Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 463

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, когнитивная психология утверждает, что мышление - это важнейший способ отражения окружающей действительности, связанный с постоянным осмыслением человеком жизненной ситуации, в которой он находится в данный момент. Мышление – это вид умственной и практической деятельности, предполагающий включенную в него систему действий и операций преобразующего и когнитивного (ориентировочно-исследовательского) характера [5].

Внимание когнитивных психологов всегда привлекали проблемы развития мышления. Существование существенных различий в способностях людей к той или иной деятельности было осознано еще в глубокой древности. Было ясно, что желательно использовать каждого человека в соответствии с его навыками.

Значительное исследование в области мыслительных процессов было проведено психологом Ж. Пиаже, который утверждал, что человеческое мышление следует понимать, как творческую трансформацию представлений и ментальных образов, имеющихся в памяти [6, 8]. По его мнению, отличие мышления от других когнитивных процессов заключается в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек.

К началу 70-х годов ХХ века когнитивная психология в той ее части, которая изучает высшие уровни интеллектуальных способностей (Дж. Гилфорд, 1971), становится практической наукой. Исследования быстро проникают в сферу образования. Этому способствовали данные социологических исследований, которые показали, что люди с высоким уровнем интеллекта составляют относительно небольшую часть населения (эти данные колеблются от 2,5 до 20%).

Человеческое мышление, как и любой другой когнитивный ментальный процесс, имеет свои особенности, которые сводятся к следующему:

1. Опосредованная природа мышления. Суть этой особенности связана со знанием окружающей действительности как прямо, так и опосредованно. Это выражается в том, что именно то, чего человек не может знать прямо, непосредственным образом, он узнает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное. Человеческое мышление всегда основано на чувственном опыте и тесно связано с ним. Она основана на ощущениях, восприятии и представлениях человека и имеет тесную связь с ранее приобретенными теоретическими знаниями.

2. Общность мышления. Процесс обобщения и познания общего и существенного в объектах окружающей действительности возникает потому, что все свойства объектов окружающей действительности связаны друг с другом. Общее существует и проявляется только в индивидуальном, в конкретном. Обобщение мышления выражается с помощью речи и способности обмениваться языковым опытом познания конкретной ситуации. Этот процесс тесно переплетен с ощущениями и восприятием человека, а сами воспринимаемые образы подвергаются осмыслению в процессе их вербализации. Таким образом, процесс осмысления постепенно превращается в ментальную ситуацию [14].


Таким образом, мышление протекает в двух основных формах, связанных с суждением и построением вывода. Суждение - это форма мышления, которая отражает объекты реальности в их связях и взаимоотношениях. Каждое суждение - это отдельная мысль о чем-то. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить мысленную задачу, что-то понять, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл только тогда, когда оно приводит к определенному выводу, умозаключению. Заключение является основным результатом ответа на вопрос, связанный с формированием основного вывода [4].

Мышление с точки зрения когнитивной психологии тесно связано с практической деятельностью человека. Эта взаимосвязь объясняется тем, что каждый вид деятельности предполагает мышление, учет условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает любые проблемы. Практическая деятельность является главным условием возникновения и развития мышления, а также критерием истинности мыслительной деятельности человека.

Человеческое мышление включает в себя несколько основных типов:

1. Конкретный-эффективный (практичный);

2. Конкретно-образный (абстрактный). В частности, эффективное мышление связано с развитием у человека визуальных и образных представлений. Наглядно-эффективное мышление, основанное на непосредственном восприятии объектов. Наглядно-образное мышление тесно связано со способностью человека оперировать различными образами, со способностью воссоздавать в памяти ранее значимую ситуацию. Этот тип мышления определяется практическим опытом человека и связан с практическим мышлением, непосредственно связанным с осуществлением практических действий и операций.

В когнитивной психологии также существует несколько парных, дихотомических классификаций типов мышления.

