Файл: Лоббизм и gr теория и практика Тема Теория gr основные понятия и концепции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1587

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лоббизм и GR: теория и практика
Тема 1.
Теория GR: основные понятия и концепции
Цели изучения темы:

изучение основных понятий в области GR и лоббизма

изучение основных теоретических концепций и практических подходов к GR
Задачи изучения темы:

изучить понятие и концепт «government relations», его особенности как коммуникационного менеджмента и соотношение с другими родственными понятиями (лоббизм, public affairs и др.)

изучить различные подходы к методологии исследования GR и лоббизма

рассмотреть формы реализации на практике GR-менеджмента
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:

сущность «government relations», его особенности

соотношение GR и лоббизма

субъектный и объектный состав GR-менеджмента

методологию исследования GR и лоббизма
Уметь:

определять функционал GR как профессиональной деятельности, а также профессиональные навыки, качества и знания GR-специалиста

формулировать типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга
Владеть:

навыками оценки эффективности работы GR-департамента и GR-менеджеров
Учебные вопросы темы:
1. Сущность «government relations», его особенности.
2. Соотношение GR и лоббизма.
3. Субъекты и объекты GR.
4. Методология исследования GR и лоббизма.
5. GR как профессиональная деятельность. Профессиональные навыки, качества и знания GR-специалиста.
6. GR-департамент. Организационная структура и функции. Консалтинговая компания. Оценка эффективности работы GR-департамента и GR- менеджеров.

7. Консалтинговая компания. Типовые задачи, цикл и функции GR- консалтинга.
Вопрос 1.1. Сущность «government relations», его особенности
Любое государство регулирует экономику, определяет правила работы всех участников экономических отношений на своей территории, да и в целом правила жизнедеятельности общества. С другой стороны, государство является крупным заказчиком и источником преференций, так как имеет собственные экономические потребности, а также стремится развивать экономику в целях поддержания жизнедеятельности общества. Правящие элиты стремятся обеспечить устойчивое развитие страны, рост благосостояния граждан, но новые вызовы и ожидания общества требуют пополнения бюджета и усиления контроля за бизнесом по важным для общества проблемам: экология, цифровизация, эпидемии. Новые вызовы эпохи, развитие новых отраслей экономики 21 века требуют формирования и новых форм отношений между государством, бизнесом и обществом, их развития в сторону прозрачности и разнообразия. Поэтому в области науки и менеджмента появилось новое направление исследований и практики — govern relations — взаимодействие с органами власти.
В первую очередь определимся с понятием «взаимодействие», так как традиционно отношения между органами власти и бизнесом, властью и обществом понимаются как управленческие, где органы власти выступают управляющей подсистемой, а общество и бизнес — управляемой. Взаимодействие предполагает не только целенаправленные и упорядоченные отношения разностатусных акторов, но все прочие возможные отношения, в которых те же акторы могут выступать и на равных, и с противоположных позиций.
Учитывая, что ресурсы общества и государства ограничены, наиболее рациональным и выгодным для всех участников видом взаимодействия в стратегическом плане представляется кооперация, однако конкуренция и конфликты также возникают ввиду эгоистичности участников, которые стремятся к удовлетворению собственных интересов, несовпадения этих интересов.
На этом фоне все больший интерес и распространение получила профессиональная деятельность по взаимодействию с органами государственной власти — Government Relations (далее — GR). Специалисты в этой области охватывают весь спектр возможных контактов и форм взаимодействия с властью: лоббизм, разрешение конфликтных ситуаций, донесение позиции той или иной организации или ассоциации до соответствующего органа власти, формирование имиджа организации в глазах власти и так далее. Такой профессиональный подход признается достаточно эффективным и результативным как со стороны заказчиков
(организаций и их объединений), так и органами власти, которые заинтересованы в получении объективной информации по формализованным каналам относительно готовящихся решений и о реализации принятых решений.
Люди, принимающие решения, пишущие законы, не могут знать всех тонкостей работы отрасли, рынка так, как знает его бизнес. И им важна обратная связь, чтобы законы и нормы, которые они принимают, были исполнимы и полезны обществу. Работая в сфере коммуникаций, необходимо чувствовать дух закона и времени: без этого невозможно выстраивать конструктивный диалог и вырабатывать правовые условия — действительно актуальные, полезные и для государства, и для общества.
Однако модель взаимодействия включает не только технологии взаимодействия. Согласно модели взаимодействия Джорджа Хоманса, люди

