Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине История (история России, всеобщая история).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
XVIII в. и область их деятельности:


1. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин

2. В. Беринг, А.И. Чириков

3. М.М. Щербатов, В.Н. Татищев

4. А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков

а) географические исследования

б) технические изобретения

в) литература

г) исторические исследования


2. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды:

1. Фонвизин Д.И.

2. Карамзин Н.М.

3. Державин Г.Р.

4. Сумароков А.П.

а) «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»;

б) «Недоросль», «Бригадир»;

в) «Хорев», «Синав и Трувор»

г) «Фелица», «Вельможа»


3.Какой архитектурный стиль приходит на смену русскому барокко во второй половине XVIII в.?

а) ампир;

б) шатровая архитектура;

в) монументализм;

г) классицизм.
4. Картина «Портрет крестьянки» написана:

а) Ф.С. Рокотовым

б) Д.Г. Левицким

в) И.П. Аргуновым

г) В.Л. Боровиковским
5. В 1719 г. в Петербурге был открыт музей для свободного посещения. Как он назывался?

а) Эрмитаж

б) Русский музей

в) Военно-морской музей

г) Кунсткамера
6. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XVIII в:


Историческийдеятель

Роддеятельности

Основныерезультаты

деятельности

Баженов В.И.

Кантемир А.Д.

Карамзин Н.М.

Крашенинников С.П.

Кулибин И.П.

Левицкий Д.Г.

Ломоносов М.В.

Ползунов И.И.

Посошков И.Т.

Сумароков А.П.








Литература
Академия наук в истории культуры России XVIII–ХХ веков [Текст]. – СПб., 2010.

Анохина, С.Л. Реформы в России XVIII–ХХ вв.: опыт и уроки [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Анохина. – М., 2009.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2002. С. 230–319.

Европейский выбор или снова «особый» путь [Текст]. – М., 2010.

История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004. С. 299– 321.

Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой [Текст] / А.Б. Каменский. – М., 2007.


Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000. С. 279–295, 321–326, 378–404.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 72–83, 203–207, 317–318, 419, 437–438.
Тема 6. Буржуазные реформы 2 половины ХIХ в.:

причины, содержание и последствия
Цели и задачи изучения темы

Цель самостоятельной работы – проанализировать причины, характер, сущность и последствия буржуазных преобразований второй половины ХIХ в., показать историческое значение реформ Александра II и Александра III с точки зрения различных измерений исторического процесса.

Методические рекомендации
Для реализации поставленной цели предполагается анализ следующих конкретных проблем:

- причины отмены крепостного права в России,

- власть и общество в процессе подготовки крестьянской реформы,

- содержание реформы 19 февраля 1861 г.,

- историческое значение отмены крепостного права в России;

- результаты крестьянской реформы с точки зрения различных концептуальных подходов;

- судебная реформа (новые принципы судопроизводства, судебные инстанции и их компетенция каждой из них, прогрессивные черты и недостатки новой судебной системы);

- земская реформа (избирательная система в новые органы местного самоуправления, структура и состав земств, сфера компетенции, хозяйственная деятельность и роль в общественно-политической жизни); городская реформа (избирательная система в органы городского общественного управления, их структура и состав, сфера компетенции);

- военная реформа (цель, упразднение рекрутской системы и новый устав о воинской повинности, модернизация вооружения); церковные преобразования, реформы высшего образования и народного просвещения;

- реформа в области печати;

- преобразования в финансовой сфере (учреждение Государственного банка, акцизная система сборов, централизация бюджетной политики). Оценка буржуазных реформ и роли Александра II представителями различных концептуальных подходов.

- преобразования Александра III («Временные правила» о печати, реформы в сфере образования и народного просвещения, реорганизация земского и городского самоуправления).

Задания


I. Заполните таблицу:
Реформы Александра II и Александра III

Сфера деятельности

Александр II

(1855-1881)

Александр III

(1881-1894)

Экономическая







Политическая







Духовнаяжизнь, культура







2. Отметьте причины отмены крепостного права в России.

а) оно тормозило осуществление промышленного переворота;

б) оно было невыгодно большинству помещиков, стремившихся перейти на использование наемной рабочей силы;

в) страна стояла перед угрозой новой пугачевщины;

г) оно консервировало военно-техническую отсталость России.

3. Отметьте черты крестьянской реформы 1861 г.:

а) немедленное освобождение крестьян с безвозмездным предоставлением земельного надела.

б) немедленное освобождение крестьян с предоставлением земельного надела за выкуп.

в) поэтапное освобождение крестьян с выкупом ими личной свободы у помещиков.

г) определение надела, отводимого освобожденным крестьянам по обоюдному согласию крестьян и помещика.
4. Представители, какого теоретического направления полагают, что отмена крепостного права и последующие реформы экономически созрели и знаменовали переход от феодализма к капитализму?

