расширения деятельности фирмы пассивы увеличиваются, и за счет этого финансируются ее активы. Привлекательность данного способа привлечения финансовых ресурсов заключается в том,
что фирма обладает определенной свободой действий в плане определения объема начислений и кредиторской задолженности.
Начисления – это еще не выплаченная краткосрочная кредиторская задолженность, начисленная, но невыплаченная заработная плата, задолженность по налогам, процентам и дивидендам. С расширением масштаба деятельности, например с увеличением объема продаж, затраты труда обычно растут, а вместе с ними увеличивается сумма начисленных налогов.
Начисления представляют собой бесплатное финансирование, что лишь усиливает привлекательность этого способа финансирования. Таким образом, начисления – это источник беспроцентного финансирования.
Коммерческий кредит. Разновидностью спонтанного финансирования выступает коммерческий кредит, т.е. средства,
которые фирма должна поставщикам. Коммерческий кредит также является краткосрочной кредиторской задолженностью.
Эта форма краткосрочного финансирования применяется почти во всех сферах бизнеса и является основным источником краткосрочных средств для большей части фирм. В промышленно развитых странах большинство покупателей могут не оплачивать стоимость товара при его доставке, им предоставляется небольшая отсрочка, ограниченная крайним сроком платежа. На период отсрочки продавец товара предоставляет покупателю кредит.
Принято выделять три типа предоставления коммерческого кредита – открытые счета, векселя и банковские акцепты.
Повторяющиеся продажи покупателям на внутреннем рынке почти всегда осуществляются по открытому счету и основаны на договоре. Поставщик отправляет товар покупателю и выписывает накладную, в которой указывает вид поставляемого товара, его цену, общую стоимость поставки и условия продажи. Формально покупатель не предоставляет письменных обязательств, свидетельствующих о том, что сумма взята в долг у продавца. Продавец предоставляет кредит, основываясь на информации о кредитоспособности покупателя.
В случаях, когда заказ большой и не предполагает сложной системы скидок за немедленную оплату, продавец может попросить покупателя подписать простой вексель. Покупатель выписывает вексель, который служит подтверждением задолженности продавцу. Вексель должен быть оплачен к определенной дате. Его применяют, когда продавец желает официально оформить задолженность (например, если срок платежа по открытому счету истекает, продавец может потребовать от покупателя предоставления векселя). У этой формы финансирования есть два преимущества. Во-первых,
поскольку это обязательство уплаты «по требованию» или «на предъявителя», держатель такого векселя может продать его


18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
48/99
или использовать в качестве обеспечения займа. Во-вторых, вексель исключает возможность любых последующих споров о существовании задолженности.
Если есть сомнение в кредитоспособности покупателя, продавец может попросить покупателя о том, чтобы его банк акцептовал переводной срочный вексель. В этом случае банк выступает гарантом задолженности покупателя. Такие банковские акцепты (акцептованные банком векселя) имеют больший вес и более высокую степень защищенности, чем акцептованные торговые векселя.
В настоящее время некоторые крупные компании (ТНК ВР, Газпром) успешно используют вексельные программы для решения проблем текущего (оперативного) финансирования, покрытия кассовых разрывов и расчетов с поставщиками.
Векселя компании используются также для расчетов с кредиторами и контрагентами. Отсутствие жесткого регулирования делает возможным оперативную организацию финансирования, а также открывает доступ к большему числу участников фондового рынка. Кроме того, оперируя векселем, фирма создает себе благоприятный имидж и кредитную историю, которая может способствовать привлечению других видов финансирования. Основными потенциальными потребителями данного типа финансирования являются крупные производители и экспортеры, которые осуществляют свою деятельность циклично.
Динамичное развитие вексельного рынка привело к его значительному расширению по сравнению с периодом до финансового кризиса 1998 г. как по объему заключаемых сделок, так и по количеству видов бумаг. Объем сделок с векселями в 2000 г. составил примерно 5 трлн руб., а всего российские банки и предприятия за 2000 г. выпустили векселей на сумму более 900 млрд руб. В последующие годы наметилась тенденция к сокращению сделок с векселями, вместе с тем начал бурно развиваться рынок корпоративных облигаций. В настоящее время финансовые инструменты вексельного рынка обладают наибольшей ликвидностью среди рублевых инструментов. Предприятиям реального сектора экономики во многих случаях легче и дешевле удовлетворить текущие финансовые потребности путем выпуска краткосрочных ценных бумаг, а не привлечения банковских кредитов.
