Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 465
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Поддержка и критика вклада Ж. Пиаже в развитие психологической науки
Акцент Пиаже на качественном развитии оказал важное влияние на образование. Хотя Пиаже специально не применял свою теорию таким образом, многие образовательные программы в настоящее время построены на убеждении, что детей следует обучать на том уровне, к которому они подготовлены с точки зрения развития.
В дополнение к этому, из работы Пиаже был выведен ряд стратегий обучения. Эти стратегии включают в себя создание благоприятной среды, использование социальных взаимодействий и обучения со стороны сверстников, а также помощь детям увидеть ошибки и несоответствия в их мышлении [7].
Большая часть критики работ Пиаже касается его методов исследования. Основным источником вдохновения для теории были наблюдения Пиаже за его собственными тремя детьми. В дополнение к этому, все другие дети в небольшой исследовательской выборке Пиаже были из хорошо образованных профессионалов с высоким социально-экономическим статусом. Из-за этой нерепрезентативной выборки трудно обобщить его выводы для большей части населения.
Исследовательская методология Пиаже также проблематична из-за того, что он редко подробно описывал, как отбирались его участники. Большая часть его работ содержит очень мало статистических подробностей о том, как он пришел к своим выводам.
Другая проблема связана с отсутствием у Пиаже четких операционально определенных переменных. Чтобы повторить его наблюдения и объективно измерить, как одна переменная приводит к изменениям в другой, исследователям необходимо иметь очень конкретные определения каждой переменной. Во многих терминах, связанных с теорией Пиаже, отсутствуют эти операционные определения, поэтому исследователям очень трудно точно воспроизвести его работу [15].
Исследования опровергли аргумент Пиаже о том, что все дети автоматически переходят на следующую стадию развития по мере взросления. Некоторые данные свидетельствуют о том, что факторы окружающей среды могут играть определенную роль в развитии формальных операций.
Теория, по-видимому, предполагает, что достижение формальной операционной стадии является конечной целью развития, однако не ясно, все ли люди на самом деле полностью достигают задач развития
, которые являются отличительной чертой формальных операций. Даже будучи взрослыми, люди могут с трудом мыслить абстрактно о ситуациях, возвращаясь к более конкретным операционным способам мышления.
Теория также, по-видимому, предполагает, что интеллектуальное развитие в основном завершается к 12 годам. Более поздние исследования показывают, что подростковый возраст и ранняя взрослая жизнь также являются периодом важного когнитивного развития [13].
Сценический подход также рассматривается как проблематичный. Сценические теории утратили популярность в современной психологии по ряду причин. Одна из них заключается в том, что им часто не удается точно отразить множество индивидуальных вариаций, существующих в развитии.
Большинство исследователей согласны с тем, что дети обладают многими способностями в более раннем возрасте, чем предполагал Пиаже. Исследование теории сознания показало, что 4- и 5-летние дети имеют довольно сложное понимание своих собственных психических процессов, а также процессов других людей [6].
Например, дети этого возраста обладают некоторой способностью воспринимать точку зрения другого человека, что означает, что они гораздо менее эгоцентричны, чем считал Пиаже. Некоторые исследования показали, что даже дети в возрасте 3 лет обладают некоторой способностью понимать, что у других людей будут разные взгляды на одну и ту же сцену.
Заключение
К настоящему времени исследования представителей когнитивной теории личности получают всё большее распространение в психологии, педагогике, философии и социологии. Основу современной когнитивной психологии занимает исследование познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения и др.
Следует отметить, что с точки зрения когнитивной психологии существует чёткая возрастная периодизация развития важнейших когнитивных структур личности. Наиболее полнее исследование развития когнитивных особенностей личности в различные возрастные периоды представил Ж. Пиаже.
В данной работе нами были определены важнейшие структуры личности с точки зрения когнитивной психологии на различных этапах её развития.
Теория Пиаже опирается на этапы и биологическую зрелость; следовательно, человек должен быть готов ко всем этапам и их компонентам. Поэтому Пиаже советует обучать ребенка только той концепции, которую он готов усвоить и понять. Пиаже также утверждает, что существуют концепции, которым учителя и воспитатели не должны учить детей, пока у детей не будет соответствующего когнитивного развития, чтобы справиться с такими идеями.
Критики считают его теорию ненадежной. Поскольку Пиаже использует клинические анализы и личные наблюдения, чтобы сделать вышеуказанные выводы, критики утверждают, что его результаты не могут быть воспроизведены. Пиаже использует небольшие выборки, которые не могут быть репрезентативными для всего детского населения. Его критики утверждают, что его теория - это просто идея, которая должна направлять будущие исследования. Исследователи должны использовать моральную идею Пиаже только для генерирования новых идей, а не в качестве обязательного аргумента в целом.
Список используемых источников
-
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с. -
Василенко, Е.Г. Применение принципов Ж. Пиаже на уроках английского языка в начальной школе // Студенческий. 2022. № 19-4 (189). С. 5-7. -
Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с. -
Далакова, М.М. Интеллектуальное развитие ребёнка: теория Ж. Пиаже // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. Материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 133-137. -
Долгашева, М.В. Когнитивное развитие детей в теории Ж. Пиаже // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. сборник научных статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. И. П. Иванова, Т. А. Свешникова. 2021. С. 19-24. -
История зарождения и развития когнитивной психологии [Электронныйресурс]/режимдоступа:https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/433-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiyakognitivnoj-psikhologii -
Капустина, А.А. Вклад Ж. Пиаже в психологию мышления // Деятельностный подход как основа развития инновационных психолого-педагогических технологий. Сборник научных статей участников межрегиональной научно-практической конференции. Научные редакторы В.П. Зволинский, В.А. Пятин; Ответственный редактор: Т.В. Воронцова. 2014. С. 81-84. -
Когнитивная психология [Электронный ресурс]/ режим доступа: https://experimental-psychic.ru/kognitivnaja_psikhologija/ -
Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с. -
Мерикова, М.А. Этапы когнитивного развития по Пиаже и их значимость для освоения математического навыка у детей // Известия института педагогики и психологии образования. 2021. № 3. С. 86-91. -
Огольцова, Е.Г. Теория интеллекта Ж. Пиаже // Молодой ученый. 2022. № 50 (445). С. 491-492. -
Развитие когнитивных структур личности в условиях различного образа жизни [Электронный ресурс]/режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnyh-strukturlichnosti-v-usloviyah-razlichnogo-obraza-zhizni -
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – СПб, 2003. – 608 с. -
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг,1994.- 269с. -
Шумакова, М.В. Феномен Ж. Пиаже в призме времени // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. 2018. С. 108-114.