а) формационного;

б) либерального;

в) модернизационного;

г) цивилизационного.
5. Отметьте положения судебной реформы 1864 г.:

а) введение суда присяжных;

б) всенародные выборы судей;

в) придание Сенату функций высшей кассационной инстанции;

г) введение адвокатуры.
6. Отметьте мероприятия военных реформ в правление Александра II:

а) создание системы военных округов

б) введение рекрутских наборов в армию;

в) введение всесословной воинской повинности;

г) создание системы военных поселений.

Литература
Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.

Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860–1870-х гг.: поворотный пункт российской истории? [Текст] / Л.Г. Захарова // Отечественная история. – 2005. – № 4.


Иванова, Н.А. Сословное общество российской империи (XVIII – начало XX века) [Текст] / Н.А. Иванова, В.П. Желтова. – М., 2010.

Королева, Н.Г. Некоторые проблемы истории земского самоуправления в России в современной отечественной историографии [Текст] / Н.Г. Королева // Отечественная история. –2007. – № 4.

Куприянов, А.И. Городская демократия: выборы в русской провинции (вторая половина 1780-х – начало 1860-х гг.) [Текст] / А.И. Куприянов // Отечественная история. – 2007. –№ 5.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 83–88, 208–215, 318–328, 440.

Туманова, А.С. Общественность и формы ее самоорганизации в имперской России конца XVIII – начала XX вв. [Текст] / А.С. Туманова // Отечественная история. – 2007. – № 6.
Тема 7. Культура России в XIX в.
Цели и задачи изучения темы
Изучить культуру российского общества XIX в., выделить этапы в ее развитии, показать ее связь с внутренней политикой государства, определить место и значение русской культуры в мировой культуре, объяснить понятие «золотой век русской культуры», найти элементы европеизации в отечественной культуре.
Методические рекомендации
Изучая материал, в первую очередь обратите внимание на следующие моменты:

сохранялась ли в культуре России XIX в. преемственность с культурой XVIII в.?;

охарактеризуйте этапы в развитии культуры XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850 –1890-е годы);

изучите развитие различных сфер русской культуры в XIX в. (просвещение, наука, художественная литература, изобразительное искусство, архитектура, театр);

сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?

подведите итоги культурного развития страны;

оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.
Задания
1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки XIX в. и область их деятельности:


1. В.О. Ключевский,

С.М. Соловьев;

2. Н.Н. Миклухо-Маклай,

Н.М. Пржевальский;

3. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов;

4. А.Г. Столетов, А.С. Попов;

5. И.И. Левитан,

И.К. Айвазовский;

6. М.П. Мусоргский,

А.П. Бородин

а) географические исследования;

б) технические изобретения;

в) литература;

г) исторические исследования;

д) изобразительное искусство;

е) музыка



2.Соотнесите между собой фамилии художников и название картины.


1. И.Е. Репин

2. В.И. Суриков

3. А.К. Саврасов

4. В.Г. Перов

а) «Грачи прилетели»;

б) «Тройка»;

в) «Бурлаки на Волге»;

г) «Утро стрелецкой казни»


3. Отметьте композиторов, входивших в «Могучую кучку»:

а) М.А. Балакирев,

б) М.П. Мусоргский,

в) Н.А. Римский-Корсаков,

г) М.И. Глинка,

д) А.П. Бородин,

е) А.А. Алябьев.
4. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XIX в.:


Историческийдеятель

Роддеятельности

Основныерезультаты

деятельности

П.Я. Чаадаев

Н.М. Карамзин

И.О. Бестужев

А.И. Герцен

В.Г. Белинский

Ф.М. Достоевский

М.П. Мусоргский

И.И. Шишкин







Литература
Академия наук в истории культуры России XVIII–ХХ веков [Текст]. – СПб., 2010.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2002. С. 230–319.

Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. Минск, 2003. С. 472–478.

Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. С. 133–140.

История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004. С. 299– 321.

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000. С. 279–295, 321–326, 378–404.

Шульгин В.С., Зезина М.Р., Кошман Л.В. Культура России IX–XIX вв. М, 1996. С. 157–181, 182–210.
Тема 8. Первая русская революция
Цели и задачи изучения темы
Выявление политических, экономических, социальных причин, характера и движущих сил революционных событий 1905-1907 гг. в России; изучение основных этапов первой русской революции и их особенностей; рассмотрение итогов первой русской революции и их оценок в исторической литературе с точки зрения различных моделей измерения и объяснения.

Методические рекомендации
Для выполнения заданий по самостоятельной работе студентам рекомендуется изучить рекомендованную литературу, обращая внимание на:

- причины и особенности Первой русской революции