Файл: Лоббизм и gr теория и практика Тема Теория gr основные понятия и концепции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1591
Скачиваний: 48
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2)
Социально-психологический подход рассматривает лоббизм и GR как поведение определенных акторов, социальных групп, как форму взаимодействия внутри общности или вариант межгруппового взаимодействия
3)
Государственно-управленческий подход рассматривает лоббизм и GR как один из параметров артикуляции интересов разных групп и принятия решений в рамках процесса разработки государственной политики
4)
Юридический подход смотрит на GR и лоббизм как на совокупность правовых норм (правовой институт), регулирующий воздействие граждан, организаций на органы государственной власти и местного самоуправления в целях достижения своих целей через влияние на принятие решений
5)
Институциональный подход исследует лоббизм как общественный институт современного демократического общества
6)
Политология подходит к лоббизму и GR как к стратегиям и технологиям воздействия групп давления на правительственные организации — как один из способов артикуляции общественных интересов, способов влияния гражданского общества на принимаемые решения органами власти.
Это достаточно перспективное направление для исследований, но посмотрим и с другой стороны, более прикладной — GR как теория и практика менеджмента.
Как раздел теории менеджмента. Раздел теории менеджмента, который рассматривает принципы и методы установления и оптимизации связей организации с органами государственной власти и управления в соответствии с ее прагматическими целями, является предметом
GR-менеджмента —
взаимодействием организации с органами государственной власти (Government
Relations — GR).
GR-менеджмент — составляющая часть теории управления социально- экономическими системами.
Он изучает принципы и закономерности информационного обмена организации с органами власти и управления в пространстве и во времени в целях повышения эффективности управления информационными потоками, складывающимися во внутренней и во внешней средах организации.
Еще по одной трактовке, в более узком смысле, GR-менеджмент рассматривается как самостоятельная профессиональная деятельность организации или индивида, направленная на защиту и продвижение частных интересов в органах государственной власти. Такое понимание GR-менеджмента является строго прикладным и широко распространено сегодня в бизнес-среде: употребляется при разработке стратегии организации, реализации новых проектов и т. д.
Объектом изучения GR является часть внешней среды организации, которая включает в себя:
1) коммуникации организации с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления
2) систему органов власти и управления в стране, с которыми происходят коммуникации
(в том числе не взаимодействующих непосредственно с организацией, но принимающие значимые решения),
3) процессы, происходящие вне организации, связанные с деятельностью и состоянием органов власти (в том числе, к которым организация не имеет прямого отношения и включения).
Например, пандемия является внешним процессом, некоторой ситуацией, на которую органам власти пришлось реагировать и принимать нетипичные решения. И эти решения оказали очень серьезное влияние на бизнес. Особенность в том, что государственная машина очень неповоротлива, и от момента некоего события и принятия конкретного решения проходит много времени. Одна из задач GR —
спрогнозировать реакцию органов власти и дать время руководству компании на подготовку и перестройку стратегии.
Вопрос 5. GR как профессиональная деятельность. Профессиональные
навыки, качества и знания GR-специалиста
По профессии GR-менеджер пока не существует официального стандарта, классификатора. Это новая профессия с достаточно широким набором компетенций, находящаяся в динамике и становлении. Это перспективная область, потому что жизнь общества усложняется, государство растет, а значит и плотность коммуникаций бизнеса и власти увеличивается. Тем не менее вакансии на рынке труда есть. Обратимся к анализу запросов работодателей на специалистов в области
GR, чтобы понять, в чем состоит работа GR-менеджера.
По исследованию портала SuperJob типичный функционал GR-менеджера составляют:
– Организация взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
– Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
– Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
– Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
– Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.
