Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, Пиаже был одним из первых, кто определил, что мышление детей отличается от того, как это делают взрослые. Это наиболее значительное достоинство разработанной им периодизации.

Структура личности с точки зрения когнитивной психологии очень сложна и разнообразна. Элементы этой системы находятся в строгой иерархии, и они очень изменчивы. В готовом виде психика человеку не дается: многие ее характеристики приобретаются в процессе жизненного опыта с течением времени. На формирование основных компонентов психики человека оказывают влияние различные сферы его жизни: коммуникативная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, деятельностная. Полноценное психическое развитие может быть обеспечено только в условиях взаимодействия человека с другими людьми. При отсутствии общения с людьми у ребенка возникает так называемый феномен Маугли – отсутствие человеческих признаков в поведении, образе жизни, в психике. Тремя основными компонентами человеческой психики являются:

  1. Внешний мир

  2. Высшая нервная деятельность

  3. Взаимодействие с другими людьми [17].

В структуру психики человека входят следующие компоненты (рис.1.1):


Рисунок 1.1. Структура личности с точки зрения когнитивной психологии [13]


  1. Психические процессы – отражение окружающей действительности в динамике. Они имеют начало, развитие и окончание. Окончание одного психического процесса непосредственно связано с началом следующего. Психические процессы могу быть вызваны как внешними раздражителями, так и действием нервной системы. Психические процессы могут быть познавательными, эмоциональными и волевыми.

  2. Психические состояния – проявление психической деятельности в повышенной, нормальной и пониженной активности личности. Психические состояния зависят от физиологических процессов, временного фактора, жизненной ситуации, стрессоров, усталости и др.

  3. Психические свойства – относительно постоянные характеристики, которые формируют личностные особенности конкретного человека (темперамент, характер, способности).

  4. Психические образования – подвижные характеристики, которые возникают в психике под воздействием жизненного опыта [9].

Таким образом, структура личности складывается как из природных особенностей человека, так и под влиянием социальных факторов.


Глава 2. Исследование вклада Ж. Пиаже в развитие когнитивной психологии

2.1. Анализ развития важнейших когнитивных структур личности в различные возрастные периоды с позиции когнитивной психологии Ж. Пиаже




Согласно Ж. Пиаже, дети накапливают знания через два основных процесса. Первым из них является ассимиляция, которая включает в себя включение новой информации или знаний в существующие структуры знаний, известные как схемы.

Схема – это своего рода “когнитивный каркас” – основа для хранения знаний и их организации. Второй процесс – это адаптация; он включает изменения в существующих структурах знаний (схемах) в результате воздействия новой информации или опыта. Вот конкретный пример того, как в теории Пиаже действуют эти процессы.

Двухлетний ребенок видел много разных видов кошек и на основе такого опыта составил схему для кошек – относительно маленьких четвероногих животных. Теперь она впервые видит белку и посредством ассимиляции включает ее в эту схему. Однако, встречая все больше и больше белок, она начинает замечать, что они отличаются от кошек в нескольких отношениях: они по-другому двигаются, лазают по деревьям, у них гораздо более пышные хвосты и так далее. На основе этого нового опыта она постепенно разрабатывает другую схему для белок.

Это иллюстрирует изменения в наших существующих структурах знаний, возникающие в результате воздействия новой информации. Пиаже считал, что именно напряженность между этими двумя процессами стимулирует когнитивное развитие.

Согласно Пиаже, по мере того, как происходят эти изменения, дети постоянно пытаются лучше и точнее разобраться в сложном мире вокруг них. Давайте теперь подробнее рассмотрим дискретные этапы когнитивного развития, описанные Пиаже.

Сенсомоторная стадия - выяснение способов заставить вещи происходить

Пиаже предположил, что первая стадия когнитивного развития длится от рождения где-то до восемнадцати-двадцати четырех месяцев. В течение этого периода, называемого сенсомоторной стадией, младенцы постепенно узнают, что существует взаимосвязь между их действиями и внешним миром. Они обнаруживают, что могут манипулировать объектами и производить эффекты.

Так, они получают базовое представление о концепции причины и следствия. Например, они узнают, что если они совершают определенные движения – например, встряхивают ногой – возникают специфические эффекты (например, игрушки, подвешенные над их кроваткой, также двигаются), и они начинают экспериментировать с различными действиями, чтобы увидеть, какие эффекты они произведут.



На протяжении сенсомоторного периода, утверждал Пиаже, младенцы, по-видимому, познают мир только через двигательную активность и сенсорные впечатления. Они еще не научились использовать ментальные символы или образы для представления объектов или событий. Это приводит к некоторым интересным эффектам. Например, если объект скрыт от глаз, четырехмесячные дети не будут пытаться его искать. Для таких младенцев “с глаз долой” действительно означает “из сердца вон”.

Однако к восьми или девяти месяцам они будут искать спрятанные объекты. Они усвоили основную идею постоянства объекта – идею о том, что объекты продолжают существовать, даже когда они скрыты от глаз [9].

Предоперационная стадия - рост символической активности

Где-то в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех месяцев, предположил Пиаже, малыши приобретают способность формировать мысленные образы объектов и событий. В то же время язык развивается до такой степени, что люди начинают мыслить в терминах вербальных символов–слов. Эти изменения знаменуют переход ко второму этапу Пиаже – предоперационному этапу. Этот термин отражает мнение Пиаже о том, что на данном этапе дети еще не проявляют особых способностей к использованию логики и умственных операций.

