Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 557
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть III
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ......................................................................364
1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека...................................................................................364
1.1. Периодизация и гетерохронность развития.................................364
1.2. Сенситивные периоды..................................................................366
1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.............................................................................................369
1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст.............................................................................371
2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 375
2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................375
2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................382
2.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания........................383
2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии..............386
2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции ............................................................388
2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам....................391
3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.................411
3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................411
3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................416
і 526
3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания..........................419
3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы 422
3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии..........427
3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам.....................429
4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе .. 448
4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.............................................................449
4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры..............................................................................................451
4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников и состояние их здоровья..............................................................................................453
4.4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников........................................................................................460
5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам....................................465
5.1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма......................................................................465
5.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем ................................................................468
5.3. Возрастные особенности регуляторных систем ............................473
5.4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам ......................................476
6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста........................................................................................487
6.1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности......................................................................487
6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответныхдействий............................489
6.3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга...............................................................................492
6.4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности .. 495
7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста..............496
7.1. Моторные асимметрии у человека, их возрастные особенности .. 496
7.2. Сенсорные и психические асимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии.........................................................................................498
7.3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов..........501
7.4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии.................................................505
8. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменови их развитие в онтогенезе..................................................507
8.1. Индивидуально-типологические особенности человека..............508
8.2. Развитие типологических особенностей вонтогенезе..................510
8.3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их
у чет в тренировочном процессе..........................................................512
8.4. Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека.............................................515
Заключение...............................................................................................520
527
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ......................................................................364
1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека...................................................................................364
1.1. Периодизация и гетерохронность развития.................................364
1.2. Сенситивные периоды..................................................................366
1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.............................................................................................369
1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст.............................................................................371
2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 375
2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................375
2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................382
2.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания........................383
2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии..............386
2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции ............................................................388
2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам....................391
3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.................411
3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................411
3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................416
і 526
3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания..........................419
3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы 422
3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии..........427
3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам.....................429
4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе .. 448
4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.............................................................449
4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры..............................................................................................451
4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников и состояние их здоровья..............................................................................................453
4.4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников........................................................................................460
5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам....................................465
5.1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма......................................................................465
5.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем ................................................................468
5.3. Возрастные особенности регуляторных систем ............................473
5.4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам ......................................476
6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста........................................................................................487
6.1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности......................................................................487
6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответныхдействий............................489
6.3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга...............................................................................492
6.4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности .. 495
7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста..............496
7.1. Моторные асимметрии у человека, их возрастные особенности .. 496
7.2. Сенсорные и психические асимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии.........................................................................................498
7.3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов..........501
7.4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии.................................................505
8. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменови их развитие в онтогенезе..................................................507
8.1. Индивидуально-типологические особенности человека..............508
8.2. Развитие типологических особенностей вонтогенезе..................510
8.3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их
у чет в тренировочном процессе..........................................................512
8.4. Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека.............................................515
Заключение...............................................................................................520
527