Самофинансирование. Важное место среди собственных источников финансирования занимают нераспределенная прибыль и амортизация. Вместе взятые, они образуют фундамент самофинансирования. Обычно фирма не распределяет всю прибыль на потребление. Сохраняемая для нужд инвестирования нераспределенная прибыль является главной формой роста собственного капитала. Этот финансовый источник используется прежде всего для приобретения оборудования и товарно- материальных запасов и показывает, какую часть полученной прибыли фирма реинвестировала. Поскольку процент прибыли, выплачиваемый акционерам, уменьшает объем рефинансируемой прибыли, решение о выплате дивидендов неизбежно является решением о финансировании. Привлечение капитала с помощью новых акций обходится дороже, чем использование собственной нераспределенной прибыли, на величину трансакционных издержек. В остальном эти источники финансирования равноценны.
Другим крупным источником самофинансирования являются амортизационные отчисления. В настоящее время доля амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет в Японии 50%, Германии – 64%,
США – 70%. Нормативы и методы амортизации в этих странах увязаны в единую систему с налоговыми отчислениями от прибыли компаний, льготами по инвестиционному кредиту, затратами на инновационную деятельность. В России амортизационные отчисления также имеют большое значение в финансировании производственных инвестиций предприятий. В 2003 г. они составляли 23,8% от общего объема валовых инвестиций.
Не все средства амортизационного фонда используются на инвестиционные цели. Так, по оценкам ряда экспертов, на воспроизводственные нужды используется только часть амортизационных отчислений: 35–40% (по отдельным отраслям –
не более 10%), а по многим предприятиям (убыточным и малорентабельным) они практически не используются по целевому назначению. В связи с обесценением в результате инфляции оборотного капитала и загрузкой производственных мощностей в среднем по отраслям на 51,2% амортизационные отчисления используются предприятием как источник пополнения оборотных средств для выполнения текущих обязательств.
В современной российской практике важным источником самофинансирования выступает сумма устойчивых пассивов.
Устойчивые пассивы – это нормативная задолженность фирмы перед персоналом по заработной плате, перед налоговыми органами и др. Приведенные разновидности источников и форм финансирования хозяйственной деятельности фирмы дают лишь качественные характеристики этих источников, позволяющие осуществлять выбор схем финансирования в рамках сложившегося на предприятии баланса интересов. Но не менее важны и количественные параметры привлекаемых финансовых ресурсов.
7 Расходы предприятия и себестоимость продукции предприятий нефтегазодобычи
План занятия:
1. Затраты и расходы предприятия.
2. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории.
3. Классификация затрат на производство и реализацию продукции по элементам.


18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
49/99 4. Группировка затрат по статьям калькуляции.
5. Планирование себестоимости продукции на предприятии.
6. Калькуляция себестоимости продукции нефтегазодобывающего производства.
7.1 Затраты и расходы предприятия
Затраты фирмы. Любая предпринимательская структура в процессе функционирования потребляет ресурсы –
материальные, трудовые, финансовые и др. Потребленные ресурсы формируют затраты фирмы – важнейший экономический показатель ее деятельности. Затраты фирмы могут осуществляться в форме капитальных вложений (инвестиций) с целью создания или приобретения основных средств и нематериальных активов. Процесс возмещения затрат капитального характера определяется закономерностями воспроизводства элементов основного капитала и осуществляется через механизм амортизации. Другая часть затрат – это затраты, связанные с осуществлением текущей деятельности фирмы, –
производством и реализацией продукции (работ, услуг), реализацией ее активов и прочими операциями, осуществляемыми в течение отчетного периода. К текущим затратам относятся затраты производственных ресурсов, которые, как правило,
потребляются в одном хозяйственном цикле. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг),
составляют экономическую основу формирования себестоимости продукции.
Информация о затратах фирмы чрезвычайно важна как для самой фирмы, так и внешних пользователей – ее контрагентов. К внешним пользователям относятся органы государственного управления, налоговые службы, инвесторы,
кредиторы и потребители. Данные о затратах для этой категории пользователей должны составляться в соответствии с принятыми стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также налогового законодательства. Разработка этих документов преследует цель защиты заинтересованных организаций от получения недостоверной информации о фирме. К нормативной базе, регулирующей формирование и представление данных о расходах фирмы для внешних пользователей в России, относятся стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ. Специфические требования к ведению налогового учета расходов определены в Налоговом кодексе РФ (гл. 25).
