Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 553
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Суточные биоритмы наиболее знакомы человеку (рис. 73). Они формируются к концу 3 недели жизни ребенка. В целом, многие органы и системы организма наиболее активны днем
Рис. 73. Изменение работоспособности у человека на протяжении суточного цикла
Рис. 74. Распределение работоспособности у «жаворонков» (а) и «сов» (б)
516
(около 16 час.) и наименее деятельны ночью (около 4-5 час). В зависимости от времени суток варьируют также смертность человека (наибольшая около 4-х час), чувствительность клекарствам, рентгеновским облучениям идругим воздействиям, что учитывается в хронотерапии.
Среди населения по индивидуальным типам суточных биоритмов различают людей, имеющих наибольшую активность функций и наибольшую работоспособность в утренние часы—с 9 до ІЗ час. (рис. 74), называемых «жаворонками» (их около 20-25%); наиболее активных вечером с 21 часадо 1 часа ночи— «сов» (около 30-40%) и активных в течение всего дня — аритмиков (около 50%). Наличие этих биоритмов оказывает влияние на спортивную деятельность. Спортсмены с утренним типом суточного цикла более эффективно тренируются и лучше выступают на соревнованиях в утренние часы, а спортсмены с вечерним типом, соответственно, — в вечернее время.
При различных экстремальных воздействиях и тяжелых состояниях возникает рассогласование периодичности функций— д е -синхроноз (при действии алкоголя, наркотиков, болезнях, смене часовых поясов, перетренированности спортсменов). При смене часовых поясов происходит постепенная перестройка суточных биоритмов, для чего требуется 1-2 недели. У женщин-спортсменок эта перестройка происходит быстрее, чем у мужчин-спортсменов, у юных спортсменов 14-16-ти лет быстрее, чем у взрослых спортсменов.
Рис. 75. Графическое изображение физического (а), эмоционального (б) и интеллектуального (в) циклов человека
517
Рис. 76. Изменение величин прироста результатов (в %) по отношению к каждому предыдущему году: А —у 16 легкоатлеток — призеров Олимпийских игр 1980 г. в беге на 400, 800 и 1500 м; Б —у 67 сильнейших
метателей мира
(по: Шапошникова В.И., 1984)
Обнаружено, что у многих спортсменов доминируют недельные и 2-х недельные биоритмы — по показателям минутного объема дыхания, частоты сердцебиения, PWC , температуре и массе тела, энергетическому обмену, что является основой планирования микроциклов тренировочного процесса.
К околомесячным биоритмам (18-37 суток) можно отнести специфический биологический цикл женского организма — овариально-менструальный цикл — в среднем 28 дней, связанный с фазами лунного цикла, а также широко известные «Флиссовские» биоритмы — физический, эмоциональный и интеллектуальный (рис. 75).
Физический ритм с периодом 23 дня связан с колебаниями работоспособности, энергии организма; эмоциональный ритм (28 дней) — с изменениями настроения, реактивности организма; интеллектуальный (33 дня) — с переменами умственной работоспособности,
сообразительности, памяти. Переходы от наивысших проявлений этих функций к наименьшим через нулевую линию являются самыми тяжелыми для организма. Это так называемые критические дни, когда проявляется нестабильность и возможны нарушения соответствующих функций. В среднем, критические дни одного из указанных 3-х циклов происходят примерно 1 раз в 6 дней, совпадения критических дней 2-х циклов (двойные критические дни) — 6 раз в году, а тройные — 1 раз в году (это самый опасный день). Чем выше уровень тревожности у человека, тем ярче проявляются околомесячные биоритмы. У спокойных, уверенных в себе людей амплитуда периодических колебаний функций выражена гораздо меньше.
На работоспособность человека большое влияние оказывают сезонные, годичные биоритмы, особенно снижая его
518
возможности во время полярной ночи в Заполярье, при резких колебаниях климата на Дальнем Востоке.
Большой статистический материал накоплен по изменению состояния здоровья и результативности спортивной деятельности на протяжении многолетних биоритмов (рис.76). При этом выявлены достоверные их половые различия. У высококвалифицированных женщин-спортсменок основные достижения на чемпионатах мира и Олимпийских играх имеют колебания с периодом 2 года, а у мужчин-спортсменов — с периодом 3 года (Шапошникова В. И., 1984).
Знание индивидуальных особенностей и половой дифференциации биоритмов необходимо педагогу и тренеру для рационального планирования процесса спортивной тренировки и составления длительных прогнозов в спорте. Их учет в тренировочном процессе не только позволит наиболее эффективно адаптировать спортсмена к нагрузке и получить высокие результаты, но и сохранить при этом здоровье и долголетие спортсмена.
519
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном Учебнике в краткой форме изложены особенности функционирования организма человека в обычных условиях, при спортивной деятельности и в процессе индивидуального развития. Знакомство с функциями различных органов и систем в названных условиях позволяет сформулировать несколько общих положений, касающихся интегративной деятельности организма человека в целом.
