Файл: Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РС(Я).
ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»
Утверждаю:__________________
Зав.отделением _______________
«___»__________________20____
Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов
по дисциплине:
ПД. 01. РУССКИЙ ЯЗЫК
Специальность: 55.02.02 Анимация (по видам)
Очная форма обучения.
Курс 1
Группа АН21Б
Составила: Сидорова М.П.
Намцы 2021
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка………………….4 -
Перечень самостоятельных внеаудиторных работ студента……............7 -
Характеристика и требования к выполнению заданий..………………...9
3.1 Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов ……...9
3.2 Методические рекомендации по работе над подготовкой презентаций….11
3.3 Методические рекомендации по работе над индивидуальным проектом.13
3.4 Методические рекомендации по словообразовательному анализу……….14
3.5. Методические рекомендации по проведению комплексного анализа текста……..……………………………..14
3.6 Методические рекомендации по синтаксическому анализу …….……….14
IV. Перечень рекомендуемой литературы для изучения……………………....17
V. Приложения…………………………18
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Согласно требованиям ФГОС, внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени на её выполнение находят отражение:
- в рабочем учебном плане по каждой специальности;
- в рабочих программах учебных дисциплин.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 55.02.02 Анимация (по видам)
составлены с учетом требований ФГОС основного среднего образования и ФГОС СПО. Учебным планом ГАПОУ РС (Я) «Намский педагогический колледж им.И.Е.Винокурова» на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Русский язык» предусмотрено 57 часов.
Функции самостоятельной работы:
- информационно-обучающая;
- развивающая;
- ориентирующая;
- стимулирующая;
- воспитывающая
Методические рекомендации освещают виды и формы СРС по ключевым темам, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения дисциплины: анализ текста, текстовая деятельность, устная и письменная речь, проектная деятельность, использование учебно-вспомогательной литературы.
Основная цель методических рекомендаций состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным аспектам обучения русскому языку, позволяющих самостоятельно решать учебные задачи, выполнять разнообразные задания, преодолевать трудные моменты в отдельных видах СРС.
Результаты изучения дисциплины в соответствии с ФГОС:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку;
- понимание роли языка как основы успешной социализации личности;
- формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
- владение основными видами речевой деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка;
- сформированность умений создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров на метапредметном уровне;
- владение навыками самоанализа и самооценки собственной речи;
- умение анализировать текст;
- умение составлять различные тексты;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность представлений о системе стилей языка
Также обучение предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровнеознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:
1. Планирование.
2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.
3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.
4. Оценка самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общих знаний и умений;
- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Формы контроля обучающихся: сочинения, доклады, сообщения и др.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
– работа с первоисточниками;
– подготовка к занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);
– составление различных текстов;
– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями
Формы самостоятельной внеаудиторной работы имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность. Это: сообщения, доклад, подготовка презентаций, работа с текстом, анализ текста, кроссворд, индивидуальный проект.
Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.
-
Перечень самостоятельных работ студентов по учебной дисциплине
«Русский язык»
Наименование разделов и тем учебного курса | № самостоятельной работы | Виды и тематика самостоятельных работ | Кол-во часов, отведённых на выполнение |
Тема 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи» | 1,2 | Сообщение «Особенности построения текста, выполнение домашней работы» | 3 |
3,4 | Работа над индивидуальным проектом «Лексика и фразеология родного языка» (определение темы, постановка цели проекта) | 3 | |
5 | Сообщение «Основы ораторского искусства», выполнение домашней работы | 3 | |
6,7,8 | Работа над индивидуальным проектом «Лексика и фразеология родного языка» (работа над поиском проблемы проекта) выполнение домашней работы. | 3 | |
Тема 2 «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» | 9,10 | Доклад. Роль ударения в стихотворной речи, выполнение домашней работы. | 3 |
11 | Фонетический анализ слов, выполнение домашней работы. | 3 | |
12,13 | Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами, выполнение домашней работы. | 3 | |
Тема 3 «Лексикология и фразеология» | 14,15 | Доклад. Культура речи. Нормы русского языка, выполнение домашней работы. | 3 |
16,17 | Работа над индивидуальным проектом «Лексика и фразеология родного языка» (сбор и изучение информации, составление плана проекта) | 3 | |
18,19 | Работа над индивидуальным проектом Лексика и фразеология родного языка (выполнение запланированного, внесение изменений, презентация кроссворда) | 3 | |
Тема 4 «Морфемика, словообразование, орфография» | 20,21 | Словообразовательный анализ текста, выполнение домашней работы. | 2 |
22 | Сообщение. Строение русского слова, выполнение домашней работы | 2 | |
23 | Сообщение. Способы образования слов в русском языке, выполнение домашней работы | 2 | |
Тема 5 «Морфология и орфография» | 24,25,26 | Работа над индивидуальным проектом Самостоятельные части речи (определение темы, постановка цели проекта и др.) | 3 |
27 | Сообщение. Особенности употребления собирательных числительных, выполнение домашней работы. | 2 | |
28,29 | Работа над индивидуальным проектом Викторина-тест «Самостоятельные части речи» (сбор и изучение информации по теме проекта) | 2 | |
30,31 | Викторина-тест «Служебные части речи», выполнение домашней работы. | 2 | |
Тема 6 «Синтаксис и пунктуация» | 32 | Выполнение упражнений «Синтаксический разбор простого предложения» | 2 |
33 | Анализ ошибок и недочетов в построении простого предложения | 2 | |
34,35 | Составление схем простых и сложных предложений, составление предложений по схемам | 2 | |
36,37 | Анализ текста, выполнение домашней работы. | 2 | |
38 | Сообщение «Русская пунктуация и ее назначение» | 2 | |
39 | Подготовка презентации. Примеры текстов с различными знаками препинания Выполнение домашней работы. | 2 | |
Всего: 57 |
III. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
3.1 Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов
Сообщение - это информация, часто краткая, переданная от одного лица другому.
