Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1497

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



18.19 Методика психолого-педагогического анализа деятельности учителя (США, МГИУУ)


  1. Создание общих условий эффективного обучения:

1. Обеспечение исходных педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке:

- (1балл) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы) лаконичные и ясные;

- (1балл) учебные пособия и технические средства обучения способствуют быстрому включению обучающихся в работу;

- (1балл) нет ненужных задержек и отступлений во время урока;

- (2балла) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и др.).

2. Адаптация обучения к учащимся:

-(1балл) обучение соответствует возрастным особенностям обучающихся;

-(1балл) в материале урока выделены наиболее трудные места;

-(2балла) предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для обучающихся разных уровней успеваемости);

-(2балла) обучение строится как взаимодействие учителя и обучающихся.

  1. Предметная и методическая компетентность:

3. Владение учебным предметом и методами обучения:

-(1балл) информация и демонстрации точны и современны;

-(1балл) комментарии и ответы на вопросы обучающихся точны и интересны;

-(1балл) без затруднений используется не менее двух форм или методов обучения;

-(2балла) помимо распространенных применяются и оригинальные методы и приемы обучения.

4.Организация учебной работы в последовательности "жизненного цикла" (вступление, развитие, закрепление, интеграция):

-(2балла) урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания обучающихся и обеспечение необходимой мотивации);

-(1балл) наглядное представление нового материала как ответ на поставленные ранее (предшествующие занятия, введение) вопросы;

-(1балл) объединение, обобщение и закрепление учебных результатов;

-(1балл) урок заканчивается подведением итогов (соотнесение результатов с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью).


  1. Техника объяснения, письма и речи:

5. Использование устных и письменных объяснений:

-(1балл) объяснение содержания ясно и дается с помощью подходящих слов и терминов;

-(1балл) ключевые моменты урока получают отражение на доске;

-(1балл) записи для обучающихся аккуратные и разборчивые;

-(1балл) произношение и построение устной речи правильны.


6.Разъяснения при непонимании материала учащимися:

-(1балл) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями;

-(1балл) пояснения с помощью аналогий и примеров;

-(1балл) предоставление учащимся дополнительной информации;

-(2балла) логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся сведений.

  1. Учебное взаимодействие:

7. Контроль и коррекция деятельности обучающихся:

-(1балл) оценка действий обучающихся отделяется от личного отношения учителя к ним;

-(1балл) избежание прямых указаний и коррекции действий обучающихся;

-(2балла) ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга;

-(2балла) ориентация на коррекцию действий по запросам самих обучающихся.

8. Использование предложений и запросов обучающихся по содержанию:

-(1балл) пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у доски обучающихся;

-(1балл) тактично отмечаются слабые места, несовершенства в примерах

обучающихся;

-(1балл) вопросы и предложения школьников принимаются с благодарностью;

-(2балла) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке.

  1. Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке:

9. Стимулирование интереса обучающихся:

-(1балл) формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни;

-(2балла) используются интересные и необычные аспекты темы;

-(1балл) интерес стимулируется с помощью вопросов и юмора;

-(2балла) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке.

10. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:

-(1балл) речь учителя свободна от сарказма и насмешек;

-(1балл) имена обучающихся используются в теплой, дружелюбной манере;

-(1балл) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу;

-(2балл) учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с

трудностями на уроке.


  1. Поддержание приемлемого поведения в классе:

11. Поддержание рабочей включенности обучающихся на уроке:

-(1балл) варьирование форм учебной активности;

-(1балл) использование приемов активизации обучающихся на уроке;

-(2балла) использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей);

-(26алла) применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных обучающихся.



12. Воздействия при нарушениях дисциплины:

-(1балл) учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке;

-(1балл) ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя;

-(2балла) педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих обучающихся;

-(26алла) педагог не борется с нарушениями дисциплины, а использует для организации нарушителей особые формы учебной работы.

Уровни квалификации учителя, определяемые по среднему баллу:

I – менее 0,6 — не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических;

II – 0,61 — 0,9 – удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым из современных;

III – 0,91 – 1,2 – удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных;

IV – более 1,21 — удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям.

Отсутствие поведения, соответствующего каким-либо показателям-рекомендациям, указывает на ближайшие и перспективные резервы совершенствования деятельности учителя.
18.20 Критерии самооценки эффективности работы классного руководителя.
Инструкция: оцените свою работу по следующим критериям.

1. Включенность в разработку новшеств.

2. Владение современными технологиями воспитания.

3. Проведение открытых классных часов и классных собраний. (1-2 раза в год).

4. Доминирование демократического стиля в отношениях с детьми. Развитие ученического самоуправления в классном коллектива.

5. Любовь, доверие и терпение к детям.

6. Систематическое измерение уровня воспитанности.

7. Позитивная динамика воспитанности учащихся.