С позиций системного подхода, одно из них состоит в том, что в основе жизнедеятельности организма как единого целого лежит совокупная работа функциональных систем в их взаимодействии, что оп -ределяет сложные процессы адаптации к внешней и внутренней среде организма. Возникнув на основе условно-рефлекторной теории И. П. Павлова, представления о функциональных системах явились ее дальнейшим творческим развитием. Вместе с тем, в процессе собственного развития сама теория функциональных систем вышла за рамки классической рефлекторной теории и оформилась в самостоятельный принцип организации физиологических функций.
Функциональные системы имеют отличную от рефлекторной дуги циклическую динамическую организацию, вся деятельность составляющих компонентов которой направлена на обеспечение различных полезных для организма результатов. Такое представление о характере функционирования организма имеет исключительное значение для понимания и решения прикладных проблем спортивной и возрастной физиологии.
Следующее положение касается поддержания постоянства внутренней среды организма. Для сохранения гомеостаза и осуществления регуляции основных жизненных функций в процессе эволюции сформировались две основные системы — нервная и эндокринная, работающие во взаимодействии между собой при осуществлении любой деятельности человека.
Реализация индивидуального поведенческого приспособления человека к изменяющимся условиям среды осуществляется прежде всего благодаря высшей нервной (психической) деятельности, представляющей собой интегративную работу коры головного мозга. При введении этого понятия И. П. Павлов определил его отличия от низшей нервной деятельности. Последняя объединяет
520
совокупность безусловных рефлексов и некоторых гормональных влияний, обеспечивающих координированную работу организма, направленную прежде всего на поддержание постоянства его внутренней среды. При этом сохранение гомеостаза в существенной мере зависит от регулирующего влияния ЦНС на физиологическую активность эндокринных желез, осуществляемого через гипотшіамус.
В сохранении постоянства внутренней среды огромное значение имеет способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ. Эта защита осуществляется посредством иммунных и фагоцитарных реакций, эффективность которых определяется, прежде всего, функциональным состоянием системы крови.
И, наконец, изучение функций организма постулирует положение о том, что человек обладает огромными резервными возможностями, которые реализуются при адаптации к экстремальным факторам среды. Исследователям еще многое не известно об интимных физиологических процессах, происходящих в организме в таких условиях. И хотя современной классической физиологии исполнилось почти 400 лет, она и сейчас продолжает интенсивно развиваться. Можно полагать, что успехи физиологической науки на основе использования современных технологий раскроют некоторые механизмы адаптации и резервы человеческого организма в экстремальных условиях среды, прежде всего при чрезмерных физических и психических нагрузках.
Прикладное использование данных любой науки оправдано лишь в том случае, когда их достоверность утверждается в повторных исследованиях, когда выявлены стоящие за ними закономерности, когда создана соответствующая теория. Поэтому в Учебнике мы пытались изложить только общепринятые, устоявшиеся, теоретически обоснованные и подтвержденные практикой сведения по физиологии человека в различных условиях его деятельности. Важно также подчеркнуть, что ряд представленных нами материалов по дисциплине ранее в учебной литературе не рассматривался.
Все изложенное выше указывает на необходимость регулярной коррекции и переиздания учебников и учебных пособий по различным разделам физиологии человека.
521
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................................................................................................3
Часть I
ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...................................................................................7
1. Введение. История физиологии................................................................7
1.1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение
для физической культуры и спорта.........................................................7
1.2. Методы физиологических исследований .........................................8
1.3. Краткая история физиологии...........................................................9
2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия.................10
2.1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей.....11
2.2. Нервная и гуморальная регуляция функций.................................12
2.3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы..............13
2.4. Гомеостаз........................................................................................14
2.5. Возникновение возбуждения и его проведение.............................15
3. Нервная система......................................................................................18
3.1. Основные функции ЦНС...............................................................18
3.2. Основные функции и взаимодействия нейронов..........................19
3.3. Особенности деятельности нервных центров.................................22
3.4. Координация деятельности ЦНС...................................................26
3.5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга......................................................................................................30
3.6. Вегетативная нервная система........................................................35
3.7. Лимбическая система......................................................................38
3.8. Функции коры больших полушарий .............................................39
4. Высшая нервная деятельность................................................................44
4. 1.Условия образования и разновидности условных рефлексов.........44
4.2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов..............47
4.3. Динамический стереотип................................................................48
4.4.Типы высшей нервной деятельности, I и II сигнальная система .. 48
5. Нервно-мышечный аппарат....................................................................50
5.1. Функциональная организация скелетных мышц...........................50
5.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна......52
5.3. Одиночное и тетаническое сокращение. Электромиограмма.........54
5.4. Морфофункциональныеосновы мышечной силы.........................57
5.5. Режимы работы мышцы..................................................................60
5.6. Энергетика мышечного сокращения..............................................62