В международной практике учета и отчетности термин «затраты» выражает совокупность ресурсов, потребленных фирмой. В рыночной экономике фирма самостоятельно принимает решение о количественном составе используемых ресурсов. Однако не все затраты ресурсов фирмы согласно законодательству могут быть учтены при формировании ее финансового результата (прибыли) в бухгалтерской отчетности и налогооблагаемой прибыли, т.е. быть признаны в качестве расходов. В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) затраты – это ресурсы,
потребляемые организацией в процессе ее хозяйственной деятельности. Преобразование ресурсов в готовую продукцию
(работы, услуги) и ее реализация, приводящая к получению доходов, «превращает» затраты ресурсов в расходы фирмы и позволяет учесть их в расчете бухгалтерской и налоговой прибыли отчетного периода. Таким образом, трансформация затрат в расходы опосредована получением дохода от продаж этой продукции (работ, услуг). Только в составе реализованной продукции (работ, услуг) затраты становятся расходами. До момента реализации потребленные ресурсы учитываются как затраты и должны отражаться в балансе организации как ее активы в виде остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе и т.д. Признание затрат расходами, минуя получение дохода, возможно только в отдельных случаях.
Например, затраты трансформируются в расходы при признании их убытками, т.е. в тех случаях, когда потребленные ресурсы не принесут дохода.
Расходы фирмы. Бухгалтерский стандарт определяет расходы организации как уменьшение ее экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников)
имущества. Расход есть отток экономических выгод именно данной организации. Поэтому суммы, взимаемые организацией от имени третьих лиц и перечисляемые в их адрес (например, косвенные налоги – НДС, акцизы, налог с продаж и т.п.), не являются расходами.
Приобретение или создание основных средств и других элементов внеоборотного капитала также представляет собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или)
возникновения обязательств, однако бухгалтерский стандарт относит затраты капитального характера к перечню тех статей,
которые не признаются расходами. Они характеризуются как условные, отложенные расходы и подлежат капитализации на балансе организации, формируя первоначальную стоимость элементов внеоборотного капитала (основных средств и нематериальных активов). Затраты инвестиционного характера могут быть признаны расходами в будущих отчетных периодах – по мере начисления амортизации и включения ее в себестоимость проданной (реализованной) продукции либо в составе управленческих расходов, если организация применяет метод калькулирования ограниченной себестоимости.
Расходами в отчете о прибылях и убытках признаются:
с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;


18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
50/99
по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
независимо от того, как они принимаются для цели расчета налогооблагаемой базы;
когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Расходы организации согласно бухгалтерскому стандарту подразделяются в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и ее продажей.
Такими же расходами считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ и оказанием услуг. В состав прочих расходов включаются внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы. Данные расходы относятся к расходам от обычных видов деятельности, если они осуществляются в рамках предмета деятельности организации, и к операционным расходам, если они не связаны с предметом деятельности. Виды расходов фирмы и их состав согласно
ПБУ 10/99 приведены на рисунке 7.1.
Налоговое законодательство также оперирует понятием «расходы». С 1 января 2002 г. объектом налогообложения по налогу на прибыль согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 247) признается прибыль, определяемая как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Расходами при этом признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса РФ, и убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются затраты, которые связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Налоговое законодательство дает свою, отличную от бухгалтерской, классификацию расходов. Расходы для целей налогообложения делятся на:
1) расходы, связанные с производством и реализацией;
2) внереализационные расходы.
К внереализационным расходам отнесены обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Более подробно состав статей налоговых затрат и их характеристики рассмотрены в теме 9.
Рынок предоставляет хозяйствующим субъектам самостоятельность в вопросах установления цен на продукцию с учетом складывающегося спроса и предложения. В этих условиях фирма должна стремиться так спланировать уровень своих расходов, чтобы сделать свою деятельность рентабельной, и далее организовать производство таким образом, чтобы обеспечить этот приемлемый уровень расходов и возможность его постоянного снижения. Информация о расходах необходима:
для принятия оптимальных решений на всех стадиях жизненного цикла каждого продукта и фирмы в целом;
разработки стратегии выживания и обеспечения конкурентного преимущества;
организации эффективной системы стимулирования персонала;
оптимизации налоговых платежей;
установления и поддержания взаимоотношений с налоговыми и другими структурами государства с соблюдением законодательных норм.