Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1492
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СБОРНИК ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕГИОНА
Авторы составители:
Викторова Екатерина Александровна
Директор ОГБУ «БРЦ ПМСС»
Скляренко Наталья Ивановна
Заместитель директора ОГБУ «БРЦ ПМСС»
Белгород 2020
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение | | 11 |
Раздел 1. Психодиагностика управленческих потенциалов руководителя | |||
1.1 | Диагностика ситуативно-личностных ориентаций руководителя | | 13 |
1.2 | Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя | | 14 |
1.3 | Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) | | 16 |
1.4 | Диагностика управленческих ориентаций (Т. Санталайнен) | | 18 |
1.5 | Экспресс-диагностика организаторских способностей | | 20 |
Раздел 2. Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя | |||
2.1 | Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л.И. Усманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов, Н.П. Фетискин) | | 21 |
2.2 | Диагностика стилей педагогического общения | | 28 |
2.3 | Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта) | | 32 |
Раздел 3. Психодиагностика стилей управления и руководства коллективом | |||
3.1 | Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин) | | 34 |
3.2 | Определение стиля управления персоналом (адаптированный вариант экспертной методики В.П. Захарова) | | 37 |
3.3 | Диагностика стилей руководства (А.Л. Журавлев) | | 40 |
3.4 | Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде | | 47 |
3.5 | Определение административного стиля управления (адаптированный вариант Е.Е. Туник) | | 52 |
3.6 | Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка) | | 58 |
3.7 | Определение стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко) | | 66 |
3.8 | Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки | | 67 |
3.9 | Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения | | 72 |
3.10 | Оценка служебно-рационалистического стиля руководства | | 75 |
3.11 | Оценка стилей принятия управленческих решений | | 77 |
3.12 | Стиль работы руководителя с документацией (И.В. Липсиц) | | 80 |
3.13 | Экспертная оценка стиля организаторской деятельности (модифицированный вариант А.Н. Лутошкина символической оценки стиля или почерка организаторской деятельности в версии Н.П. Фетискина) | | 83 |
3.14 | Экспертная диагностика стилей руководства | | 85 |
Раздел 4. Диагностика эффективности деятельности руководителя | |||
4.1 | Уровень эффективности системы управления школой (Г.М.Тюлю, Э.В.Литвиненко) | | 89 |
4.2 | Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя | | 93 |
4.3 | Характер управленческих отношений в образовательном учреждении. | | 96 |
Раздел 5. Диагностика управленческих барьеров | |||
5.1 | Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности | | 97 |
5.2 | Диагностика комплекса угрожаемого авторитета (КУА) у руководителей | | 98 |
5.3 | Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя (М. Вудюк, Д. Френсис) | | 99 |
5.4 | Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) | | 102 |
5.5 | Самооценка биполярной эффективности руководства | | 103 |
5.6 | Самооценка управленческих ограничений руководителя | | 106 |
Раздел 6. Диагностика социально-психологического климата педагогического коллектива | |||
6.1 | Диагностика уровня развития малой группы | | 112 |
6.2 | Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (Л. Г. Почебут) | | 115 |
6.3 | Методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б. Д. Парыгина) | | 120 |
6.4 | Диагностика организационной культуры и климата в педагогическом коллективе школы (Н.П. Кулаков) | | 123 |
6.5 | Определение психологического климата группы | | 125 |
6.6 | «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе | | 128 |
6.7 | Диагностика делового, творческого и нравственного климата | | 132 |
Раздел 7. Диагностика уровня удовлетворенности педагогов выполняемой работой | |||
7.1 | Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана доцентом Е.Н. Степановым) | | 133 |
7.2 | Оценка удовлетворенности профессией учителя (О. М. Чоросова, Р.Е. Герасимова) | | 135 |
7.3 | Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой | | 140 |
7.4 | Интегральная удовлетворенность трудом | | 142 |
7.5 | Шкала субъективного благополучия | | 145 |
Раздел 8. Диагностика для изучения адаптивности педагога к выполняемой деятельности | |||
8.1 | Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности | | 148 |
8.2 | Самооценка психологической адаптивности | | 149 |
8.3 | Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности (Дементьева Ю.) | | 150 |
8.4 | Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя средней школы | | 155 |
Раздел 9. Диагностические материалы для изучения коммуникативных особенностей педагогов. Коммуникативная компетентность | |||
9.1 | Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла) | | 162 |
9.2 | Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) | | 163 |
9.3 | Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) | | 176 |
9.4 | Диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников) | | 180 |
9.5 | Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко) | | 185 |
9.6 | Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева) | | 187 |
9.7 | Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен) | | 189 |
9.8 | Диагностика принятия других (по шкале Фейя) | | 191 |
9.9 | Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко) | | 192 |
9.10 | Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга) | | 195 |
9.11 | Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии | | 196 |
9.12 | Изучение способности к самоуправлению в общении | | 201 |
9.13 | Методика ГОКК. Групповая оценка поликоммуникативной компетентности) | | 203 |
Раздел 10. Диагностические материалы для изучения коммуникативных особенностей педагогов. Изучение коммуникативных потенциалов личности | |||
10.1 | Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев и др.) | | 207 |
10.2 | Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) | | 211 |
10.3 | Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков) | | 212 |
10.4 | Диагностика уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко) | | 216 |
10.5 | Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л.А. Рабинович в модификации Т.Г. Сырицо) | | 216 |
10.6 | Тест межличностных отношений Тимоти Лири | | 219 |
Раздел 11. Диагностические материалы, направленные на изучение уровня конфликтности в педагогическом коллективе | |||
11.1 | Определение уровня конфликтоустойчивости | | 230 |
Раздел 18. Экспертиза деятельности педагога
Раздел 2. Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя.
