Файл: Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:
Сообщение должно соответствовать заявленной теме
Сообщение должно содержать в себе три части: вводную часть, основную и заключение; данные части должны иметь логические переходы или связки. Сообщение должно включать в себя следующие аспекты:
язык как средство общения и форма существования национальной культуры
язык как система, основные уровни языка
русский язык в современном мире
речь и виды речевой деятельности
3.2. Методические рекомендации по работе над подготовкой презентаций
Цель: развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности.
Тема презентации:
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
готовую презентацию на выбранную тему в электронном варианте. Презентация составлена с учетом следующих требований:
- презентация представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).
- количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
- на первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- объем текста на слайде – не больше 7 строк;
- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
-значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
- особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д. соответствуют содержанию;
- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
- максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).
- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Оформление презентации.
Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1. Подумай, о чем ты хочешь рассказать в своей презентации. Составь план
презентации.
2. Проанализируй необходимую литературу. Подбери цитаты, иллюстративный материал.
3. Повтори слова, необходимые для составления комментария к презентации.
4. Текст слайда должен состоять из кратких и простых по грамматической структуре
предложений.
5. Иллюстрации должны отражать содержащуюся на слайде информацию.
6. Слайды должны быть логически последовательными.
7. Не забывай, что при представлении презентации комментарии к слайдам должны содержать больший объем информации, чем отражено на самом слайде.
8. Дизайн слайдов должен быть выдержан в едином стиле и не мешать восприятию содержащейся на нем информации.
3.3 Методические рекомендации по самостоятельной работе над индивидуальным проектом
Цель работы:
самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи).
Выполняй проект в следующем порядке:
Цель работы:
По итогам выполнения обучающийся должен представить: проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
3,4 Методические указания / инструкция по выполнению словообразовательного анализа:
безооблачный – облачный
Определяем, что помогло образовать новое слово (приставка, суффикс, приставка и суффикс, образовано отнятием суффикса, перешло из другой части речи, сложилось из разных корней.)
- приставочный (подводный - водный)
- суффиксальный (стульчик - стул)
- приставочно-суффиксальный (подводник - вода)
- бессуффиксный (выход - выходить)
- переход из другой части речи (дежурный - дежурный)
- сложение (основ, слов, аббревиация звуковая, буквенная):
1) основ: пароход
2) слов: кресло-качалка
3) звуковая аббревиация: ВУЗ
4) буквенная аббревиация: МВД
3.5 Методические рекомендации по проведению комплексного анализа текста
Цель: формирование умения анализировать текст.
Анализ текста начинается с выразительного чтения текста. Далее действуем по алгоритму. При работе с текстом необходимо использовать карандаш. Вся найденная информация должна быть подчёркнута.
1. Определяем тему текста.
2. Находим предложение, передающее основную мысль (вся важная информация находится в начале или в конце текста)
3. Определяем композицию текста или составляем план.
4. Даём характеристику героям на основании их поступков.
5. Раскрываем роль средств выразительности
3.6 Методические рекомендации по синтаксическому анализу
простого предложения
План разбора:
1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства) и обозначить, чем они выражены.
3. Дать характеристику предложению:
по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное;
по количеству основ – простое или сложное;
по характеру основы – двусоставное или односоставное;
по наличию второстепенных членов предложения – распространённое или нераспространённое;
осложнённое или неосложнённое (простое предложение обычно осложняют однородные члены предложения, вводные слова, уточняющие конструкции, обособленные определения и обстоятельства и т.д.).
Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения: Солнце, |ещё не вошедшее в силу|, греет бережно и ласково. Повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр., осложнённое однородными определениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Синтаксический анализ предложения - это полная характеристика предложения как основной синтаксической единицы. Синтаксический анализ начинаем с указания простое или сложное предложение.
Если это простое предложение, которое имеют только одну грамматическую основу (подлежащее + сказуемое или только сказуемое или подлежащее в односоставных предложениях), то далее указываем следующие характеристики простого предложения:
Затем предложение разбирается по членам предложения.