В целом психическая деятельность человека играет огромную роль в осознании и понимании окружающей действительности. Человеческое мышление не возникает спонтанно и независимо, его нужно развивать. Основным периодом развития человеческого мышления является дошкольный возраст, поскольку именно этот этап становления и развития ребенка чувствителен с точки зрения овладения абстрактными и логическими операциями. Именно в дошкольном возрасте усваиваются основы жизненного опыта, что оказывает положительное влияние на всю жизнь человека.

Таким образом, анализируя представления когнитивной психологии о мыслительных процессах и разработанные классификации различных типов мышления, мы выделили наиболее важные принципы развития детского мышления:



1. Необходимость учета индивидуальных особенностей.

2. Создание благоприятной среды для интеллектуальной деятельности.

3. Выявление факторов, способствующих развитию саногенного мышления.
    1. Становление и развитие личности с позиции Ж. Пиаже



Наиболее полные представления о развитии личности с точки зрения когнитивной психологии были выдвинуты швейцарским психологом Ж. Пиаже. Он считал, что дети играют активную роль в процессе обучения, действуя точно так же, как маленькие ученые, когда они проводят эксперименты, делают наблюдения и познают мир. Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно приобретают новые знания, развивают существующие знания и адаптируют ранее реализованные идеи для проверки новой информации [11].

Вместо этого он предположил, что интеллект - это нечто такое, что растет и развивается в несколько этапов. По его словам, взрослые дети не просто думают быстрее, чем младшие. Существуют как качественные, так и количественные различия между мышлением маленьких детей, и пожилых людей. Основываясь на своих наблюдениях, он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они мыслят по-другому. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже "настолько простым, что только гений мог додуматься до этого" [1].

Научная теория Пиаже описывает когнитивное развитие детей. Когнитивное развитие включает в себя изменения в самом процессе и способностях. Согласно Пиаже, раннее когнитивное развитие включает в себя процессы, основанные на действиях, а затем прогрессирует до изменений в умственных операциях.

Рассмотрим основные этапы возрастной периодизации развития личностных качеств детей по Пиаже:

  1. Сенсомоторный этап: рождение и детство до 2 лет.

  2. Предоперациональная стадия: возраст от 2 до 7 лет.

  3. Этап конкретных операций: от 7 до 11 лет.

  4. Формально-логический этап: возраст 12 лет и выше (табл. 1.1).


Таблица 1.1

Периоды развития ребёнка по Ж. Пиаже [14]

Возраст

Периоды развития

Характеристика когнитивной структуры

0-2 года

Сенсомоторный

Ребёнок понимает окружающий мир через восприятие и действия. Расширяются моторные способности, и к двум годам ребёнок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия.

2-11 лет

Конкретных операций




От 2 до 6 лет

От 6 до 11 лет

Дооперационная стадия

Операционная стадия

Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними. Мысли отличаются эгоцентризмом. Дети становятся способными к логическому мышлению, могут применять логические операции к объектам и действиям.

От 12 лет до взрослости

Формальных операций

Дети приобретают способность к абстрактным рассуждениям



Сенсомоторная стадия. Возраст: от рождения до 2 лет. Малыш познает мир своими движениями и ощущениями. Дети познают окружающий мир с помощью основных видов деятельности, таких как сосание, хватание, поиск и слушание. Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть (вопрос постоянства объекта). Они являются отдельными существами от людей и предметов вокруг них. Они понимают, что их действия могут привести к тому, что что-то произойдет в окружающем их мире [12].

На этой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши ясельного возраста приобретают знания посредством сенсорного опыта и манипулирования объектами. Весь опыт ребенка в самый ранний период этой стадии проявляется через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции. Именно на сенсомоторной стадии дети переживают период быстрого роста и обучения. Когда дети взаимодействуют со своим окружением, они постоянно делают новые открытия о том, как устроен мир.

Когнитивное развитие, которое происходит в этот период, длится относительно короткий промежуток времени и связано с большим ростом. Дети не только учатся выполнять физические упражнения, такие как ползание и ходьба, они также многое узнают о языке от людей, с которыми они взаимодействуют [2, 4].