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, интернет-сайтов, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал.
Темы сообщений:
-
Особенности построения текста, выполнение домашней работы -
Основы ораторского искусства -
Строение русского слова, выполнение домашней работы -
Способы образования слов в русском языке -
Особенности употребления собирательных числительных -
Русская пунктуация и ее назначение -
Темы докладов:
-
Роль ударения в стихотворной речи, выполнение домашней работы -
Культура речи. Нормы русского языка, выполнение домашней работы
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
оформленную работу в виде презентации.
Методические указания / инструкция по подготовке сообщений
1. Сформулируй тему сообщения, правильно озаглавь свое сообщение.
2. Составь краткий или развернутый план сообщения.
3. B соответствии c планом проанализируй необходимую литературу: тексты, статьи.
Подбери цитаты, иллюстративный материал.
4. Выпиши необходимые термины, ключевые слова, речевые обороты.
5. Текст сообщения должен состоять из простых предложений и быть кратким.
6. Начни сообщение c фраз: я хочу рассказать o .., речь идет o ... .
7. Обозначь во вступлении основные положения, тезисы своего сообщения. Обоснуй, докажи фактами, проиллюстрируй эти тезисы.
8. Выделив в своем выступлении смысловые отрезки, установи между ними смысловые связи.
9. Особо подчеркни главное.
10. Закончи сообщение, обозначь результат, сделай вывод, подведи итог сказанному.
11. Вырази свое отношение к изложенному.
Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов, рефератов
1. Выбрать тему сообщения, доклада, реферата. Она должна быть актуальной, проблемной, конкретно сформулированной
2. Составить план сообщений, докладов, рефератов
3. Подобрать литературу по выбранной теме. Сделать все необходимые выписки. Важно:
источников должно быть не меньше 3-х
прочитать текст, разбить его смысловые на части, выделить непонятные слова, найти их значение
сделать необходимые выписки
4. Написать сообщение, доклад, реферат
5. Сообщение, доклад, реферат должно иметь определённую структуру:
Введение содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания сообщения, доклада, реферата
Основное содержание Тема раскрывается на 2-3 страницах. Материал содержит различные точки зрения на излагаемую тему. Материал разбивается на смысловые части. Каждая часть заканчивается выводом
Заключение В заключении автор выражает своё отношение к теме. Вывод не должен противоречить выводам каждой части
Список используемой литературы
Защита сообщений, докладов, рефератов
За 2-3 недели до защиты дать сообщение, доклад, реферат на рецензирование 2. Выступление не должно быть больше 7 минут. Автор называет тему сообщения, доклада, реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее кратко характеризуются использованные источники. Затем кратко излагаются основные идеи работы и выводы. В ходе выступления обязательно высказывается своё аргументированное мнение 3. Слушатели задают вопросы. Отвечать нужно кратко, корректно и чётко 4. Зачитывается рецензия (если имеется) Заключительное слово автора
Требования к оформлению сообщения:
А) графические требования:
Сообщение оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля 1 см. Разрешается двустороннее оформление сообщения на листе, объём сообщения не менее двух страниц. Оформление сообщения должно иметь ниже указанный вид.
Сообщение на тему: «Язык и речь» студента группы …(название группы) Сидорова Максима Петровича (Текст сообщения)
Список использованной литературы: 1. 2. 3.
Проверила: Иванова Л.П., преподаватель русского языка и литературы Оценка: подпись оценщика:
Б) требования к содержанию сообщения