Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1497
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18.19 Методика психолого-педагогического анализа деятельности учителя (США, МГИУУ)
-
Создание общих условий эффективного обучения:
1. Обеспечение исходных педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке:
- (1балл) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы) лаконичные и ясные;
- (1балл) учебные пособия и технические средства обучения способствуют быстрому включению обучающихся в работу;
- (1балл) нет ненужных задержек и отступлений во время урока;
- (2балла) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и др.).
2. Адаптация обучения к учащимся:
-(1балл) обучение соответствует возрастным особенностям обучающихся;
-(1балл) в материале урока выделены наиболее трудные места;
-(2балла) предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для обучающихся разных уровней успеваемости);
-(2балла) обучение строится как взаимодействие учителя и обучающихся.
-
Предметная и методическая компетентность:
3. Владение учебным предметом и методами обучения:
-(1балл) информация и демонстрации точны и современны;
-(1балл) комментарии и ответы на вопросы обучающихся точны и интересны;
-(1балл) без затруднений используется не менее двух форм или методов обучения;
-(2балла) помимо распространенных применяются и оригинальные методы и приемы обучения.
4.Организация учебной работы в последовательности "жизненного цикла" (вступление, развитие, закрепление, интеграция):
-(2балла) урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания обучающихся и обеспечение необходимой мотивации);
-(1балл) наглядное представление нового материала как ответ на поставленные ранее (предшествующие занятия, введение) вопросы;
-(1балл) объединение, обобщение и закрепление учебных результатов;
-(1балл) урок заканчивается подведением итогов (соотнесение результатов с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью).
-
Техника объяснения, письма и речи:
5. Использование устных и письменных объяснений:
-(1балл) объяснение содержания ясно и дается с помощью подходящих слов и терминов;
-(1балл) ключевые моменты урока получают отражение на доске;
-(1балл) записи для обучающихся аккуратные и разборчивые;
-(1балл) произношение и построение устной речи правильны.
6.Разъяснения при непонимании материала учащимися:
-(1балл) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями;
-(1балл) пояснения с помощью аналогий и примеров;
-(1балл) предоставление учащимся дополнительной информации;
-(2балла) логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся сведений.
-
Учебное взаимодействие:
7. Контроль и коррекция деятельности обучающихся:
-(1балл) оценка действий обучающихся отделяется от личного отношения учителя к ним;
-(1балл) избежание прямых указаний и коррекции действий обучающихся;
-(2балла) ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга;
-(2балла) ориентация на коррекцию действий по запросам самих обучающихся.
8. Использование предложений и запросов обучающихся по содержанию:
-(1балл) пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у доски обучающихся;
-(1балл) тактично отмечаются слабые места, несовершенства в примерах
обучающихся;
-(1балл) вопросы и предложения школьников принимаются с благодарностью;
-(2балла) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке.
-
Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке:
9. Стимулирование интереса обучающихся:
-(1балл) формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни;
-(2балла) используются интересные и необычные аспекты темы;
-(1балл) интерес стимулируется с помощью вопросов и юмора;
-(2балла) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке.
10. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:
-(1балл) речь учителя свободна от сарказма и насмешек;
-(1балл) имена обучающихся используются в теплой, дружелюбной манере;
-(1балл) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу;
-(2балл) учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с
трудностями на уроке.
-
Поддержание приемлемого поведения в классе:
11. Поддержание рабочей включенности обучающихся на уроке:
-(1балл) варьирование форм учебной активности;
-(1балл) использование приемов активизации обучающихся на уроке;
-(2балла) использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей);
-(26алла) применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных обучающихся.
12. Воздействия при нарушениях дисциплины:
-(1балл) учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке;
-(1балл) ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя;
-(2балла) педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих обучающихся;
-(26алла) педагог не борется с нарушениями дисциплины, а использует для организации нарушителей особые формы учебной работы.
Уровни квалификации учителя, определяемые по среднему баллу:
I – менее 0,6 — не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических;
II – 0,61 — 0,9 – удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым из современных;
III – 0,91 – 1,2 – удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных;
IV – более 1,21 — удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям.
Отсутствие поведения, соответствующего каким-либо показателям-рекомендациям, указывает на ближайшие и перспективные резервы совершенствования деятельности учителя.
18.20 Критерии самооценки эффективности работы классного руководителя.
Инструкция: оцените свою работу по следующим критериям.
1. Включенность в разработку новшеств.
2. Владение современными технологиями воспитания.
3. Проведение открытых классных часов и классных собраний. (1-2 раза в год).
4. Доминирование демократического стиля в отношениях с детьми. Развитие ученического самоуправления в классном коллектива.
5. Любовь, доверие и терпение к детям.
6. Систематическое измерение уровня воспитанности.
7. Позитивная динамика воспитанности учащихся.
8. Внутренняя удовлетворенность от процесса воспитания и его результатов.
