Файл: Лекция Педагогические основы вожатской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому отрядные вожатые должны позаботиться о создании доброжелательной обстановки в младшем отряде, научить ребят жить в коллективе, заботиться друг о друге, участвовать в общественно- полезных делах, бережно относиться к собственности лагеря, выполнять разнообразные поручения в отряде, соблюдать режим дня и дисциплину.
Средний возраст (10-11 лет)
Дети этого возраста обычно активны, жизнерадостны, заинтересованно относятся к той роли, которая им выпадает в отряде, охотно поддерживают товарищеские отношения, помогают друг другу в выполнении поручений, ценят в товарищах силу, ловкость, верность дружбе. Психологи отмечают у них интерес к окружающему миру, любознательность, увлечение спортом.
Ребята любят разучивать песни, особенно у костра, танцы. С большой охотой участвуют в подготовке театрализованных праздников и постановках,с удовольствием выступают перед малышами.
Воспитательная работа должна в основе своей иметь большое количество разнообразных и конкретных дел. Обязательно необходимо предусмотреть ролевое распределение обязанностей: каждая роль должна быть четко продуманна и постоянно оцениваться. Не стоит злоупотреблять беседами и обсуждениями: в этом возрасте детям ближе комплексные игры, КТД.
Основной деятельностью могут стать временные или постоянные поручения, с одним только условием: как и роль, каждое поручение должно быть четко обозначено содержательно, и оцениваться должен не только результат выполнения поручения, но и сам процесс выполнения.
Вожатому необходимо учитывать свойство быстрой сменяемости
интересов ребят этого возраста. Они быстро отвлекаются, если не привлечь чем- либо новым и ярким их внимание; быстро бросают начатое в случаях, когда цель предстоящей деятельности слишком отделена во времени, малопонятна, непривлекательна. Ребятам лучше всегда удаются дела короткие по объему, близкие и конкретные по результатам, если от замысла до завершения всем дело ясно и понятно.
Приучайте детей определять цель и планировать собственные действия. Средство – планирование и определение целей группой или коллективной деятельностью. В процессе целеполагания и планирования роль вожатого велика, но не уникальна. Научитесь следовать за предложениями детей, выводит коллективное обсуждение формулировок и этапов к ориентирам, которые вы считаете педагогически целесообразными, но дети при этом должны знать и верить, что полученные результаты (цель, план) – их достижение.
Отрядным вожатым, в чьем ведении дети среднего возраста, следует обращать внимание на развитие у них инициативности и самостоятельности,
на воспитание организаторских способностей и ответственности за порученные дела, нравственности, пробуждать интерес к познанию.
Участие и внимание вожатого очень значимы, важны, необходимо интересоваться впечатлениями, настроением, результатами выполнения (в первую очередь тех заданий, которые сами давали).
Подростки (12-14 лет)
Для ребят этого
возраста отрядный вожатый – старший друг.
Подросток в значительной мере утрачивает прежние способы самоутверждения (как «ребенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик или как девочка. Происходит переоценка себя и окружающих, в прежние понятия вкладывается новый смысл, изменяется видение привычных предметов и явлений. Вожатый должен помнить как о неизбежности повышения критичности по отношению к нему, его высказываниям и распоряжениям, советам, так и возможности стать объектом первой влюбленности. Будьте внимательны и корректны, предлагайте вашим детям игры, тренинги, тесты с целью больше узнать о себе и своих товарищах, определиться в нормах оценки, восприятия, поведения. Необходимо помнить, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, то есть он стремится занять достойное место в среде сверстников, играть в ней роль, ими одобряемую. Вожатый может помочь найти свое местов коллективе (ставить в позицию ответственного, менять роли, оценивать результативность с позиции закрепления настоящей или будущей успешностии т. п.).
Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому
отрядные вожатые и специалисты, работающие с детьми этого возраста, должны воздействовать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, ачерез отряд, через лидерскую группу. Замечания в форме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.
Обратите внимание на «общественное мнение» вашего отряда, в дальнейшем оно будет определять достаточно много как в жизни
коллектива,так и в процессе индивидуального развития каждого ребенка. Подростки стре-мятся занять определенное положение в коллективе. Они ставят перед собой такие
цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и, стремятся их достигнуть (хотя это не всегда соответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не только на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Вместе с тем подростки еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе.