Солнце осветило макушки рыжих кленов.
простое предложение, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, неосложненное, полное.
Солнце осветило - грамматическая основа предложения.
Солнце - подлежащее, выраженное существительным единственного числа среднего рода 2 склонения в именительном падеже.
Осветило - простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом изъявительного наклонения единственного числа среднего рода прошедшего времени.
Осветило что? макушки - прямое дополнение, выраженное...
макушки чьи? кленов - несогласованное определение, выраженное...
кленов каких? рыжих - согласованное определение.
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2017.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2015.
3.Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М: Просвещение, 2014., – 286с.
Дополнительные источники:
1.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2014.
2.Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 2018.
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.
4. Словари.
Интернет-ресурсы
1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернетпо русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
3. Филологический портал Philology.ru
4. http://www.pomochnik-vsem.ru
5. http://www.gramma.ru/
Приложение 1
Образец оформления титульного листа сообщения(доклада)
Министерство образования и науки РС(Я).
ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»
Сообщение
по дисциплине…
тема: …………………………………………
Специальность:_________
Группа:________________
Выполнил:_____________
Руководитель:__________
Место издания, год издания
Приложение 2
Образец оформления презентации
Приложение 3
Шаблон и клише к сочинению по русскому языку
Сочинение пишется по определенному плану:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Что такое проблема?
Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
Сообщение должно соответствовать заявленной теме
Сообщение должно содержать в себе три части: вводную часть, основную и заключение; данные части должны иметь логические переходы или связки. Сообщение должно включать в себя следующие аспекты:
язык как средство общения и форма существования национальной культуры
язык как система, основные уровни языка
русский язык в современном мире
речь и виды речевой деятельности
3.2. Методические рекомендации по работе над подготовкой презентаций
Цель: развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности.
Тема презентации:
-
Примеры текстов с различными знаками препинания
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
готовую презентацию на выбранную тему в электронном варианте. Презентация составлена с учетом следующих требований:
- презентация представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).
- количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
- на первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- объем текста на слайде – не больше 7 строк;
- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
-значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
- особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д. соответствуют содержанию;
- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
- максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).
- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Оформление презентации.
-
Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления. -
Кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. -
Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. -
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). -
Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы)
Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1. Подумай, о чем ты хочешь рассказать в своей презентации. Составь план
презентации.
2. Проанализируй необходимую литературу. Подбери цитаты, иллюстративный материал.
3. Повтори слова, необходимые для составления комментария к презентации.
4. Текст слайда должен состоять из кратких и простых по грамматической структуре
предложений.
5. Иллюстрации должны отражать содержащуюся на слайде информацию.
6. Слайды должны быть логически последовательными.
7. Не забывай, что при представлении презентации комментарии к слайдам должны содержать больший объем информации, чем отражено на самом слайде.
8. Дизайн слайдов должен быть выдержан в едином стиле и не мешать восприятию содержащейся на нем информации.
3.3 Методические рекомендации по самостоятельной работе над индивидуальным проектом
Цель работы:
самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи).
Выполняй проект в следующем порядке:
-
Выбери с помощью преподавателя тему -
Выдвини гипотезу -
Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.) -
Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью преподавателя -
Выполни теоретическую и практическую части проекта -
Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия -
Напечатай графическую часть проекта -
Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы -
Защити проект -
Обсуди в группе свой проект и его защиту. Проведи самооценку. -
Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок -
Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фото- и копировальные аппараты, Интернет -
Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией -
Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь -
Всегда помни о своем здоровье -
Используй знания по любым дисциплинам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях -
По всем вопросам нужно обращаться к руководителю проекта.
Цель работы:
По итогам выполнения обучающийся должен представить: проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
3,4 Методические указания / инструкция по выполнению словообразовательного анализа:
-
Находим слово, от которого образовано наше слово. Можно пробовать отнимать по одной морфеме:
безооблачный – облачный
Определяем, что помогло образовать новое слово (приставка, суффикс, приставка и суффикс, образовано отнятием суффикса, перешло из другой части речи, сложилось из разных корней.)
