Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1252

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»




СБОРНИК ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕГИОНА

Авторы составители:

Викторова Екатерина Александровна

Директор ОГБУ «БРЦ ПМСС»
Скляренко Наталья Ивановна

Заместитель директора ОГБУ «БРЦ ПМСС»


Белгород 2020

СОДЕРЖАНИЕ





Введение




11

Раздел 1. Психодиагностика управленческих потенциалов руководителя

1.1

Диагностика ситуативно-личностных ориентаций руководителя





13

1.2

Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя





14

1.3

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)





16

1.4

Диагностика управленческих ориентаций

(Т. Санталайнен)





18

1.5

Экспресс-диагностика организаторских способностей




20

Раздел 2. Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя

2.1

Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы

(Л.И. Усманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов,

Н.П. Фетискин)





21

2.2

Диагностика стилей педагогического общения




28

2.3

Диагностика манипулятивного отношения

(по шкале Банта)





32

Раздел 3. Психодиагностика стилей управления и руководства коллективом

3.1

Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)





34

3.2

Определение стиля управления персоналом (адаптированный вариант экспертной методики В.П. Захарова)






37

3.3

Диагностика стилей руководства (А.Л. Журавлев)




40

3.4

Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде





47

3.5

Определение административного стиля управления (адаптированный вариант Е.Е. Туник)





52

3.6

Определение когнитивно-деятельностного стиля

(Л. Ребекка)





58

3.7

Определение стиля межличностного взаимодействия

(С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко)





66

3.8

Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки





67

3.9

Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения





72

3.10

Оценка служебно-рационалистического стиля руководства





75

3.11

Оценка стилей принятия управленческих решений




77

3.12

Стиль работы руководителя с документацией (И.В. Липсиц)





80

3.13

Экспертная оценка стиля организаторской деятельности (модифицированный вариант А.Н. Лутошкина символической оценки стиля или почерка организаторской деятельности в версии Н.П. Фетискина)





83

3.14

Экспертная диагностика стилей руководства




85

Раздел 4. Диагностика эффективности деятельности руководителя

4.1

Уровень эффективности системы управления школой (Г.М.Тюлю, Э.В.Литвиненко)





89

4.2

Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя





93

4.3

Характер управленческих отношений в образовательном учреждении.





96

Раздел 5. Диагностика управленческих барьеров

5.1

Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности





97

5.2

Диагностика комплекса угрожаемого авторитета (КУА) у руководителей





98

5.3

Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя (М. Вудюк, Д. Френсис)





99

5.4

Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)





102

5.5

Самооценка биполярной эффективности руководства




103

5.6

Самооценка управленческих ограничений руководителя




106

Раздел 6. Диагностика социально-психологического климата педагогического коллектива

6.1

Диагностика уровня развития малой группы




112

6.2

Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (Л. Г. Почебут)





115

6.3

Методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б. Д. Парыгина)





120

6.4

Диагностика организационной культуры и климата в педагогическом коллективе школы (Н.П. Кулаков)





123

6.5

Определение психологического климата группы




125

6.6

«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе





128

6.7

Диагностика делового, творческого и нравственного климата





132

Раздел 7. Диагностика уровня удовлетворенности педагогов выполняемой работой

7.1

Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)






133

7.2

Оценка удовлетворенности профессией учителя

(О. М. Чоросова, Р.Е. Герасимова)





135

7.3

Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой





140

7.4

Интегральная удовлетворенность трудом




142

7.5

Шкала субъективного благополучия




145

Раздел 8. Диагностика для изучения адаптивности педагога к выполняемой деятельности

8.1

Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности




148

8.2

Самооценка психологической адаптивности




149

8.3

Оценка готовности и адаптированности личности к

педагогической деятельности (Дементьева Ю.)





150

8.4

Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя средней школы





155

Раздел 9. Диагностические материалы для изучения коммуникативных особенностей педагогов. Коммуникативная компетентность

9.1

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)




162

9.2

Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)





163

9.3

Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)





176

9.4

Диагностика межличностных отношений

(А. А. Рукавишников)





180

9.5

Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко)





185

9.6

Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева)






187

9.7

Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен)





189

9.8

Диагностика принятия других (по шкале Фейя)




191

9.9

Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)





192

9.10

Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)




195

9.11

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии




196

9.12

Изучение способности к самоуправлению в общении




201

9.13

Методика ГОКК. Групповая оценка поликоммуникативной компетентности)





203


Раздел 10. Диагностические материалы для изучения коммуникативных особенностей педагогов. Изучение коммуникативных потенциалов личности

10.1

Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев и др.)






207

10.2

Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)




211

10.3

Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков)





212

10.4

Диагностика уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко)




216

10.5

Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л.А. Рабинович в модификации Т.Г. Сырицо)






216

10.6

Тест межличностных отношений Тимоти Лири




219

Раздел 11. Диагностические материалы, направленные на изучение уровня конфликтности в педагогическом коллективе

11.1

Определение уровня конфликтоустойчивости




230


Раздел 18. Экспертиза деятельности педагога

Раздел 2. Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя.
2.1 Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы

(Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев, Н. П. Фетискин Н.П)
Назначение. Методика предназначена для определения интегральных организаторских способностей личности.

Инструкция. В форме таблиц представлены наиболее значимые организаторские способности личности и их составляющие. Пользуясь пятибалльной системой, вам необходимо произвести оценку каждого качества либо в форме самооценки, либо в виде оценки независимого эксперта, Желательно давать объективные и искренние ответы, не допуская пропусков.

Значения пятибалльной оценки:

5 - черта ярко выражена, проявляется зримо и постоянно,

4 - черта проявляется довольно часто,

3 - эпизодически проявляется черта, иногда в заметной или слабой форме,

2 - качество проявляется очень редко и малозаметно,

1 - качество полностью отсутствует.

В колонке «б» отмечаются изменения качеств в последнее время. В случаях усиления оно обозначается знаком (+), ослабления (-) и неизменяемости (=).

В графе «в» отмечаются возможные изменения оцениваемых качеств в ближайший временной период. Позитивно усиливающиеся изменения обозначаются знаком (+), знаком (-) -угасающие, ослабевающие изменения и знаком (=) - отсутствие каких-либо изменений в обозримом периоде.
Бланк для ответов

ФИО _____________________________ возраст ________ дата _________




  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ (способность наиболее полно и глубоко отражать психологию других людей)




5

4

3

2

1

б

в

1

Способность быстро увидеть психологические особенности и состояния другого человека.






















2

Способность переживать то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность).






















3

Способность выделять психологические особенности людей по произведениям искусства и литературы (в кинофильмах, книгах, картинах).






















4

Способность давать меткие характеристики людям.






















5

Повышенный интерес и внимание к

другим людям как к товарищам по совместной деятельности.






















6

Видит ли важные (существенные) психологические особенности других людей.






















7

Склонность и способность анализировать поведение и поступки других людей.






















8

Глубокая вера в силы, возможности и способности коллектива.






















9

Способен ли мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.

























Общий балл (Σ)

























Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество

качеств)






















  1. ПРАКТИЧЕСКИ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УМ (ум «практика-психолога», владение практической психологией)

1

Способность распределять обязанности, поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей.






















2

Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей.






















3

Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных жизненных ситуациях.






















4

Способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности.






















5

Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для выполнения общей задачи.






















6

Способность обучаться организаторским

знаниям, навыкам и умениям:

а) быстро

б) прочно






















7

Способность быстро и легко усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться организаторской деятельности.






















8

Способность мысленно «прикидывать», «взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и

количеством возможных исполнителей.






















9

Тенденции ставить на первое место в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных и других).

























Общий балл (Σ)

























Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество

качеств)






















  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТАКТ (способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними)

1

Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, бурной радости, гнева.






















2

Способность находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека.






















3

Умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах (отсутствие «речевого шаблона»).






















4

Способность находить индивидуальный

подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.






















5

То же, но в зависимости от временных состояний.






















6

То же, но в зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом.






















7

Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость по отношению к людям.






















8

Естественность в обращении с людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности, нарочитости поведения).






















9

Выраженное чувство справедливости в подходе к другим людям.

























Общий балл (Σ)

























Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество

качеств)






















4. СОЦИАЛЬНАЯ ВОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ (способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать на них)

1

Способность речью воздействовать на других, побуждать их к действию.






















2

Способность к волевому воздействию на других.






















3

Способность «заражать» и «заряжать» других своей энергией.






















4

Способность «заражать» других своим отношением к людям, событиям.






















5

Способность воздействовать на других убедительностью доводов.






















6

Способность «заражать» и «заряжать» других своими эмоциями, чувствами.






















7

Способность воздействовать на других личностной деятельностью (действием, включением в работу).






















8

И, Способность создавать в группе уверенность в успехе дела.






















9

Способность правильно выбирать момент решающего воздействия.

























Общий балл (Σ)

























Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество

качеств)






















  1. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ КДРУГИМЛЮДЯМ (следует заметить, что это качество личности не всегда в равной мере сочетается с требовательностью к себе)

1

Способность быстро принимать решения о предъявлении требования.






















2

Постоянство в предъявлении требований.






















3

Самостоятельность в требованиях.






















4

Гибкость в требованиях.






















5

Настойчивость в требовательности.






















6

Способность выражать требования в разной форме (от приказа до шутки).






















7

Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностей человека.

























Общий балл (Σ)

























Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество

качеств)






















  1. КРИТИЧНОСТЬ (способность анализировать отклонения от принятых организатором норм в деятельности и поведении других людей. Это качество не всегда сочетается с самокритичностью)

1

Способность увидеть и выделить у людей существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательные стороны.






















2

Самостоятельность в оценках недостатков и положительных особенностей.






















3

Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.






















4

Прямота и смелость, критичность без придирчивости.






















5

Логичность и аргументированность критических замечаний.






















6

Глубина и существенность критических замечаний.






















7

Постоянство критичности.






















8

Доброжелательность критичности.

























Общий балл (Σ)

























Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество

качеств)






















7. СКЛОННОСТЬ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в отличие от стремления командовать, стать над другими, главенствовать)

1

Потребность в организаторской деятельности.






















2

Самостоятельность в оценке недостатков и положительных особенностей.






















3

Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.






















4

Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других.






















5

Неутомимость в организаторской работе.






















6

Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе организаторской работы.






















7

Легкость и свобода в выполнении организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как рыба в воде).






















8

Пониженное настроение при отсутствии организаторской деятельности.

























Общий балл (Σ)

























Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество

качеств)






















8. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ

1

Проявляет организаторские способности

во многих видах деятельности.






















2

Проявляет организаторские способности в каком-то одном сравнительно узком виде деятельности (например, не в художественной самодеятельности, а только в танцах).






















3

Способность хорошо организовывать и сверстников, и младших.






















4

Способен хорошо организовать преимущественно сверстников.






















5

Способен хорошо организовать преимущественно младших.






















6

Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от пола организуемых:

а) одинаково хорошо организует и мальчиков, и девочек;

б) преимущественно мальчиков;

в) преимущественно девочек.






















7

Уровень выраженности организаторских

способностей в зависимости от того, руководит ли характеризуемый другими

организаторами или непосредственно исполнителями:

а) одинаково хорошо руководит

и организаторами, и исполнителями;

б) организаторами лучше, чем исполнителями

(сверстниками, одноклассниками и др.);

в) исполнителями лучше, чем другими

организаторами.






















8

Ведущие, преобладающие формы воздействия на организуемых (если различные формы сочетаются, то характеризуйте каждую);

а) словесно-логическая форма воздействия (склонен воздействовать логикой

доказательств);

б) практически-активная форма воздействия (склонен воздействовать показом, действием);

в) эмоциональная форма воздействия («заражает» других своими чувствами, эмоциями).






















9

Проявляет себя в организаторской деятельности:

а) настойчиво, напористо, энергично, активно;

б) склонен организовать других порывами;

в) в организаторской деятельности быстр, переключаем (действует «и скоро, и споро»); г) организаторскую деятельность не снижают, не задерживают сильные жизненные воздействия, резкое неодобрение, неудачи;

д) в организаторской деятельности проявляет себя как чувствительный, но ломкий прибор.

























Общий балл (Σ)

























Средний балл (М); М = Σ/п (п - количество

качеств)