8. Внутренняя удовлетворенность от процесса воспитания и его результатов.

9. Высокий авторитет у коллег, учащихся и их родителей.

Критерии оценки эффективности воспитывающего мероприятия
1. Включенность каждого в деятельность (метод наблюдения, беседа).

2. Активность каждого.

3. Подготовленность и четкая организация мероприятия.

4. Познавательная ценность мероприятия.

5. Эмоциональная сопричастность.

6. Высокий эстетический уровень мероприятия.

7. Положительная самооценка мероприятия его участниками.

8. Влияние мероприятия на позитивные изменения в поведении детей (наблюдение, беседа, рефлексия).
18.21 Исследование стереотипов восприятия успешного ученика
Инструкция. Определите, какими качествами должен, по вашему мнению, обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. Для этого выберите шесть-семь (не более) самых важных, значимых качеств.

1. Дисциплинированный.

2. Умный, сообразительный.

3. Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.

4. Хорошая память.

5. Трудолюбивый, усидчивый.

6. Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.).

7. Владеет самоконтролем.

8. Умеет планировать работу и выполнять свой план.

9. Любознательный, любит учиться.

10. Всегда нацелен на успех.

11. Инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать.

12. Работает на оценку.

13. Хорошее внимание.

14. Ответственный.

15. Умеет работать с книгой.

16. Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой.

17. Аккуратный.

18. Независимый в суждениях.

19. Уверенный в себе.

20. Всегда ищет оригинальное решение.

21. Жизнерадостный.

22. Способен отстаивать свои убеждения.

23. Твердая воля.

24. Не конфликтует с учителем, покладистый.

25. Еще какое?

Обработка и интерпретация результатов

Анализируется состав выделенных качеств; с учетом преобладания соответствующих качеств можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика:

субъективно-творческий (11, 18, 20, 22),

общетрудовой (1, 5, 14, 17),

владеющий учебными умениями (3, 7. 8, 15),

обладающий хорошими познавательными способностями (2, 4, 13, 9),

мотивационно-волевой (10, 19, 21, 23),

приспособительный (6, 12, 16, 24),

комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.

Выявленный стереотип позволяет проникнуть в индивидуальное представление школьника о сущности учебной деятельности, о технологии успеха: его ценностное отношение к творческому стилю деятельности, понимание значимости базовых учебных Умений, склонности к формально-приспособительной тактике учебного поведения, предпочтительное отнесение успеха на счет либо врожденных качеств ума, либо волевой напористости.
18.22 Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов
Инструкция: Используя 3-балльную шкалу оценки, определите уровень развития перечисленных ниже профессиональных и коммуникативных умений учителя.

Баллы

Уровень развития

1

Низкий

2

Средний

3

Высокий


Обведите выбранный балл кружком

Умело использует свои знания в практической деятельности

1 2 3

Обладает целостными системными педагогическими, психологическими, методическими знаниями в строго логическом обучении и воспитании обучающихся

1 2 3

Способен достичь запланированного результата в отношении большинства обучающихся

1 2 3

Умело разрабатывает и использует систему критериально - оценочных показателей развития познавательных интересов и интеллектуальных умений школьников

1 2 3

Обладает высоким уровнем педагогической культуры

1 2 3

Способен последовательно реализовать заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей

1 2 3

Стремится преобразовывать опыт своей профессии, обогатить свою профессию личным творческим вкладом, новизной идей, овладеть новыми знаниями

1 2 3

Умеет изобретать оригинальные способы решения педагогических задач

1 2 3

Стремится участвовать в исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной работе.

1 2 3

Умеет качественно совершенствовать учебно-воспитательный процесс на основе оптимального использования новых идей науки, передового опыта, внешних условий, возможностей и способностей обучающихся

1 2 3

Обладает умением учиться у коллег

1 2 3

Постоянно стремится повышать свою квалификацию

1 2 3

Использует педагогическую рефлексию

1 2 3

Осмысливает свою дальнейшую деятельность и на этой основе осуществляет проектирование деятельности

1 2 3

Имеет собственное видение преподаваемого предмета (целей, структуры, задач, содержания)

1 2 3

Умеет ставить диагностически обоснованную цель с учетом уровня личностного развития обучающихся, их потребностей, жизненных интересов

1 2 3

Ориентируется на индивидуальные качества обучающихся

1 2 3

Находит эффективные средства педагогического взаимодействия, способствующих личностному развитию обучающихся

1 2 3

Конструирует содержание образования с учетом личностного опыта обучающихся и собственного опыта (оценки, переживания, выбора, принятия ответственности за свои решения)

1 2 3

. Поддерживает единые ценности, принятые в коллективе учителей

1 2 3



Обработка результатов:

Уровень профессиональной компетентности

Количество баллов

Низкий

менее 20 баллов

Средний

20-50 баллов

Высокий

более 50 баллов