Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)



  • классический образец «пасторального романа»

  • нет путешествий и восточной экзотики, буколическая обстановка

  • приключения и препятствия второстепенны, главное – буколический мир

  • главная тема романа – чистая любовь

  • финал – прославление безмятежной жизни среди природы




Литература Древнего Рима

1. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение


Хронология связана с историческим развитием


долит-й период 8-3 вв до н.э.

фольклор

эпоха республики

ранняя III-II в. (рост рабовладельческой республики, экспансия на юг);

Плавт

Теренций

поздняя (период гражданских войн с конца II в. до 30-х гг. до н. э.).


Катулл

Цицерон

Цезарь,

Салюстий

принципат Августа 30-е до н.э. -14 г. н. э. «золотой век»

Вергилий

Гораций

Овидий

римские историки

эпоха империи

I-II вв н. э. («серебряный век»);


Сенека

Петроний

Марциал

Ювенал

историки

позднейшая литература (II-476г.).

Апулей


Это первая литература, вышедшая из другой литературы, заимствовано:

  1. жанры

  2. поэтические формы

  3. стихотворные размеры

  4. сюжеты

  5. худож. приемы

Но римские писатели развивают имеющуюся проблематику и приносят новое.

2. Тит Макк Плавт (250-184)



родился на с Италии, занимался торговлей, разорился, нанялся на мельницу и там писал

  • Плавт – плоскостопный (жанр низовой комедии), Макк – маска дурака → близок к народу

  • писал комедии – палиаты, 120 написал, 17 дошли

  • герои, сюжеты те же (подброшенные дети, юноша, влюбленный в гетеру, рабы, сводники)

  • сюжетно близок к новой комедии, но смешнее Менандра, серьезная сторона↓, смешная↑

  • остроумие не в словах, а в ситуациях, хотя остроты есть

  • все пьесы разные по построению и по форме, разная степень переделки

  • безразмерные размеры – разная метрика, важная роль – музыкальное сопровождение

  • все греческое, но вводятся римские реалии (форум, а не агора)

  • комедии рассчитаны на плебс → мало философских и психологических проблем

  • главный двигатель интриги – раб (ех: помощник влюбленного, но безвольного хозяина).

  • интрига обусловлена не характерами лиц, а неожиданностью положений

Привидение


Филолахет – юноша, Феопропид – отец, Филемантия – гетера, Каллидамант – приятель, Дельфия – его девушка, Транион – раб. нет психологической тонкости в изображении чувства, любовь – болезнь

Горшок


Речь Лара: служил в доме одном много лет. Даровал хозяину горшок золота. Хозяин его был очень жаден и когда умирал, спрятал горшок от сына. Сын не подносил Лару должных почестей и Лар не открыл ему тайну клада. Внук тоже не подносил Лару почестей, но его дочь всегда подносила и Лар открыл тайну сокровищ. Лар сделал это для того, чтобы у дочери было приданое. Лар хотел сделать так, чтобы за Федру посватался Мегадор (богатый хозяин Евклиона, т.к. племянник Мегадора Ликонид обесчестил девушку, и она вот-вот должна родить). Лар хотел чтобы Федра вышла замуж за Ликонида.

Евклион выгоняет няню Федры вон, дабы убедиться, что его деньги целы. В это время Мегадор говорит сестре Евкомии, что хочет жениться на дочери Евклиона и идет к нему свататься. Евклион подозревает, что Мегадор разузнал про деньги и во время разговора всё время бегает проверить на месте ли они. Решено выдать дочь за Мегадора без приданного. Далее Стромбил (раб Ликонида) разговаривает с поварами Анфраком и Конгрионом, нанятыми специально для приготовлений к свадьбе. Конгриона и половину угощения отправляет к Евклиону, где их встречает няня Федры и восхищается дарами Мегадора. Когда возвращается Евклион, он принимает Конгриона за вора и избывает его палками. Затем, убедившись, что золото в порядке возвращает его и идет встречать зятя. Мегадор не видя Евклиона вслух говорит, что невест нужно брать без приданного – это уменьшит бедность. Увидев Евклиона, они разговаривают о свадьбе. Евклион всё подозревает Мегадора, что тот хочет украсть деньги и решает спрятать горшок в храме верности. Это видит и слышит Стромбил и хочет украсть деньги, но старик опередил Стромбила и решил перепрятать деньги за городом. Стромбил следит и крадет их. Евклион горько плачет на пороге своего дома. В это время рожает Федра, её крики слышит Ликонид и понимает, что должен жениться. Всё рассказывает матери и идет свататься к Евклиону. Диалог непонимания. Евклион думает, что Ликонид сознается ему в краже денег, а Ликонид говорит, что обесчестил дочь и она рожает, но он хочет на ней жениться. Евклион бежит посмотреть, правда ли дочь рожает. Ликонид остается на пороге дома и ждет своего раба Стромбила. Тот прихоит и хвастается, что украл деньги. Ликонид наказывает их вернуть.


Конец комедии не сохранился, но мы знаем, что Евклион получил обратно свои деньги и отдал их в приданое дочери.

  • о богатстве и бедности

  • повара в комедии всегда воры

3. Публий Теренций Афр (195-159)





  • вольноотпущенник Теренция, привезен из Карфагена

  • сюжеты, персонажи-характеры, гуманная направленность – от Менандра

  • Т-я подозревали в том, что его пьесы пишут нобили вокруг Сципиона – комедии отражали их интересы и вкусы, но он просто был в их кружке

  • пытается донести тонкость характеров, интрига – не главное. В “типы” пытается внести индивидуальные особенности

  • впервые изображает любовь как особое состояние души – высокое и благородное чувство

  • рассчитано на узкий круг образованных зрителей

Девушка с Андроса


Памфил полюбил Гликерию (и дал её умершей сестре слово на ней жениться), а отец рассчитывает на его покладистый нрав хочет выдать его за другую. Случай – Гликреия – дочь того чела, старшую сестру которого сватают за него.

Свекровь


Памфил – парень, Филумена – жена, Вакхида - гетера

Братья


поставлена в 160 году

Микион городской старик, Демея – отец, Эсхин и Ктесифон – братья, Памфила – рожает, Састрата – её мать, Гегион – родственник

  • вывод: лучше - среднее

все люди по природе благородные – нужно относится с терпимостью

4. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55)



Самый крупный поэт периода республики, φ эпос.

О жизни знаем мало. Поздний автор – несколько слов о биографии: был сильно влюблен, выпил какого-то любовного напитка, сошел с ума, покончил с собой.

У него был учитель – Эпикур (греч. φ), учитель которого – Демокрит (ничего не дошло). Обожествляет Эпикура за то, что тот объяснил мир. Но взял только физическую часть суждений, этическую – нет. Нет богов, нет загробной жизни.

  • Л – первый поэт эпикурейской φ. «Я решил облечь в поэзию сложную эпикурейскую φ, иначе с ней не справиться».

  • Л. в советское время популярен, т.к. его материализм – предмет диссертации Маркса + идеалогия.

  • гекзаметр

латинских терминов нет → изобретает

Идеи:

  • мы состоим из души и тела

  • никакие боги не существуют, а если существуют, то на нас не влияют

  • все смертны, все течет и изменяется

  • познав это можно жить счастливо (не прав)