вступают во взаимодействие, опираясь на свой опыт и взвешивая затраты с возможными приобретениями, то есть в основе взаимодействия лежит выгодный обмен для участника, а взаимодействие в принципе возможно только с теми лицами и группами, которые могут помочь в достижении целей некоторого субъекта, принимающего решение о начале взаимодействия. Важно, что если ожидания субъектов по поводу вознаграждения не оправдаются, то мотивация и интерес к взаимодействию и обмену резко снижаются.
Таким образом, имея желание наладить взаимодействие в целях реализации собственных интересов, субъект должен обозначить второй стороне предложение, обеспечивающее удовлетворение потребностей второй стороны, либо убедить вторую сторону в том, что помощь первому участнику ей выгодна. Конечно, идеальна ситуация, когда цели и интересы сторон взаимодействия общие.
Соответственно, для поддержания длительного взаимодействия важно «оплачивать» ожидания других участников.
Сущность GR-менеджмента заключается в управлении коммуникациями негосударственной организации с органами власти в контексте их интересов бизнеса, общества и государства.
Вопрос 2. Соотношение GR и лоббизма
Термин «Government Relations» пришел из английского языка, но его не стоит переводить дословно, так как и в международной практике, и в России, и в области науки он уже наполнился особым смыслом, который необходимо прояснить. Кроме того, отграничить понятие GR от других близких понятий: лоббизм, advocacy, public affairs (публичные дела), связи с общественностью (public relations). Все это — направления коммуникационного менеджмента, но разной природы и с разными целями.
Исторически первым появилось понятие лоббизма (от англ. lobbyism от lobby,
«кулуары») — это воздействие со стороны негосударственных структур и лиц на органы государственной власти с целью принятия этими органами власти определенных решений. Как правило, лоббизм предполагает взаимодействие с законодательными органами власти или с регулятором (например, профильным министерством), определяющим правила работы бизнеса. Лоббист не является чиновником, но представляет интересы негосударственных структур в органе власти. Такое взаимодействие бизнеса и чиновников воспринимается негативно, как потенциально коррупционное. И так было с самого начала. Поэтому очень быстро потребовался новый термин для обозначения цивилизованного взаимодействия бизнеса и власти — подчеркнуто законного и этичного. И в европейской практике возник термин — government relations — как лоббизм без коррупции.
В некоторых странах на сегодня лоббизм легален: есть правила регистрации лоббистов, порядок проведения лоббистских компаний. Основная задача такого подхода — сделать прозрачными для общества интересы, которые защищают лоббисты. В разных странах по-разному регулируются методы лоббисткой деятельности. Где-то бизнесу запрещено финансировать избирательные кампании политиков, а где-то это нормальная практика. На некоторые формы работы лоббистов есть запрос со стороны государства, например, на экспертизу или оценку общественного мнения по законопроекту. В самом широком смысле к лоббизму можно отнести и акции протеста, и направление писем и петиций в органы власти, так как эти действия имеют цель повлиять на решение органа власти.
На самом деле такое широкое толкование ближе к другому англоязычному термину — advocacy, то есть продвижение интересов в принципе, через любые структуры, любыми заинтересованными лицами. Сюда тогда попадут и отношения

