Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1494

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



Инструкция: дайте на ниже перечисленные вопросы ответ – «да» или нет.

  1. Охотно ли Вы беретесь за подготовку новой темы занятий, не имеющей типовой разработки?

  2. Легко ли Вам отказаться от тех приемов воздействия на детей, которые Вы успешно применяли раньше?

  3. Быстро ли Вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?

  4. Решительно ли Вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?

  5. Умеете ли Вы дать безошибочную характеристику детям, с которыми работаете?

  6. Способны ли Вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?

  7. Считаете ли Вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы, в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?

  8. Легче ли Вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией образовательного учреждения?

  9. Хочется ли Вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в образовательном учреждении?

  10. Часто ли оказывается верным Ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?

  11. Часто ли Вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?

  12. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?

  13. Поощряете и наказываете ли Вы разных воспитанников по-разному за одинаковые поступки?


Суммируйте количество набранных Вами баллов, воспользовавшись следующей таблицей:

Вопрос


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Количество баллов за ответ

Да

1

0

0

0

2

1

1

0

1

1

0

0

2

Нет

0

1

1

2

0

0

0

2

0

0

2

1

0



0-5 баллов. Вы – очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.

6-9 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с коллективом детей. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу. Организуйте и проводите больше коллективных мероприятий. Каждое проведенное мероприятие анализируйте с детьми.

10-14 баллов. Вы – хороший, знающий педагог. Однако не делайте все сами. Делегируйте проведение некоторых дел родителям, больше привлекайте детей.

14-18 баллов. Вы – грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценке людей. Советуем Вам быть тактичнее по отношению к товарищам, представителям администрации.
18.11 Диагностическая карта классного руководителя
Инструкция: уважаемый классный руководитель! В целях улучшения качества воспитательной работы и организации эффективного психолого-педагогического сопровождения классных руководителей, просим вас оценить предложенные утверждения.






Знаю хорошо

Есть некоторые затруднения

Нуждаюсь в помощи

1

2

3

4

5

1

Знание возрастных особенностей ребенка










2

Вопросы психологии личности ученика










3

Методы психологии для изучения личности ребенка










4

Коррекция взаимоотношений учителя с учеником










5

Составление психолого-педагогической характеристики классного руководителя










6

Как создать сплоченный коллектив в классе










7

Вопросы самоуправления в классе










8

Работа с «трудными» учащимися










9

Дисциплина учащихся










10

Методы поощрения и наказания учащихся










11

Составление плана воспитательной работы










12

Выбор тематики классного часа – часа досуга (общения)










13

Форма проведения классного часа










14

Анкетирование, тестирование учащихся










15

Организация КТД в классе










16

Организация досуга в классе:

- теория










- практика










17

Вопросы преемственности в воспитании между детским садом – начальной школой – средним звеном










18

Основные направления и содержание работы с родителями










19

Тематика родительских собраний










20

Формы проведения родительских собраний










21

Знание современной теории и практики аутотренинга










22

Информация о новинках педагогической литературы












18.12 Оценка деятельности классного руководителя




Критерии оценки

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

5

1

Знание психолого-педагогических основ воспитания, особенностей возраста

Имеет общие представления о современных психолого-педагогических концепциях, возрастных особенностях современного школьника

Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, но редко применяет в работе, знает возрастные особенности учащихся

Владеет основами современной психолого-педагогической концепции воспитания, использует их как основу в работе

2

Знание содержания, форм и методов воспитания

Имеет общие представления о воспитательной работе, формах и методах воспитания. Беден общий кругозор.

Знает нормативные документы, эпизодически работает с методическими журналами

Глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в методической литературе по проблемам воспитания, в нормативных документах

3

Индивидуальный подход в воспитательной работе

Индивидуальный подход не обеспечивается

В основном обеспечивает индивидуальный подход

Систематически изучает особенности учащихся, ведет таблицу уровня воспитанности, осуществляет индивидуальную работу с каждым воспитанником

4

Педагогическое руководство и сотрудничество с учащимися, опора на ученическое самоуправление

Авторитарный стиль, несправедливость, срыв в отношениях с учащимися. Слабая помощь активу. Среди учащихся нет организаторов различных дел.

Соблюдается педагогический такт, осуществляется сотрудничество с учащимися. Большинство имеют разовые или постоянные поручения. Используется методика коллективно-творческой деятельности

Стиль старшего товарища во взаимоотношениях с учащимися, рациональная структура самоуправления. Коллективно-творческая деятельность как основа в организации жизнедеятельности

5

Умение планировать внеурочную воспитательную работу

План представляет собой набор мероприятий без учета интересов и особенностей воспитанников

Правильное (с учетом требований) планирование с опорой на интересы воспитанников

Четко и конкретно, с учетом уровня воспитанности, определяются цели и задачи воспитания. Планируется систематическая работа с учетом интересов обучающихся.