Не избегайте разговоров с каждым ребенком о его планах, взглядах на жизнь, отношении к различным явлениям и объектам. Пытайтесь понять, какие ориентиры закладываются в основу самооценки, восприятия и отношений. При необходимости воспользуйтесь специальнымидиагностическими методиками и коррекционными играми.
Подростковый возраст - это времяпересмотра существующей вобществе системы норм и ценностей. В коллективе
подростков нередковозникают собственные моральные
требования,не совпадающие с моральными требованиями взрослых, (основа формирующейся субкультуры)Старайтесь не
противопоставлять формирующейся субкультуре привнесенные из мира взрослых нормы и традиции, прежде всего, вникните в суть данной субкультуры, в ее проявления и требования. Сделать это
возможно лишь посредством длительного, тесного контакта с детьми. Одним из важных отрядных ежедневных мероприятий является под-
ведение итогов, которое в лагере получило название «Вечерняя
свечка» или
«Вечернего огонька». Подготовленные вожатые используют в процессе проведения этого мероприятия элементы тренинга, что способствует развитию у ребят самосознания, стремления анализировать свои поступки и желания, познать себя. Популярностью пользуются тематические вечера, как
в корпусе, так и за территорией - встреча рассвета, солнца, вечер у костра, песни под гитару у костра. Такого рода мероприятия сближают детей, сплачивают временный коллектив. Работа отрядного вожатого направлена нато, чтобы детский коллектив стал своего рода семьей, в которой каждый бы чувствовал себя защищено, был уверен в том, что вожатый всегда придет к нему на помощь.
Не избегайте дискуссий и диспутов, круглых столов. Предлагайте детям поразмышлять и обсудить самые животрепещущие темы. Учите их культуре спора, аргументированию и доказательству собственной точки зрения, дискуссии.
Для мальчиков - это период переживаний, особенно, когда девочки начинают проявлять интерес к старшим мальчикам. Вот и появился еще один объект для разногласий и конфликтов. Старайтесь «реабилитировать» мальчиков в глазах девочек: придумывайте для них работу, которую только они и никто другой сделать не смогут (именно так и объясните девочкам, попросите поддержать мальчишек), включайте в план работы игры и КТД, в которых они смогут проявить себя.
Включите в план работы деловые игры, позволяющие отработать тот или иной навык. Закрепляйте и развивайте уже приобретенные навыки (напри- мер, планирование собственной деятельности,
Средний возраст (10-11 лет)
Дети этого возраста обычно активны, жизнерадостны, заинтересованно относятся к той роли, которая им выпадает в отряде, охотно поддерживают товарищеские отношения, помогают друг другу в выполнении поручений, ценят в товарищах силу, ловкость, верность дружбе. Психологи отмечают у них интерес к окружающему миру, любознательность, увлечение спортом.
Ребята любят разучивать песни, особенно у костра, танцы. С большой охотой участвуют в подготовке театрализованных праздников и постановках,с удовольствием выступают перед малышами.
Воспитательная работа должна в основе своей иметь большое количество разнообразных и конкретных дел. Обязательно необходимо предусмотреть ролевое распределение обязанностей: каждая роль должна быть четко продуманна и постоянно оцениваться. Не стоит злоупотреблять беседами и обсуждениями: в этом возрасте детям ближе комплексные игры, КТД.
Основной деятельностью могут стать временные или постоянные поручения, с одним только условием: как и роль, каждое поручение должно быть четко обозначено содержательно, и оцениваться должен не только результат выполнения поручения, но и сам процесс выполнения.
Вожатому необходимо учитывать свойство быстрой сменяемости
интересов ребят этого возраста. Они быстро отвлекаются, если не привлечь чем- либо новым и ярким их внимание; быстро бросают начатое в случаях, когда цель предстоящей деятельности слишком отделена во времени, малопонятна, непривлекательна. Ребятам лучше всегда удаются дела короткие по объему, близкие и конкретные по результатам, если от замысла до завершения всем дело ясно и понятно.
Приучайте детей определять цель и планировать собственные действия. Средство – планирование и определение целей группой или коллективной деятельностью. В процессе целеполагания и планирования роль вожатого велика, но не уникальна. Научитесь следовать за предложениями детей, выводит коллективное обсуждение формулировок и этапов к ориентирам, которые вы считаете педагогически целесообразными, но дети при этом должны знать и верить, что полученные результаты (цель, план) – их достижение.