разных ветвей власти между собой, например, когда министерство здравоохранения добивается расширения финансирования отрасли на следующий год. Или когда говорят, что президент страны лоббирует какой-то законопроект.
Но в строго современном научном понимании лоббизм не охватывает взаимодействие органов власти друг с другом. Это всегда отношения между властью и субъектами, властью не являющимися.
Под лоббизмом в научном смысле понимают способ воздействия представителей негосударственных организаций на государственные органы и органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими решений в соответствии с потребностями групп интересов.
Тогда лоббистом можно считать физическое лицо, не состоящее на госслужбе в органе власти, принимающим решение. Также лоббизм реализуется на уровне международных организаций. Лоббизм существует там, где есть центры принятия государственных решений.
Замена термина «лоббизм» на одно из вышеуказанных понятий применяется лоббистами, чтобы смягчить негативное отношение к ним части населения.
Например, в США одна из старейших ассоциаций Американская лига лоббистов в
2013 году была переименована в Ассоциацию профессионалов по связям с органами власти.
Public affairs — субститут термина «лоббизм» (последний ассоциируется с коррупцией и криминалом). Это функциональная область, включающая:
 цивилизованный лоббизм
 взаимодействие со стейкхолдерами (неполитическое и нефинансовое взаимодействие)
 взаимодействие со СМИ
 продвижение интересов при помощи общественных движений
Может выступать как отдельным направлением работы, но и входить в функционал GR-специалистов как отдельная технология.
Лоббистская деятельность неразрывно связана с работой общественных организаций, создаваемых в форме различных объединений, зачастую специально для отстаивания политических, корпоративных, профессиональных, гильдиевых, демографических и иных групповых интересов различных социальных общностей.
Лоббизм — законный способ донести точку зрения компании или целой отрасли до органов власти.
Government Relations — направление менеджмента, целью которого является согласование интересов организаций с интересами органов государственной власти различного уровня для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития.
Понятие «Government» в указанном контексте следует переводить не как
«правительство», а как «государственная система управления» в целом, которая включает все ветви государственной и муниципальной власти. Дело в том, что ранее, вплоть до середины прошлого века, под «правительством» понималась именно вся система государственного управления, данные термины считались идентичными.
Иными словами, GR — это сфера общего менеджмента, а лоббизм — это технология. Специалисту по GR совсем не обязательно быть асом кулуарных процессов: знать нужных людей, детали принятия закона, постановления, а также быть в курсе сложившейся в данный момент иерархии политических межличностных отношений. Он должен организовать общую систему взаимодействия «моя компания — бизнес-ассоциация — власть» и взаимосвязь внутри собственной компании между подразделением по связям с органами государственной власти, руководством, акционерами. Безусловно, такой специалист должен быть ответственным за своевременную и качественную подготовку

