ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Сущность менеджмента и его основных функций.
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Основные функции менеджмента:
-
планирование, -
организация, -
мотивация, -
коммуникация, -
управление, -
процессы разработки и принятия решений, -
контроль.
Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.
Цели менеджмента:
-
получение (увеличение) прибыли; -
повышение эффективности хозяйствования; -
удовлетворение потребностей рынка; -
решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
-
организация производства конкурентоспособных товаров; -
совершенствование производственного процесса; -
внедрение новейших наукоемких технологий; -
повышение качества продукции; -
снижение затрат на производство. -
2. Современные подходы к управлению: системный подход к управлению; смысл ситуационной концепции.
Системный подход
Представители: А. Слоан, П. Дюпон, Р. Скотт. Разработан в США в конце 60-х гг. 20 в.
Подразумевает рассмотрение организации как некоторой целостной, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого.
Зародился в конце 1950-х гг. В качестве взаимосвязанных элементов выступают люди, структура, задачи и технология.
К особенностям системного подхода относят:
-
четкое определение целей и установление их иерархии; -
достижение наилучших результатов при наименьших затратах; -
все возможные результаты деятельности широко и всесторонне оцениваются.
Между всеми элементами системы существуют связи двусторонние и многосторонние. Связи в системе осуществляются через такие процессы как:
-
коммуникации -
равновесие -
принятие управленческих решений
Системы подразделяются на два крупных вида: открытые (влияние только он внешней среды) и закрытые (независимо от среды).
Ситуационный подход
Представители: П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон.
Сущность состоит в увязке конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами.
Подход включает в себя четыре макроэтапа:
-
руководитель должен сформировать управленческую компетентность; -
предвидение возможных последствий; -
на основе требований максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов необходимо согласование выбранных руководителем приемов управления с конкретными условиями; -
ситуацию необходимо интерпретировать адекватно.
Большое число переменных влияет на эффективную работу организации. К внутренним относят ситуационные факторы, которые действуют внутри организации (цели, задачи, люди, структура, техника и технология), а внешние переменные формируются под воздействием решений, принятых управляющими организацией.
3. Внутренняя среда организации, определение переменных внутренней среды.
Каждая переменная - это важный фактор, влияющий на компанию в целом и требующий отдельного рассмотрения.
Понятие внутренней среды организации можно определить следующим образом — это совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним относятся миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал (в том числе организационный и человеческий потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик.
Все внутренние переменные взаимосвязаны. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).
Изменение одной из них в определенной степени влияет на нее другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства:
-
Цели -
Структура -
Задачи -
Технология
-
Люди
Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
4. Внешняя среда организации, её характеристики. Методы оценки внешней среды.
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие воздействие на её функционирование.
Основные характеристики внешней среды:
-
Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. -
Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию. -
Подвижность: относительная скорость изменения среды. -
Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.
Методы анализа и оценки
РЕSТ-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, влияющих на стратегию компании.
Матрица анализа внешних стратегических факторов необходима для выявления и планирования влияния внешних общественных сил на окружение компании. Для составления данной матрицы, в первую очередь, необходимо определить три или четыре наиболее явных фактора в экономическом, технологическом, политико-правовом и социокультурном окружении организации, в этом может помочь РЕSТ - анализ.
Профильная матрица конкурентов определяет основных конкурентов, анализируемой компании, а также их сильные и слабые стороны по отношению к ней.
Карта стратегических групп применяется при анализе конкурентной среды, для выявления конкурентов со схожими стратегиями. Она помогает значительно лучше понять конкурентное окружение компании, и группировать конкурентов по признаку.
Анализ сценария прогнозируемого развития используется для определения возможных тенденций развития организации и её конкурентов исходя из исторического развития.
Анализ макросреды позволяет определить степень влияния технологических, экономических, социокультурных и политико-правовых тенденций на деятельность компании и найти ответы на них. Всё это делается с помощью матрицы анализа внешних стратегических факторов, матрицы определения приоритетных внешних факторов и листа анализа конкуренции.
Метод SWOT. Методология SWOT- анализа, предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, а также возможностей и угроз внешней среды, а далее установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для разработки стратегий предприятия.
Метод составления профиля среды состоит из этапов: сначала в таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды, потом каждый из этих факторов оценивается по важности его в отрасли по шкале, далее рассчитывается интегральная оценка, которая показывает, на сколько важен тот или иной фактор для предприятия.
5. Контроль в управлении. Виды контроля, используемые в гостинице.
Контроль является широко распространенным явлением в жизни общества. Он переплетается с другими процессами, поэтому его важная роль в управлении финансово-хозяйственной деятельностью не всегда заметна. Для понимания роли контроля в системе деятельности предприятия необходим анализ этой функции управления.
Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. Следует контролировать все: предметы, людей, действия
Контроль, ориентированный на процесс, необходим для соблюдения формальных правил, в том числе обеспечивающих исправность технических устройств. Сотрудники должны, к примеру:
-
соблюдать последовательность и точность технологических процессов; -
выдерживать рецептуру; -
выполнять требования стандартов в обслуживании гостей; -
способствовать охране окружающей среды; -
действовать в соответствии с инструкциями по безопасности труда; -
выполнять правила санитарии и гигиены.
Контроль, ориентированный на процесс, должен защищать предприятие от человеческих ошибок, возможных при нарушении соответствующих инструкций. В частности, регулярно проверяется ведение автоматизированного управления при предоставлении услуг, что позволяет исключить управления (например, при учетных системах или системах безналичных расчетов).
Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. В области человеческих ресурсов он подразумевает анализ деловых и профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретных задач организации.
Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он в основном прерогатива их непосредственного начальника. Такой контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
Заключительный контроль имеет целью предотвращение ошибок в будущем. Он осуществляется достаточно поздно, чтобы реагировать на проблемы в момент их возникновения, но, во-первых, дает руководству информацию, полезную для последующего планирования аналогичных работ, а во-вторых, способствует мотивации.
6. Миссия и цели организации. Метод построения дерева целей. Технология SMART постановки целей.
Миссия - это причина, смысл существования предприятия.
Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Ее принятие позволяет четко определить назначение деятельности данного предприятия и не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы.
Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От ее правильного формулирования зависит слаженность работы персонала.
Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Дерево целей– это структурированная, построенная по иерархическому принципу, совокупность целей системы, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
Метод дерева целей ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а