Отрядным вожатым, в чьем ведении дети среднего возраста, следует обращать внимание на развитие у них инициативности и самостоятельности,
на воспитание организаторских способностей и ответственности за порученные дела, нравственности, пробуждать интерес к познанию.
Участие и внимание вожатого очень значимы, важны, необходимо интересоваться впечатлениями, настроением, результатами выполнения (в первую очередь тех заданий, которые сами давали).
Подростки (12-14 лет)
Для ребят этого
возраста отрядный вожатый – старший друг.
Подросток в значительной мере утрачивает прежние способы самоутверждения (как «ребенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик или как девочка. Происходит переоценка себя и окружающих, в прежние понятия вкладывается новый смысл, изменяется видение привычных предметов и явлений. Вожатый должен помнить как о неизбежности повышения критичности по отношению к нему, его высказываниям и распоряжениям, советам, так и возможности стать объектом первой влюбленности. Будьте внимательны и корректны, предлагайте вашим детям игры, тренинги, тесты с целью больше узнать о себе и своих товарищах, определиться в нормах оценки, восприятия, поведения. Необходимо помнить, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, то есть он стремится занять достойное место в среде сверстников, играть в ней роль, ими одобряемую. Вожатый может помочь найти свое местов коллективе (ставить в позицию ответственного, менять роли, оценивать результативность с позиции закрепления настоящей или будущей успешностии т. п.).
Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому
отрядные вожатые и специалисты, работающие с детьми этого возраста, должны воздействовать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, ачерез отряд, через лидерскую группу. Замечания в форме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.
Обратите внимание на «общественное мнение» вашего отряда, в дальнейшем оно будет определять достаточно много как в жизни
коллектива,так и в процессе индивидуального развития каждого ребенка. Подростки стре-мятся занять определенное положение в коллективе. Они ставят перед собой такие
цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и, стремятся их достигнуть (хотя это не всегда соответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не только на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Вместе с тем подростки еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе.
Не избегайте разговоров с каждым ребенком о его планах, взглядах на жизнь, отношении к различным явлениям и объектам. Пытайтесь понять, какие ориентиры закладываются в основу самооценки, восприятия и отношений. При необходимости воспользуйтесь специальнымидиагностическими методиками и коррекционными играми.
Подростковый возраст - это времяпересмотра существующей вобществе системы норм и ценностей. В коллективе
подростков нередковозникают собственные моральные
требования,не совпадающие с моральными требованиями взрослых, (основа формирующейся субкультуры)Старайтесь не
противопоставлять формирующейся субкультуре привнесенные из мира взрослых нормы и традиции, прежде всего, вникните в суть данной субкультуры, в ее проявления и требования. Сделать это
возможно лишь посредством длительного, тесного контакта с детьми. Одним из важных отрядных ежедневных мероприятий является под-
ведение итогов, которое в лагере получило название «Вечерняя
свечка» или
«Вечернего огонька». Подготовленные вожатые используют в процессе проведения этого мероприятия элементы тренинга, что способствует развитию у ребят самосознания, стремления анализировать свои поступки и желания, познать себя. Популярностью пользуются тематические вечера, как
в корпусе, так и за территорией - встреча рассвета, солнца, вечер у костра, песни под гитару у костра. Такого рода мероприятия сближают детей, сплачивают временный коллектив. Работа отрядного вожатого направлена нато, чтобы детский коллектив стал своего рода семьей, в которой каждый бы чувствовал себя защищено, был уверен в том, что вожатый всегда придет к нему на помощь.
Не избегайте дискуссий и диспутов, круглых столов. Предлагайте детям поразмышлять и обсудить самые животрепещущие темы. Учите их культуре спора, аргументированию и доказательству собственной точки зрения, дискуссии.
Для мальчиков - это период переживаний, особенно, когда девочки начинают проявлять интерес к старшим мальчикам. Вот и появился еще один объект для разногласий и конфликтов. Старайтесь «реабилитировать» мальчиков в глазах девочек: придумывайте для них работу, которую только они и никто другой сделать не смогут (именно так и объясните девочкам, попросите поддержать мальчишек), включайте в план работы игры и КТД, в которых они смогут проявить себя.
Включите в план работы деловые игры, позволяющие отработать тот или иной навык. Закрепляйте и развивайте уже приобретенные навыки (напри- мер, планирование собственной деятельности,