Это наиболее частные запросы. Видно два генеральных направления: организация и аналитика. Специфичности добавляет политический анализ, но это вытекает из того, что любой бизнес сегодня анализирует риски, среди которых не только экономика является источником неопределенности, но и политический аспект занимает важное место в прогнозировании рисков и разработке стратегии организации, особенно в долгосрочной перспективе. Каждые выборы могут поменять приоритеты развития региона, муниципального образования, страны, смена министра, мэра или губернатора может сказаться на распределении средств бюджета, структуре госзаказа, налоговой политике, на существенном изменении регулирования отрасли. Поэтому за кадровым наполнением органов власти и политическими тенденциями важно следить.
GR-менеджер выполняет работу по реализации политики организации в области связей с органами государственного и муниципального управления и отдельных ее этапов. Для этого он участвует в составлении рабочих (текущих и стратегических) планов организации в области связей с органами государственного и муниципального управления, реализует это взаимодействие, организует его для должностных лиц компании и мониторит качество взаимодействия.
GR-менеджер обеспечивает информационный материал и его движение по целям GR
—
осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с органами государственного и муниципального управления, заинтересованными лицами, представителями средств массовой информации, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации, готовит ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации.
Участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с
Вопрос 5. GR как профессиональная деятельность. Профессиональные
навыки, качества и знания GR-специалиста
По профессии GR-менеджер пока не существует официального стандарта, классификатора. Это новая профессия с достаточно широким набором компетенций, находящаяся в динамике и становлении. Это перспективная область, потому что жизнь общества усложняется, государство растет, а значит и плотность коммуникаций бизнеса и власти увеличивается. Тем не менее вакансии на рынке труда есть. Обратимся к анализу запросов работодателей на специалистов в области
GR, чтобы понять, в чем состоит работа GR-менеджера.
По исследованию портала SuperJob типичный функционал GR-менеджера составляют:
– Организация взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
– Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
– Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
– Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
– Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.
Это наиболее частные запросы. Видно два генеральных направления: организация и аналитика. Специфичности добавляет политический анализ, но это вытекает из того, что любой бизнес сегодня анализирует риски, среди которых не только экономика является источником неопределенности, но и политический аспект занимает важное место в прогнозировании рисков и разработке стратегии организации, особенно в долгосрочной перспективе. Каждые выборы могут поменять приоритеты развития региона, муниципального образования, страны, смена министра, мэра или губернатора может сказаться на распределении средств бюджета, структуре госзаказа, налоговой политике, на существенном изменении регулирования отрасли. Поэтому за кадровым наполнением органов власти и политическими тенденциями важно следить.
GR-менеджер выполняет работу по реализации политики организации в области связей с органами государственного и муниципального управления и отдельных ее этапов. Для этого он участвует в составлении рабочих (текущих и стратегических) планов организации в области связей с органами государственного и муниципального управления, реализует это взаимодействие, организует его для должностных лиц компании и мониторит качество взаимодействия.
GR-менеджер обеспечивает информационный материал и его движение по целям GR
—
осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с органами государственного и муниципального управления, заинтересованными лицами, представителями средств массовой информации, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации, готовит ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации.
Участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с
участием представителей средств массовой информации и представителей органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение.
Собирает информацию о проводимых мероприятия органами власти и готовит предложения по участию компании в этих мероприятиях.
Проводит анализ информации из открытых источников и по неформальным каналам о планах и готовящихся изменениях в регулирующем воздействии, организует подготовку консультационных материалов для органов власти, предлагает варианты участия компании в комиссиях, советах при органах власти.
Готовит отчеты и прогнозы по своему направлению, вносит предложения в стратегию развития компании.
Итак, обобщим. Если посмотреть на GR-специалиста в разрезе компетенций, то можно назвать следующие:
1)
Коммуникация (преимущество
—
навыки общения с представителями органов власти)
2)
Понимание устройства и функционирования административно- государственной системы
3)
Знание отрасли компании
4)
Знание документооборота, специфики административных процедур в органах власти, деловая переписка
5)
Наличие персональных связей с представителями органов власти, умение заводить такие знакомства
6)
Знание PR-технологий, технологий работы со СМИ
7)
Политическая компетентность
Все эти знания и навыки нарабатываются опытом и, конечно, будут у специалиста со стажем. Но новичку надо определить, что уже есть, а над остальными работать, накапливая опыт.