9. Высокий авторитет у коллег, учащихся и их родителей.
Критерии оценки эффективности воспитывающего мероприятия
1. Включенность каждого в деятельность (метод наблюдения, беседа).
2. Активность каждого.
3. Подготовленность и четкая организация мероприятия.
4. Познавательная ценность мероприятия.
5. Эмоциональная сопричастность.
6. Высокий эстетический уровень мероприятия.
7. Положительная самооценка мероприятия его участниками.
8. Влияние мероприятия на позитивные изменения в поведении детей (наблюдение, беседа, рефлексия).
18.21 Исследование стереотипов восприятия успешного ученика
Инструкция. Определите, какими качествами должен, по вашему мнению, обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. Для этого выберите шесть-семь (не более) самых важных, значимых качеств.
1. Дисциплинированный.
2. Умный, сообразительный.
3. Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.
4. Хорошая память.
5. Трудолюбивый, усидчивый.
6. Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.).
7. Владеет самоконтролем.
8. Умеет планировать работу и выполнять свой план.
9. Любознательный, любит учиться.
10. Всегда нацелен на успех.
11. Инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать.
12. Работает на оценку.
13. Хорошее внимание.
14. Ответственный.
15. Умеет работать с книгой.
16. Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой.
17. Аккуратный.
18. Независимый в суждениях.
19. Уверенный в себе.
20. Всегда ищет оригинальное решение.
21. Жизнерадостный.
22. Способен отстаивать свои убеждения.
23. Твердая воля.
24. Не конфликтует с учителем, покладистый.
25. Еще какое?
Обработка и интерпретация результатов
Анализируется состав выделенных качеств; с учетом преобладания соответствующих качеств можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика:
субъективно-творческий (11, 18, 20, 22),
общетрудовой (1, 5, 14, 17),
владеющий учебными умениями (3, 7. 8, 15),
обладающий хорошими познавательными способностями (2, 4, 13, 9),
мотивационно-волевой (10, 19, 21, 23),
приспособительный (6, 12, 16, 24),
комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.
Выявленный стереотип позволяет проникнуть в индивидуальное представление школьника о сущности учебной деятельности, о технологии успеха: его ценностное отношение к творческому стилю деятельности, понимание значимости базовых учебных Умений, склонности к формально-приспособительной тактике учебного поведения, предпочтительное отнесение успеха на счет либо врожденных качеств ума, либо волевой напористости.
18.22 Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов
Инструкция: Используя 3-балльную шкалу оценки, определите уровень развития перечисленных ниже профессиональных и коммуникативных умений учителя.
Баллы | Уровень развития |
1 | Низкий |
2 | Средний |
3 | Высокий |
Обведите выбранный балл кружком
Умело использует свои знания в практической деятельности | 1 2 3 |
Обладает целостными системными педагогическими, психологическими, методическими знаниями в строго логическом обучении и воспитании обучающихся | 1 2 3 |
Способен достичь запланированного результата в отношении большинства обучающихся | 1 2 3 |
Умело разрабатывает и использует систему критериально - оценочных показателей развития познавательных интересов и интеллектуальных умений школьников | 1 2 3 |
Обладает высоким уровнем педагогической культуры | 1 2 3 |
Способен последовательно реализовать заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей | 1 2 3 |
Стремится преобразовывать опыт своей профессии, обогатить свою профессию личным творческим вкладом, новизной идей, овладеть новыми знаниями | 1 2 3 |
Умеет изобретать оригинальные способы решения педагогических задач | 1 2 3 |
Стремится участвовать в исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной работе. | 1 2 3 |
Умеет качественно совершенствовать учебно-воспитательный процесс на основе оптимального использования новых идей науки, передового опыта, внешних условий, возможностей и способностей обучающихся | 1 2 3 |
Обладает умением учиться у коллег | 1 2 3 |
Постоянно стремится повышать свою квалификацию | 1 2 3 |
Использует педагогическую рефлексию | 1 2 3 |
Осмысливает свою дальнейшую деятельность и на этой основе осуществляет проектирование деятельности | 1 2 3 |
Имеет собственное видение преподаваемого предмета (целей, структуры, задач, содержания) | 1 2 3 |
Умеет ставить диагностически обоснованную цель с учетом уровня личностного развития обучающихся, их потребностей, жизненных интересов | 1 2 3 |
Ориентируется на индивидуальные качества обучающихся | 1 2 3 |
Находит эффективные средства педагогического взаимодействия, способствующих личностному развитию обучающихся | 1 2 3 |
Конструирует содержание образования с учетом личностного опыта обучающихся и собственного опыта (оценки, переживания, выбора, принятия ответственности за свои решения) | 1 2 3 |
. Поддерживает единые ценности, принятые в коллективе учителей | 1 2 3 |
Обработка результатов:
Уровень профессиональной компетентности | Количество баллов |
Низкий | менее 20 баллов |
Средний | 20-50 баллов |
Высокий | более 50 баллов |