Пиаже также разделил этот этап на несколько различных подпунктов. Именно на заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль. Пиаже считал, что стабильное постоянство объекта, понимание того, что он продолжает существовать даже тогда, когда его нельзя увидеть, было важным элементом на данном этапе развития. Понимая, что объекты - это отдельные и непохожие друг на друга сущности и что они имеют свое собственное существование вне индивидуального восприятия, дети могут начать присваивать объектам имена и слова [10].

Предоперационный этап. Возраст: от 2 до 7 лет. Дети начинают мыслить символически и учатся использовать слова и рисунки для представления объектов. Дети на этом этапе, как правило, эгоцентричны и изо всех сил стараются смотреть на вещи с точки зрения других. Хотя они учатся лучше владеть языком и мыслить, они все еще склонны думать о вещах в очень специфических терминах. Основы развития языка, возможно, были заложены на предыдущем этапе, но именно появление языка является одним из главных признаков этого этапа развития. Об этом говорит нам периодизация Пиаже [1].

На этом этапе дети учатся притворяться, но все еще борются с логикой и точкой зрения других людей. Они также часто испытывают трудности с пониманием идеи постоянства. Например, взрослый может взять кусочек глины, разделить его на две равные части, а затем предоставить ребенку выбор между двумя кусочками глины для игры. Один кусочек пластилина скатывают в плотный шарик, а другой раскатывают в плоскую лепешку. Поскольку плоская форма выглядит больше, следовательно, ребенок до операции, скорее всего, выберет именно эту деталь, даже если две детали имеют одинаковый размер [4].


Стадия специфических операций Возраст: от 7 до 11 лет. На этом этапе дети начинают логически мыслить о конкретных событиях. Они начинают понимать концепцию консервирования - количество жидкости в короткой широкой чашке равно, например, количеству в высоком тонком стакане. Их мышление становится более логичным и организованным, но все еще очень конкретным. Дети начинают использовать индуктивную логику или рассуждения от конкретной информации к общему принципу. Хотя на данном этапе развития дети все еще слишком конкретны и буквальны в своем мышлении, они становятся гораздо более искусными в использовании логики. Эгоцентризм на предыдущем этапе начинает исчезать, когда дети начинают думать о том, как другие люди могли бы взглянуть на ситуацию.

Но на этом возрастная периодизация Пиаже, конечно, не исчерпывается. Хотя мышление становится более логичным в определенном рабочем состоянии, оно также может быть очень жестким. Дети на этой стадии развития, как правило, борются с абстрактными и гипотетическими понятиями. На этом этапе дети также становятся менее эгоцентричными и начинают думать о том, что могут думать и чувствовать другие люди. Дети на определенном этапе работы также начинают понимать, что их мысли присущи только им и что не все остальные обязательно разделяют их мысли, чувства и мнения. Однако ключевым по-прежнему остается следующий этап возрастной периодизации Пиаже [8].

Формально-логическая стадия Возраст: 12 лет и старше. На этом этапе подросток начинает мыслить абстрактно и рассуждать о гипотетических проблемах. Возникает абстрактная мысль. Подростки начинают больше задумываться о моральных, философских, этических, социальных и политических проблемах, которые требуют теоретических и абстрактных рассуждений. Они начинают использовать дедуктивную логику или рассуждать в соответствии с общим принципом для получения конкретной информации [4].

Заключительный этап теории Пиаже включает в себя развитие логики, способности использовать дедуктивные рассуждения и понимание абстрактных идей. Дети становятся способными видеть многочисленные потенциальные решения проблем и более научно рассуждать об окружающем их мире. На этом этапе периодизация интеллектуального развития Пиаже начинает в наибольшей степени соответствовать ее названию [8].

Способность размышлять об абстрактных идеях и ситуациях является ключевым отличием формально-логической стадии когнитивного развития. Способность систематически планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях также является важнейшими способностями, которые возникают на этом этапе.