2.1 Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы
(Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев, Н. П. Фетискин Н.П)
Назначение. Методика предназначена для определения интегральных организаторских способностей личности.
Инструкция. В форме таблиц представлены наиболее значимые организаторские способности личности и их составляющие. Пользуясь пятибалльной системой, вам необходимо произвести оценку каждого качества либо в форме самооценки, либо в виде оценки независимого эксперта, Желательно давать объективные и искренние ответы, не допуская пропусков.
Значения пятибалльной оценки:
5 - черта ярко выражена, проявляется зримо и постоянно,
4 - черта проявляется довольно часто,
3 - эпизодически проявляется черта, иногда в заметной или слабой форме,
2 - качество проявляется очень редко и малозаметно,
1 - качество полностью отсутствует.
В колонке «б» отмечаются изменения качеств в последнее время. В случаях усиления оно обозначается знаком (+), ослабления (-) и неизменяемости (=).
В графе «в» отмечаются возможные изменения оцениваемых качеств в ближайший временной период. Позитивно усиливающиеся изменения обозначаются знаком (+), знаком (-) -угасающие, ослабевающие изменения и знаком (=) - отсутствие каких-либо изменений в обозримом периоде.
Бланк для ответов
ФИО _____________________________ возраст ________ дата _________
№ |
| |||||||
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | б | в | |
1 | Способность быстро увидеть психологические особенности и состояния другого человека. | | | | | | | |
2 | Способность переживать то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность). | | | | | | | |
3 | Способность выделять психологические особенности людей по произведениям искусства и литературы (в кинофильмах, книгах, картинах). | | | | | | | |
4 | Способность давать меткие характеристики людям. | | | | | | | |
5 | Повышенный интерес и внимание к другим людям как к товарищам по совместной деятельности. | | | | | | | |
6 | Видит ли важные (существенные) психологические особенности других людей. | | | | | | | |
7 | Склонность и способность анализировать поведение и поступки других людей. | | | | | | | |
8 | Глубокая вера в силы, возможности и способности коллектива. | | | | | | | |
9 | Способен ли мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека. | | | | | | | |
| Общий балл (Σ) | | | | | | | |
| Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество качеств) | | | | | | | |
| ||||||||
1 | Способность распределять обязанности, поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей. | | | | | | | |
2 | Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей. | | | | | | | |
3 | Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных жизненных ситуациях. | | | | | | | |
4 | Способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности. | | | | | | | |
5 | Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для выполнения общей задачи. | | | | | | | |
6 | Способность обучаться организаторским знаниям, навыкам и умениям: а) быстро б) прочно | | | | | | | |
7 | Способность быстро и легко усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться организаторской деятельности. | | | | | | | |
8 | Способность мысленно «прикидывать», «взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и количеством возможных исполнителей. | | | | | | | |
9 | Тенденции ставить на первое место в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных и других). | | | | | | | |
| Общий балл (Σ) | | | | | | | |
| Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество качеств) | | | | | | | |
| ||||||||
1 | Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, бурной радости, гнева. | | | | | | | |
2 | Способность находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека. | | | | | | | |
3 | Умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах (отсутствие «речевого шаблона»). | | | | | | | |
4 | Способность находить индивидуальный подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей. | | | | | | | |
5 | То же, но в зависимости от временных состояний. | | | | | | | |
6 | То же, но в зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом. | | | | | | | |
7 | Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость по отношению к людям. | | | | | | | |
8 | Естественность в обращении с людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности, нарочитости поведения). | | | | | | | |
9 | Выраженное чувство справедливости в подходе к другим людям. | | | | | | | |
| Общий балл (Σ) | | | | | | | |
| Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество качеств) | | | | | | | |
4. СОЦИАЛЬНАЯ ВОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ (способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать на них) | ||||||||
1 | Способность речью воздействовать на других, побуждать их к действию. | | | | | | | |
2 | Способность к волевому воздействию на других. | | | | | | | |
3 | Способность «заражать» и «заряжать» других своей энергией. | | | | | | | |