6

Формирование интереса к учебе, развитие познавательных потребностей учащихся

Слабое руководство познавательной деятельностью учащихся

Проводится работа по организации познавательной деятельности, формированию навыков самообразования

Имеет место система работы по развитию познавательных интересов, формированию культуры умственного труда, навыков самообразования

7

Совместная работа классного руководителя с учителями, работающими в классе

Слабые контакты с учителями, работающими в классе

Выполняет основные требования по работе с учителями-предметниками, периодически привлекая их к организации познавательной деятельности воспитанников

Тесный контакт с учителями в изучении возможностей учащихся, уровня их развития, в организации познавательной деятельности воспитанников

8

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Слабые представления о воспитательных возможностях семей, участие родителей в воспитательной работе пассивное, в роли гостей

Владеет информацией о родителях и возможностях семей, привлекает к проведению некоторых воспитательных мероприятий, эпизодически проводит совместные дела

Хорошо знает семьи, их воспитательные возможности, активно привлекает их к воспитательной работе, систематически проводит совместные мероприятия.

9

Взаимодействие с социальным окружением

Информацией о проведении досуга вне школы владеет слабо. Возможности внешкольного учреждения практически не используются

Эпизодически используются возможности ближайшего социального окружения

Хорошо ориентируется и знает воспитательные возможности ближайшего окружения, использует их в воспитательной работе, общается с руководителями объединений, посещаемых учащимися вне школы, работает увлеченно

10

Отношение к классному руководству

К работе классного руководителя равнодушен

Относится к классному руководству с интересом

Любит и знает воспитательную работу



18.13 Оценка основных показателей личности и эффективности труда преподавателя

(преподаватель глазами учащихся)
Инструкция: просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личностные качества ваших преподавателей. Оцените эти качества по пятибалльной шкале, где 5 баллов – качество проявляется практически всегда, 4 балла – качество проявляется часто, 3 балла – качество проявляется не всегда, 2 балла – качество проявляется редко, 1 балл – качество практически отсутствует.




Качество

ФИО преподавателей

1

Излагает материал ясно, доступно, четко




2

Выделяет и разъясняет наиболее сложные положения




3

Выделяет главное в ходе занятий




4

Умеет вызвать и поддержать интерес к своему предмету




5

Контакт с группой и учет ее реакций




6

Вызывает инициативу, самостоятельность мышления, побуждает к дискуссии




7

Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно




8

Культура речи, четкость дикции, темп изложения




9

Внешний вид, жесты, мимика




10

Ориентирует на профессию




11

Прослеживается межпредметная связь




12

Четко формулирует задачи на самостоятельную работу




13

Творческий подход к преподаванию, интерес к своему делу




14

Умеет снимать напряжение аудитории




15

Эмоциональность, заинтересованность в успехах обучаемых, терпение и такт по отношению к ним




16

Доброжелательность, энергичность




17

Требовательность, строгость




18

Объективность в оценке знаний




19

Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения




20

Насколько желателен контакт с преподавателем







Средний балл:






18.14 Оценка профессиональной компетентности


1. Педагогическая деятельность учителя

Ставит развивающие и воспитательные цели наряду с обучающими

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Ставит и реализует главным образом обучающие задачи

Владеет вариативной методикой, то есть выбором одного методического решения из возможных

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Использует однообразные методические решения в обучении

Стремится и умеет анализировать свой опыт

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Уходит от самоанализа под разными предлогами

2. Педагогическое общение учителя

Специально планирует коммуникативные задачи

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации

Создает в классе обстановку доверия, психологической безопасности, дети открыты для общения и развития

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

В общении использует жесткие методы, исходит из непререкаемого авторитета учителя, дети напряжены

Исходит из ценности личности каждого ученика

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Ученики воспринимаются как объект, средство, помеха

3. Личность учителя

Имеет устойчивую профессионально-педагогическую направленность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Считает, что ненадолго задержится в учительской профессии

Имеет позитивную Я-концепцию, спокоен и уверен

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Очень неуверен в себе, тревожен, мнителен

Работает творчески, применяет оригинальные приемы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Работает главным образом по типовым методическим разработкам

4. Обученность и обучаемость школьников

Ставит задачи формирования у школьников умения учиться, поощряет их активные учебные действия и самоконтроль, опирается на изучение учащихся

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Задачи развития умения учиться у учащихся не ставит, дает знания в готовом виде, организуя только репродуктивную деятельность учащихся

Развивает у школьников обучаемость, способность к самообучению

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Самостоятельность, инициативу учеников не поощряет

Стремится наметить для отдельных детей индивидуальные программы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Индивидуальный и дифференцированный подход минимален

5. Воспитанность и воспитуемость школьников

Стремится упрочить воспитанность как единство знаний, убеждений, поведения учеников

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Обращает внимание на слова учащихся либо на их изолированные поступки

Стимулирует способность школьников к самовоспитанию

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Воспитуемость рассматривает только как послушание взрослым

При планировании воспитательных мероприятий опирается на изучение интересов школьников

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

План воспитательных мероприятий мало или никак не связан с особенностями личности учеников