На этапе подготовки к операции, который длится примерно до семи лет, дети способны на многие действия, которые они не могли выполнять ранее. Например, они демонстрируют символическую игру, в которой они притворяются, что один объект - это другой, например, карандаш - это ракета или деревянный брусок - лягушка. Такая игра характеризуется тремя сменами, которые позволяют получить уникальное представление о том, как меняются когнитивные способности детей в течение этого периода.

Одним из них является децентрация, при которой дети постепенно начинают делать других, а не самих себя, получателями своих игровых действий – например, они начинают кормить своих кукол или одевать их. Второй сдвиг - это деконтекстуализация: объекты создаются так, чтобы заменять друг друга, например, когда ребенок притворяется, что веточка - это ложка.

Третье изменение включает интеграцию, объединяющую игровые действия во все более сложные последовательности.


Чтобы представить, что один объект является другим, и проводить длительные игровые сеансы, в ходе которых с куклами обращаются так, как будто у них есть собственные мысли и чувства, ребенок должен обладать растущей способностью мыслить в терминах слов [12].

В то время как мыслительные процессы детей до операции более развиты, чем на предыдущей стадии, Пиаже подчеркнул, что эти дети все еще незрелы в нескольких отношениях. Верно, они могут использовать ментальные символы; но их мышление остается несколько негибким, нелогичным, фрагментированным и привязанным к конкретным контекстам.

Одним из способов незрелости мышления детей, находящихся в предоперационном периоде, является то, что Пиаже назвал эгоцентризмом – неспособность детей понять, что другие могут воспринимать мир иначе, чем они. Например, если двухлетним детям показать карточку с изображением собаки на одной стороне и кошки на другой, и карточку поместить между ребенком и исследователем, многие, похоже, не осознают, что они и взрослый видят разные картинки. (Опять же, однако, Пиаже, похоже, недооценил способности маленьких детей)

Дети на предоперационной стадии также, по-видимому, не понимают таких терминов отношений, как "легче", "больше", "мягче". Кроме того, им не хватает зазубрины – способности упорядочивать объекты по некоторому измерению. Наконец, и это самое важное, им не хватает понимания того, что Пиаже называет принципом сохранения знаний, согласно которому определенные физические атрибуты объекта остаются неизменными, даже если внешний вид объекта изменяется [8].

Например, представьте, что четырехлетнему ребенку показывают два одинаковых куска глины. Затем на глазах у ребенка один комочек расплющивается в большой блин. На вопрос, содержат ли два комочка одинаковое количество глины, ребенок может ответить "нет".

Этап конкретных операций - возникновение логического мышления

К шести или семи годам большинство детей могут решать простые задачи, описанные выше. Согласно Пиаже, овладение ребенком способностью к сохранению знаменует начало третьего важного этапа, известного как этап конкретных операций.

На этом этапе, который длится примерно до одиннадцати лет, появляется много важных навыков. Дети получают понимание терминов отношений и зазубрин. Они приходят к пониманию обратимости, того факта, что многие физические изменения могут быть отменены путем изменения первоначального действия.


Дети, достигшие стадии конкретных операций, также начинают заниматься тем, что Пиаже назвал логическим мышлением. Если спросить: “Почему вы с мамой пошли в магазин?”, они ответят: “Потому что моей маме нужно было немного молока”. Дети младшего возраста, напротив, могут ответить “Потому что потом мы вернулись домой”.

Этап формальных операций - работа как с абстракциями, так и с реальностью

Пиаже предположил, что примерно в возрасте двенадцати лет большинство детей вступают в заключительную стадию когнитивного развития, стадию формальных операций. В этот период проявляются основные черты мышления взрослого человека. В то время как дети на более ранней стадии конкретных операций могут мыслить логически, они могут делать это только о конкретных событиях и объектах.

Напротив, те, кто достиг стадии формальных операций, могут мыслить абстрактно; они могут иметь дело не только с реальным или конкретным, но и с возможными событиями или отношениями, которых не существует, но которые можно представить.

На этом заключительном этапе дети становятся способными к тому, что Пиаже назвал гипотетическим дедуктивным рассуждением. Это включает в себя способность генерировать гипотезы и логически мыслить о символах, идеях и положениях. Дети на стадии формальных операций также стали способны к межпредметному мышлению, мышлению, в котором они стремятся проверить обоснованность нескольких предложений. (Дети на уровне конкретных операций иногда могут проверять отдельные предложения.)[4]

В то время как мышление детей старшего возраста или подростков близко приближается к мышлению взрослых, Пиаже, однако, считал, что все еще не дотягивает до уровня взрослого. Дети старшего возраста, и особенно подростки, часто используют свои новые способности к рассуждению для построения широких теорий о человеческих взаимоотношениях, этике или политических системах. Обоснование таких взглядов может быть логичным, но теории часто ложны, потому что молодые люди, которые их конструируют, не имеют достаточного опыта или информации для выполнения более сложной работы.

Последний, но решающий момент - даже если люди, достигшие стадии формальных операций, способны использовать продвинутые формы мышления, нет никакой гарантии, что они действительно это сделают. Такое мышление требует больших когнитивных усилий, поэтому неудивительно, что подростки, да и взрослые тоже, часто возвращаются к менее продвинутым способам мышления.