4 | Способность «заражать» других своим отношением к людям, событиям. | | | | | | | |
5 | Способность воздействовать на других убедительностью доводов. | | | | | | | |
6 | Способность «заражать» и «заряжать» других своими эмоциями, чувствами. | | | | | | | |
7 | Способность воздействовать на других личностной деятельностью (действием, включением в работу). | | | | | | | |
8 | И, Способность создавать в группе уверенность в успехе дела. | | | | | | | |
9 | Способность правильно выбирать момент решающего воздействия. | | | | | | | |
| Общий балл (Σ) | | | | | | | |
| Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество качеств) | | | | | | | |
| ||||||||
1 | Способность быстро принимать решения о предъявлении требования. | | | | | | | |
2 | Постоянство в предъявлении требований. | | | | | | | |
3 | Самостоятельность в требованиях. | | | | | | | |
4 | Гибкость в требованиях. | | | | | | | |
5 | Настойчивость в требовательности. | | | | | | | |
6 | Способность выражать требования в разной форме (от приказа до шутки). | | | | | | | |
7 | Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностей человека. | | | | | | | |
| Общий балл (Σ) | | | | | | | |
| Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество качеств) | | | | | | | |
| ||||||||
1 | Способность увидеть и выделить у людей существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательные стороны. | | | | | | | |
2 | Самостоятельность в оценках недостатков и положительных особенностей. | | | | | | | |
3 | Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности. | | | | | | | |
4 | Прямота и смелость, критичность без придирчивости. | | | | | | | |
5 | Логичность и аргументированность критических замечаний. | | | | | | | |
6 | Глубина и существенность критических замечаний. | | | | | | | |
7 | Постоянство критичности. | | | | | | | |
8 | Доброжелательность критичности. | | | | | | | |
| Общий балл (Σ) | | | | | | | |
| Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество качеств) | | | | | | | |
7. СКЛОННОСТЬ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в отличие от стремления командовать, стать над другими, главенствовать) | ||||||||
1 | Потребность в организаторской деятельности. | | | | | | | |
2 | Самостоятельность в оценке недостатков и положительных особенностей. | | | | | | | |
3 | Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности. | | | | | | | |
4 | Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других. | | | | | | | |
5 | Неутомимость в организаторской работе. | | | | | | | |
6 | Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе организаторской работы. | | | | | | | |
7 | Легкость и свобода в выполнении организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как рыба в воде). | | | | | | | |
8 | Пониженное настроение при отсутствии организаторской деятельности. | | | | | | | |
| Общий балл (Σ) | | | | | | | |
| Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество качеств) | | | | | | | |
8. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ | ||||||||
1 | Проявляет организаторские способности во многих видах деятельности. | | | | | | | |
2 | Проявляет организаторские способности в каком-то одном сравнительно узком виде деятельности (например, не в художественной самодеятельности, а только в танцах). | | | | | | | |
3 | Способность хорошо организовывать и сверстников, и младших. | | | | | | | |
4 | Способен хорошо организовать преимущественно сверстников. | | | | | | | |
5 | Способен хорошо организовать преимущественно младших. | | | | | | | |
6 | Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от пола организуемых: а) одинаково хорошо организует и мальчиков, и девочек; б) преимущественно мальчиков; в) преимущественно девочек. | | | | | | | |
7 | Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от того, руководит ли характеризуемый другими организаторами или непосредственно исполнителями: а) одинаково хорошо руководит и организаторами, и исполнителями; б) организаторами лучше, чем исполнителями (сверстниками, одноклассниками и др.); в) исполнителями лучше, чем другими организаторами. | | | | | | | |
8 | Ведущие, преобладающие формы воздействия на организуемых (если различные формы сочетаются, то характеризуйте каждую); а) словесно-логическая форма воздействия (склонен воздействовать логикой доказательств); б) практически-активная форма воздействия (склонен воздействовать показом, действием); в) эмоциональная форма воздействия («заражает» других своими чувствами, эмоциями). | | | | | | | |
9 | Проявляет себя в организаторской деятельности: а) настойчиво, напористо, энергично, активно; б) склонен организовать других порывами; в) в организаторской деятельности быстр, переключаем (действует «и скоро, и споро»); г) организаторскую деятельность не снижают, не задерживают сильные жизненные воздействия, резкое неодобрение, неудачи; д) в организаторской деятельности проявляет себя как чувствительный, но ломкий прибор. | | | | | | | |
| Общий балл (Σ) | | | | | | | |
| Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество качеств) | | | | | | | |