-
Подписываем способ:
- приставочный (подводный - водный)
- суффиксальный (стульчик - стул)
- приставочно-суффиксальный (подводник - вода)
- бессуффиксный (выход - выходить)
- переход из другой части речи (дежурный - дежурный)
- сложение (основ, слов, аббревиация звуковая, буквенная):
1) основ: пароход
2) слов: кресло-качалка
3) звуковая аббревиация: ВУЗ
4) буквенная аббревиация: МВД
3.5 Методические рекомендации по проведению комплексного анализа текста
Цель: формирование умения анализировать текст.
Анализ текста начинается с выразительного чтения текста. Далее действуем по алгоритму. При работе с текстом необходимо использовать карандаш. Вся найденная информация должна быть подчёркнута.
1. Определяем тему текста.
2. Находим предложение, передающее основную мысль (вся важная информация находится в начале или в конце текста)
3. Определяем композицию текста или составляем план.
4. Даём характеристику героям на основании их поступков.
5. Раскрываем роль средств выразительности
3.6 Методические рекомендации по синтаксическому анализу
простого предложения
План разбора:
1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства) и обозначить, чем они выражены.
3. Дать характеристику предложению:
по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное;
по количеству основ – простое или сложное;
по характеру основы – двусоставное или односоставное;
по наличию второстепенных членов предложения – распространённое или нераспространённое;
осложнённое или неосложнённое (простое предложение обычно осложняют однородные члены предложения, вводные слова, уточняющие конструкции, обособленные определения и обстоятельства и т.д.).
Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения: Солнце, |ещё не вошедшее в силу|, греет бережно и ласково. Повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр., осложнённое однородными определениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Синтаксический анализ предложения - это полная характеристика предложения как основной синтаксической единицы. Синтаксический анализ начинаем с указания простое или сложное предложение.
Если это простое предложение, которое имеют только одну грамматическую основу (подлежащее + сказуемое или только сказуемое или подлежащее в односоставных предложениях), то далее указываем следующие характеристики простого предложения:
-
.вид по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное); -
вид по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное);
-
вид по составу (двусоставное или односоставное); -
по наличию второстепенных членов распространенное или нераспространенное; -
осложненное или неосложненное оборотами, однородными членами предложения, обособленными членами и пр. -
полное или неполное (если нет одного главного члена предложения)
Затем предложение разбирается по членам предложения.
Солнце осветило макушки рыжих кленов.
простое предложение, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, неосложненное, полное.
Солнце осветило - грамматическая основа предложения.
Солнце - подлежащее, выраженное существительным единственного числа среднего рода 2 склонения в именительном падеже.
Осветило - простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом изъявительного наклонения единственного числа среднего рода прошедшего времени.
Осветило что? макушки - прямое дополнение, выраженное...
макушки чьи? кленов - несогласованное определение, выраженное...
кленов каких? рыжих - согласованное определение.
-
Перечень используемой литературы для изучения:
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2017.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2015.
3.Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М: Просвещение, 2014., – 286с.
Дополнительные источники:
1.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2014.
2.Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 2018.
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.
4. Словари.
Интернет-ресурсы
1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернетпо русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
3. Филологический портал Philology.ru
4. http://www.pomochnik-vsem.ru
5. http://www.gramma.ru/
-
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Образец оформления титульного листа сообщения(доклада)
Министерство образования и науки РС(Я).
ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»
Сообщение
по дисциплине…
тема: …………………………………………
Специальность:_________
Группа:________________
Выполнил:_____________
Руководитель:__________
Место издания, год издания
Приложение 2
Образец оформления презентации
-
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): ___________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя |
-
Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. |
-
Третий слайд
Литература: |
-
Четвертый слайд и т.д.
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |
Приложение 3
Шаблон и клише к сочинению по русскому языку
Сочинение пишется по определенному плану:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Что такое проблема?
Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.