Файл: Образцовые ответы к заданиям 25 из сборников вариантов егэ 2023 О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой и книги егэ 2022. Отличный результат.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 3555
Скачиваний: 87
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ: В процессе социализации индивид усваивает социальные нормы. Механизмы социального контроля помогают ему определить, насколько его деятельность соответствует общепринятым нормам. В случае нарушения норм вступают в действие социальные санкции, которые помогают индивиду скорректировать свое поведение.
-
2) Кто является агентами первичной социализации? (Назовите любые три агента первичной социализации.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 агентов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его социализирующее воздействие на индивида. (Каждый пример долженбыть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга посодержанию.)
Ответ:2) Агенты первичной социализации:
-
Семья. -
Одноклассники. -
Друзья.
3) Примеры, иллюстрирующие социализирующее воздействие агента на индивида:
-
Семья. Перед посещением цирка папа объяснил шестилетней Маше, что во время
представления нельзя бегать, громко кричать и мешать другим зрителям. Маша стала вести себя тихо. (Усвоение правил поведения в общественном месте).
-
Одноклассники. Алевтина вместе со своим классом участвует в экологическом проекте по раздельному сбору мусора. В совместной работе ребята нашли способы, как оптимально распределить обязанности, контролировать результаты деятельности своих товарищей, как выбирать и слушаться лидеров. (Усвоение навыков коллективной работы). -
Друзья. Андрей отправился со своими друзьями в поход, где они научили его ставить палатку, разжигать костер и готовить походную еду. (Усвоение полезных практических навыков).
-
Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в несколькихсвязанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственныеи(или)функциональныесвязи.)
Ответ: Демократический политический процесс в современном обществе делает возможным реализацию политических целей и интересов для индивидов, политических институтов и социальных групп. Он создает условия для формирования, функционирования и изменения политической системы страны. Кроме того, демократический характер политического процесса способствует принятию и эффективному воплощению в жизнь политических решений, так как повышает доверие общества к власти.
-
2) Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса.)
3) Проиллюстрируйте каждый из указанных в пункте 2 процессов на примере Российской
Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указаниенарезультатполитического процесса.)
Ответ:2) Политические процессы:
-
Обсуждение и принятие законов парламентом. -
Проведение альтернативных выборов. -
Создание новых партий.
3) Примеры, иллюстрирующие политические процессы на примере Российской Федерации:
-
Обсуждение и принятие законов парламентом. Депутаты Государственной Думы подготовили и приняли поправки в Гражданский кодекс. -
Проведение альтернативных выборов. На выборах Президента России было зарегистрировано восемь кандидатов, один из них набрал 55% голосов и вступил в должность. -
Обсуждение политических проектов в свободных СМИ. В конце 2021 года рядом российских газет, интернет-порталов и телеканалов критически обсуждался законопроект о введении QR-
кодов на транспорте. В результате данный закон не был принят на федеральном уровне.
-
Объясните, почему в демократическом обществе, как и в недемократическом, существует политическая элита. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания внескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственныеи(или)функциональныесвязи.)
Ответ: Необходимость существования политической элиты в любом типе общества объясняется фактом социального неравенства людей, невозможностью и нежеланием
значительной части населения заниматься политической деятельностью. В любом, в том числе и демократическом обществе необходимо профессионально решать проблемы развития государства, контролировать текущие политические процессы. А это функция политической элиты. Для выполнения столь сложных задач человеку необходимы особые способности, образование, умения и навыки.
-
2) Кого относят к политической элите? (Назовите трёх любых представителей политической элиты.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 представителей политических элит приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической элиты в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупностипримерыдолжны иллюстрировать триразличныефункции.)
Ответ:2) Представители политической элиты:
-
Глава государства. -
Глава правительства. -
Лидер крупной политической партии.
3) Примеры, иллюстрирующие реализацию любой функции политической элиты в жизни общества и государства:
-
Президент страны выступил перед Федеральным Собранием с изложением основных направлений социально-экономического развития страны на период до 2024 года. (Стратегическая). -
Председатель Правительства распорядился проанализировать порядок выплат социальных пособий выплат субъектами РФ социальных пособий семьям, имеющим детей. (Организаторская). -
Лидер КПРФ выступил в Государственной Думе, призвав к укреплению единства и стабильности в обществе, недопущению его раскола. (Интегративная).
-
Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире. (Обоснование должнобыть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собойраспространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональныесвязи.)
Ответ: Современная жизнь ставит перед человечеством такие сложные проблемы, которые не может по отдельности решить ни одна из наук. Кроме того, интеграция наук помогает ученым в формировании новых научных направлений, концепций и теорий, способствует коммуникации между специалистами.
-
2) Какие науки относят к социально-гуманитарным? (Назовите любые три науки.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 социально-гуманитарных наук приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции науки для человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должныиллюстрироватьтриразличныефункциинауки.)
Ответ:2) Социально-гуманитарные науки:
-
Экономика. -
Политология. -
Социология.
3) Примеры, иллюстрирующие реализацию функций науки для человека и общества:
-
Экономисты объяснили причины циклического развития рыночной экономики колебаниями спроса и предложения на товарном рынке. (Познавательная). -
ВЦИОМ провел репрезентативный опрос предпринимателей Петербурга, на основе которого сделал прогноз о возможном росте недовольства бизнеса в случае повторного введения
локдауна. (Прогностическая).
-
Во время избирательной кампании политологический центр “Стратегия” проводил консультации для кандидатов по вопросам имиджа и грамотного взаимодействия с избирателями. (Практическая).
-
Обоснуйте связь процесса социализации с деятельностью политических институтов. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанныхмеждусобойраспространённыхпредложениях,раскрыватьпричинно-следственныеи(или)
функциональныесвязи.)
Ответ: Политические институты непосредственно и в лице своих представителей выступают агентами социализации. Так, политические партии вовлекают молодежь в свои ряды, давая ей возможность получить опыт политической деятельности, сформировать гражданскую позицию, расширить политический кругозор. Кроме того, политические институты осуществляют социальный контроль: например, государство (парламент) разрабатывает и принимает социальные нормы (законы), осуществляет формальные санкции (полиция, суды), участвует в работе механизмов социального контроля (прокуратура).
-
2) Какие политические права гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации? (Назовите любые три политических права.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию
гражданином России. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержатьуказаниена то,скакойцелью гражданинможетреализовыватьданноеправо.)
Ответ:2) Политические права:
-
Право избирать и быть избранным. -
Право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. -
Право участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.
3) Примеры, иллюстрирующие реализацию права гражданином России.
-
Право избирать быть избранными. Гражданин России Петров выдвинул свою кандидатуру на выборах на пост Президента РФ, чтобы добиться власти и реализовать собственную программу развития страны. -
Право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Жители Воронежа вышли на санкционированный митинг в знак протеста по поводу принятия Государственной Думой РФ закона о повышении пенсионного возраста. Они протестуют, потому что не хотят, чтобы условия их жизни в старости ухудшились. -
Право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих