Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1261

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



6. Умеет ли учитель вызвать вопросы у обучающихся?

7.Дифференцирует ли работу с учащимися различного уровня развития (подготовки)?

8. Импровизирует ли на уроке в зависимости от создавшейся конкретной ситуации?

9. Доступно ли для обучающихся данного возраста излагает материал?

10. Проблемно ли, интересно преподносит информацию учащимся, делает ли ее сферой жизненных интересов?

11. Понимает ли учитель каждого ребенка и принимает ли таким, какой он есть?

12. Сочувствует ли, сопереживает ученику (т.е. строит ли отношения с ним на основе эмпатии)?

13. Раскрывает ли ученикам свой внутренний мир?

14. Является ли учитель открытым, искренним в общении с учениками?

15. Помогает ли самовыражению обучающихся?

16. Создает ли психологический комфорт для обучающихся на уроке?


Деятельность обучающихся:


1. Есть ли у обучающихся возможность выбора вида деятельности на уроках, ее содержания? Значима ли для них эта деятельность?

2. Дают ли учащиеся собственное объяснение явлениям, фактам, процессам? Исследуют ли они их самостоятельно?

3. Реализуют ли они право на собственную оценку происходящего на уроках?

4. Имеют ли право на критику и несогласие?

5. Выражают ли собственное мнение? Возникает ли на уроках желание поделиться своим мнением, своим переживанием?

6. Ставят ли ученики проблемы сами, приносят ли их на уроки?

7. Находят ли учащиеся источник и причину ошибок в самих себе?

8. Могут ли формулировать собственные выводы? Приходят ли учащиеся к своим выводам на уроках?

9. Работают ли ученики с риском потерпеть неудачу?

10. Проявляют ли интерес к урокам, работают ли с самоотдачей?

11. Имеют ли притязание на высокий результат, высокое самомнение?

12. Имеют ли возможность сопоставлять и противопоставлять свои ценности с другими?

13. Проявляют ли учащиеся эмпатию (сопереживание)?

14. Имеется ли у учеников потребность искать смысл учебной деятельности, смысл школьного образования, смысл жизни вообще?
Выводы по анализу делаются в зависимости от количества положительных ответов на данные вопросы (% преобладания)
18.26 Анкета для учителей по самооценке своей деятельности

(по материалам В. Шакурова)
Инструкция: ответив на вопросы анкеты с помощью ответов «да», «затрудняюсь ответить», «нет», Вы сможете оценить свою деятельность.


  1. Связываете ли вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии?

  2. Возможно, ваши трудности связаны с тем, что вы овладели не всеми способами, методами, приемами активизации учащихся в обучении?

  3. Представляет ли для вас трудность формулировать вопросы проблемного характера, создавать проблемные ситуации в обучении?

  4. Часто ли вам удается на лабораторных и практических занятиях организовать работу учащихся так, чтобы она проходила в форме небольшого исследования?

  5. Часто ли вам удается на уроках использовать научные факты так, чтобы они способствовали развитию мышления учащихся?

  6. Представляет ли для вас трудность осуществлять дискуссию на уроках?

  7. Владеете ли вы умениями рассматривать явления, события, факты в ходе объяснения нового материала с позиций междисциплинарного подхода (показать всеобщность законов природы и общества, вводить элементы системного видения явлений и объектов и т.п.)?

  8. Всегда ли и во всех классах удается вам составить задания различной степени трудности для учащихся?

  9. Часто ли вы можете определить, какой вид заданий будет трудным для учащихся?

  10. Удается ли вам определить степень осознанности владения учащимися мировоззренческими понятиями?

  11. Представляет ли для вас трудность изложение теоретических и дидактических вопросов по вашему предмету?

  12. Трудно ли вам анализировать учебный материал с точки зрения современных достижений науки, движения научного знания?

  13. Всегда ли вам удается выбрать соответствующий метод или методический прием для реализации целей урока?

  14. Можете ли вы определить и оценить, что не получилось на том или ином уроке, какие были затруднения?

  15. Всегда ли удается вам увидеть недостатки тех уроков, которые вы посещали (уроки ваших коллег)?



Библиография:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996

  1. Акимова М.Н., Илькухин А.А. Модели педагогического общения. Самопознание - путь профессионального становления учителя. - Самара, 1994. С.36-41

  1. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.И. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 1995

  2. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984

  3. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. – Ярославль, 1998.

  4. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса. Сборник диагностических материалов. Составитель Вагурина С.Д. РИЦ БелРИПКППС, белгород, 2007. – 80с.

  5. Психология менеджента. Учебник/Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2000.

  6. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.Рабочая книга практического психолога. М., 2002

  7. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. Руководство. М., 1990.

  8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490с