Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1494
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18.10 Анкета «Какой Вы педагог»
Инструкция: дайте на ниже перечисленные вопросы ответ – «да» или нет.
-
Охотно ли Вы беретесь за подготовку новой темы занятий, не имеющей типовой разработки? -
Легко ли Вам отказаться от тех приемов воздействия на детей, которые Вы успешно применяли раньше? -
Быстро ли Вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом? -
Решительно ли Вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях? -
Умеете ли Вы дать безошибочную характеристику детям, с которыми работаете? -
Способны ли Вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми? -
Считаете ли Вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы, в разных ситуациях надо уметь применять разные стили? -
Легче ли Вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией образовательного учреждения? -
Хочется ли Вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в образовательном учреждении? -
Часто ли оказывается верным Ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника? -
Часто ли Вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками? -
Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы? -
Поощряете и наказываете ли Вы разных воспитанников по-разному за одинаковые поступки?
Суммируйте количество набранных Вами баллов, воспользовавшись следующей таблицей:
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Количество баллов за ответ | |||||||||||||
Да | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Нет | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 |
0-5 баллов. Вы – очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.
6-9 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с коллективом детей. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу. Организуйте и проводите больше коллективных мероприятий. Каждое проведенное мероприятие анализируйте с детьми.
10-14 баллов. Вы – хороший, знающий педагог. Однако не делайте все сами. Делегируйте проведение некоторых дел родителям, больше привлекайте детей.
14-18 баллов. Вы – грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценке людей. Советуем Вам быть тактичнее по отношению к товарищам, представителям администрации.
18.11 Диагностическая карта классного руководителя
Инструкция: уважаемый классный руководитель! В целях улучшения качества воспитательной работы и организации эффективного психолого-педагогического сопровождения классных руководителей, просим вас оценить предложенные утверждения.
№ | | Знаю хорошо | Есть некоторые затруднения | Нуждаюсь в помощи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Знание возрастных особенностей ребенка | | | |
2 | Вопросы психологии личности ученика | | | |
3 | Методы психологии для изучения личности ребенка | | | |
4 | Коррекция взаимоотношений учителя с учеником | | | |
5 | Составление психолого-педагогической характеристики классного руководителя | | | |
6 | Как создать сплоченный коллектив в классе | | | |
7 | Вопросы самоуправления в классе | | | |
8 | Работа с «трудными» учащимися | | | |
9 | Дисциплина учащихся | | | |
10 | Методы поощрения и наказания учащихся | | | |
11 | Составление плана воспитательной работы | | | |
12 | Выбор тематики классного часа – часа досуга (общения) | | | |
13 | Форма проведения классного часа | | | |
14 | Анкетирование, тестирование учащихся | | | |
15 | Организация КТД в классе | | | |
16 | Организация досуга в классе: - теория | | | |
- практика | | | | |
17 | Вопросы преемственности в воспитании между детским садом – начальной школой – средним звеном | | | |
18 | Основные направления и содержание работы с родителями | | | |
19 | Тематика родительских собраний | | | |
20 | Формы проведения родительских собраний | | | |
21 | Знание современной теории и практики аутотренинга | | | |
22 | Информация о новинках педагогической литературы | | | |
18.12 Оценка деятельности классного руководителя
№ | Критерии оценки | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Знание психолого-педагогических основ воспитания, особенностей возраста | Имеет общие представления о современных психолого-педагогических концепциях, возрастных особенностях современного школьника | Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, но редко применяет в работе, знает возрастные особенности учащихся | Владеет основами современной психолого-педагогической концепции воспитания, использует их как основу в работе |
2 | Знание содержания, форм и методов воспитания | Имеет общие представления о воспитательной работе, формах и методах воспитания. Беден общий кругозор. | Знает нормативные документы, эпизодически работает с методическими журналами | Глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в методической литературе по проблемам воспитания, в нормативных документах |
3 | Индивидуальный подход в воспитательной работе | Индивидуальный подход не обеспечивается | В основном обеспечивает индивидуальный подход | Систематически изучает особенности учащихся, ведет таблицу уровня воспитанности, осуществляет индивидуальную работу с каждым воспитанником |
4 | Педагогическое руководство и сотрудничество с учащимися, опора на ученическое самоуправление | Авторитарный стиль, несправедливость, срыв в отношениях с учащимися. Слабая помощь активу. Среди учащихся нет организаторов различных дел. | Соблюдается педагогический такт, осуществляется сотрудничество с учащимися. Большинство имеют разовые или постоянные поручения. Используется методика коллективно-творческой деятельности | Стиль старшего товарища во взаимоотношениях с учащимися, рациональная структура самоуправления. Коллективно-творческая деятельность как основа в организации жизнедеятельности |
5 | Умение планировать внеурочную воспитательную работу | План представляет собой набор мероприятий без учета интересов и особенностей воспитанников | Правильное (с учетом требований) планирование с опорой на интересы воспитанников | Четко и конкретно, с учетом уровня воспитанности, определяются цели и задачи воспитания. Планируется систематическая работа с учетом интересов обучающихся. |
6 | Формирование интереса к учебе, развитие познавательных потребностей учащихся | Слабое руководство познавательной деятельностью учащихся | Проводится работа по организации познавательной деятельности, формированию навыков самообразования | Имеет место система работы по развитию познавательных интересов, формированию культуры умственного труда, навыков самообразования |