информации сотрудниками корпорации, а часто и создавать информационные поводы (выступать ньюсмейкером).
Ключевая задача GR-специалиста — предвидеть возможные проблемы и потенциальные возможности со стороны органов государственной власти и вовремя информировать руководство. Мастерство GR-специалиста заключается также в возможности донести позицию компании до чиновника, аргументировано доказать свою точку зрения и т. д.
Важной особенностью
GR-менеджмента является ориентация на долгосрочную перспективу. Лоббистская кампания может быть разовой и краткосрочной. В процесс могут позже вмешаться другие лоббисты, и другие интересы получат приоритет. GR ориентирован на длительное и прогнозируемое взаимодействие в долгосрочной перспективе.
Вопрос 3. Субъекты и объекты GR
Кто выступает участниками взаимодействия в рамках GR и лоббизма?
Посмотрим на статусы, а потом на конкретных участников.
Лица и организации, которые предпринимают целенаправленные действия по установлению и поддержанию связей с органами власти, являются субъектами GR.
Субъектами могут выступать отдельные компании и физические лица, консультанты и бизнес-ассоциации, некоммерческие организации, профессиональные агентства.
Их можно сгруппировать по целям: на коммерческие (цель — максимизация прибыли) и некоммерческие (имеют другие цели, не прибыль, например работа правозащитных организаций).
Функцию GR могут выполнять сотрудники и подразделения организации- субъекта GR (это базисные субъекты, инициаторы), а также специалисты и агентства на аутсорсинге, специализирующиеся на работе с определенными органами власти
(это технологические субъекты или исполнители).
Объектом GR-коммуникации выступают органы власти и органы местного самоуправления, отдельные должностные лица в этих органах власти, а предметом
— цели GR-деятельности (для лоббизма это принятие или непринятие определенного решения, для GR спектр намного шире — это могут быть и решения, и позитивное отношение, и имидж, и учет мнения при разработке государственных решений и программ социально-экономического развития, и включение в состав экспертной группы, и приглашение на какое-то мероприятие и др.)
Посмотрим более детально на участников взаимодействия. Принципиально по интересам выделяются три сектора: власть, бизнес и общество. И именно на понимании этих интересов, их сходства и различий, совпадений и конфликтов строится GR-менеджмент.
Согласно одному из современных подходов к анализу окружения организации, деловая среда организации состоит из стейкхолдеров
(Stakeholders). Стейкхолдер — это индивид, группа или организация, которые зависят от организации или имеют влияние на эту организацию. К стейкхолдерам можно отнести: клиентов, менеджеров, работников, поставщиков, сообщество и т. д. Эти группы заметно влияют на деятельность организации и включают партнеров, конкурентов, финансовых посредников, регуляторов и др.
Влияние некоторых стейкхолдеров на организацию выражается в положительных эффектах (например, предоставление ресурсов для организации, стимулирование спроса, привлечение сторонников и т. д.), но другие, такие как регуляторы и государственные органы, могут наложить дополнительные обязательства на организацию, которые поставят под сомнение развитие и даже

дальнейшее существование организации. Указанное обстоятельство требует от организации изучать своих стейкхолдеров.
Традиционный анализ деловой среды включает в себя следующие шаги:
– идентификация ключевых стейкхолдеров
– оценка уровня влияния на организацию каждого стейкхолдера
– классификация стейкхолдеров как источников угроз для организации или источников возможностей (иногда один и тот же стейкхолдер может быть одновременно источником и угроз, и возможностей)
– оценка степени важности каждой из выделенных угроз и возможностей для организации
– разработка / корректировка стратегии организации с учетом выявленных угроз и возможностей
Однако для эффективного управления коммуникациями важно разбираться не только в субъектах, составляющих деловую среду, но и в процессах, происходящих в ней. Важной особенностью внешней среды организации является ее динамичность, постоянное изменение. Состояние окружающей среды можно характеризовать только вероятностными значениями и текущими тенденциями.
Учитывая это, а также необходимость принятия решений в таких меняющихся условиях, для менеджера крайне важно уметь считывать текущее состояние среды, и еще важнее — уметь прогнозировать развитие ситуации с той или иной степенью вероятности. Конечно, иногда приходится действовать интуитивно, но существуют объективные методики и рекомендации, профессионально подготовленные рейтинги, позволяющие оценить наиболее реалистичные сценарии развития политических, экономических и прочих процессов во внешней среде.
Вопрос 1.4. Методология исследования GR и лоббизма
GR и лоббизм с исследовательской позиции можно рассматривать с двух сторон:
1) как явление социальной реальности (этим занимаются общественные науки: политология, социология, экономика, социальная психология и другие)
2) как раздел теории менеджмента, основанный на обобщении управленческой практики
Начнем с социальной реальности.
GR и лоббизм — относительно недавний предмет исследования в общественных науках. Тем не менее, это достаточно заметное явление, фактор, условие ряда важных социальных, экономических и политических процессов, поэтому исследователи часто к нему обращаются, и уже накоплен некоторый массив данных и попыток теоретического осмысления по этой теме. Научные работы и диссертации достаточно регулярно представляются научным сообществом.
Преимущественно GR попадает в область научных интересов политологов и экономистов, но методология исследования, конечно, намного шире и чаще всего является комплексной.
Из всего многообразия методов исследования выделяются следующие подходы:
1)
Экономический подход рассматривает GR и лоббизм как нефинансовый фактор производства, конкурентное преимущество, источник максимизации прибыли компании