7 | Совместная работа классного руководителя с учителями, работающими в классе | Слабые контакты с учителями, работающими в классе | Выполняет основные требования по работе с учителями-предметниками, периодически привлекая их к организации познавательной деятельности воспитанников | Тесный контакт с учителями в изучении возможностей учащихся, уровня их развития, в организации познавательной деятельности воспитанников |
8 | Взаимодействие классного руководителя с родителями | Слабые представления о воспитательных возможностях семей, участие родителей в воспитательной работе пассивное, в роли гостей | Владеет информацией о родителях и возможностях семей, привлекает к проведению некоторых воспитательных мероприятий, эпизодически проводит совместные дела | Хорошо знает семьи, их воспитательные возможности, активно привлекает их к воспитательной работе, систематически проводит совместные мероприятия. |
9 | Взаимодействие с социальным окружением | Информацией о проведении досуга вне школы владеет слабо. Возможности внешкольного учреждения практически не используются | Эпизодически используются возможности ближайшего социального окружения | Хорошо ориентируется и знает воспитательные возможности ближайшего окружения, использует их в воспитательной работе, общается с руководителями объединений, посещаемых учащимися вне школы, работает увлеченно |
10 | Отношение к классному руководству | К работе классного руководителя равнодушен | Относится к классному руководству с интересом | Любит и знает воспитательную работу |
18.13 Оценка основных показателей личности и эффективности труда преподавателя
(преподаватель глазами учащихся)
Инструкция: просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личностные качества ваших преподавателей. Оцените эти качества по пятибалльной шкале, где 5 баллов – качество проявляется практически всегда, 4 балла – качество проявляется часто, 3 балла – качество проявляется не всегда, 2 балла – качество проявляется редко, 1 балл – качество практически отсутствует.
№ | Качество | ФИО преподавателей |
1 | Излагает материал ясно, доступно, четко | |
2 | Выделяет и разъясняет наиболее сложные положения | |
3 | Выделяет главное в ходе занятий | |
4 | Умеет вызвать и поддержать интерес к своему предмету | |
5 | Контакт с группой и учет ее реакций | |
6 | Вызывает инициативу, самостоятельность мышления, побуждает к дискуссии | |
7 | Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно | |
8 | Культура речи, четкость дикции, темп изложения | |
9 | Внешний вид, жесты, мимика | |
10 | Ориентирует на профессию | |
11 | Прослеживается межпредметная связь | |
12 | Четко формулирует задачи на самостоятельную работу | |
13 | Творческий подход к преподаванию, интерес к своему делу | |
14 | Умеет снимать напряжение аудитории | |
15 | Эмоциональность, заинтересованность в успехах обучаемых, терпение и такт по отношению к ним | |
16 | Доброжелательность, энергичность | |
17 | Требовательность, строгость | |
18 | Объективность в оценке знаний | |
19 | Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения | |
20 | Насколько желателен контакт с преподавателем | |
| Средний балл: | |
18.14 Оценка профессиональной компетентности
1. Педагогическая деятельность учителя | ||
Ставит развивающие и воспитательные цели наряду с обучающими | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Ставит и реализует главным образом обучающие задачи |
Владеет вариативной методикой, то есть выбором одного методического решения из возможных | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Использует однообразные методические решения в обучении |
Стремится и умеет анализировать свой опыт | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Уходит от самоанализа под разными предлогами |
2. Педагогическое общение учителя | ||
Специально планирует коммуникативные задачи | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации |
Создает в классе обстановку доверия, психологической безопасности, дети открыты для общения и развития | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | В общении использует жесткие методы, исходит из непререкаемого авторитета учителя, дети напряжены |
Исходит из ценности личности каждого ученика | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Ученики воспринимаются как объект, средство, помеха |
3. Личность учителя | ||
Имеет устойчивую профессионально-педагогическую направленность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что ненадолго задержится в учительской профессии |
Имеет позитивную Я-концепцию, спокоен и уверен | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Очень неуверен в себе, тревожен, мнителен |
Работает творчески, применяет оригинальные приемы | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Работает главным образом по типовым методическим разработкам |
4. Обученность и обучаемость школьников | ||
Ставит задачи формирования у школьников умения учиться, поощряет их активные учебные действия и самоконтроль, опирается на изучение учащихся | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Задачи развития умения учиться у учащихся не ставит, дает знания в готовом виде, организуя только репродуктивную деятельность учащихся |
Развивает у школьников обучаемость, способность к самообучению | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Самостоятельность, инициативу учеников не поощряет |
Стремится наметить для отдельных детей индивидуальные программы | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Индивидуальный и дифференцированный подход минимален |
5. Воспитанность и воспитуемость школьников | ||
Стремится упрочить воспитанность как единство знаний, убеждений, поведения учеников | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Обращает внимание на слова учащихся либо на их изолированные поступки |
Стимулирует способность школьников к самовоспитанию | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Воспитуемость рассматривает только как послушание взрослым |
При планировании воспитательных мероприятий опирается на изучение интересов школьников | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | План воспитательных мероприятий мало или никак не связан с особенностями личности учеников |