Пожалуй, не менее важны личные качества GR-специалистов. Хотя тоже оговоримся, что для разных задач GR могут потребоваться очень разные навыки.
Например, человек, который занимается строго аналитикой и исследованиями в GR- департаменте, мониторит работу органов власти, совсем не обязан обладать превосходными навыками коммуникации и быть крутым переговорщиком.
Однако, если смотреть на профессию в целом, без узкой специализации, то получим такие желательные личностные качества специалиста по GR:
– развитые коммуникативные способности
– презентабельная внешность, безупречные деловые манеры
– аналитические способности
– развитый эмоциональный интеллект, эмпатия
– грамотность речи
– организаторские способности
– умение вести переговоры и разрешать конфликты
– настойчивость и целеустремленность
– организованность и дисциплинированность
Также обратим внимание на этические требования. Российская практика только складывается, профессиональные объединения
—
дело будущего этой динамично развивающейся профессии. Однако уже можно посмотреть на международные этические стандарты и кодексы, регулирующие деятельность профессиональных лоббистов и GRщиков. Например, Кодекс поведения
Европейской ассоциации Public Affairs-консультантов (European Public Affairs
Consultancies Association, EPACA), Кодекс поведения, принятый Европейским
Собирает информацию о проводимых мероприятия органами власти и готовит предложения по участию компании в этих мероприятиях.
Проводит анализ информации из открытых источников и по неформальным каналам о планах и готовящихся изменениях в регулирующем воздействии, организует подготовку консультационных материалов для органов власти, предлагает варианты участия компании в комиссиях, советах при органах власти.
Готовит отчеты и прогнозы по своему направлению, вносит предложения в стратегию развития компании.
Итак, обобщим. Если посмотреть на GR-специалиста в разрезе компетенций, то можно назвать следующие:
1)
Коммуникация (преимущество
—
навыки общения с представителями органов власти)
2)
Понимание устройства и функционирования административно- государственной системы
3)
Знание отрасли компании
4)
Знание документооборота, специфики административных процедур в органах власти, деловая переписка
5)
Наличие персональных связей с представителями органов власти, умение заводить такие знакомства
6)
Знание PR-технологий, технологий работы со СМИ
7)
Политическая компетентность
Все эти знания и навыки нарабатываются опытом и, конечно, будут у специалиста со стажем. Но новичку надо определить, что уже есть, а над остальными работать, накапливая опыт.
Пожалуй, не менее важны личные качества GR-специалистов. Хотя тоже оговоримся, что для разных задач GR могут потребоваться очень разные навыки.
Например, человек, который занимается строго аналитикой и исследованиями в GR- департаменте, мониторит работу органов власти, совсем не обязан обладать превосходными навыками коммуникации и быть крутым переговорщиком.
Однако, если смотреть на профессию в целом, без узкой специализации, то получим такие желательные личностные качества специалиста по GR:
– развитые коммуникативные способности
– презентабельная внешность, безупречные деловые манеры
– аналитические способности
– развитый эмоциональный интеллект, эмпатия
– грамотность речи
– организаторские способности
– умение вести переговоры и разрешать конфликты
– настойчивость и целеустремленность
– организованность и дисциплинированность
Также обратим внимание на этические требования. Российская практика только складывается, профессиональные объединения
—
дело будущего этой динамично развивающейся профессии. Однако уже можно посмотреть на международные этические стандарты и кодексы, регулирующие деятельность профессиональных лоббистов и GRщиков. Например, Кодекс поведения
Европейской ассоциации Public Affairs-консультантов (European Public Affairs
Consultancies Association, EPACA), Кодекс поведения, принятый Европейским
обществом профессиональных дел (Society of European Affairs Professionals, SEAP),
Кодекс поведения лоббистов при Европейском союзе.
Эти кодексы выделяют следующие принципы профессиональной этики: честность, соблюдение закона, профессионализм, защита коммерческой тайны клиентов, служение обществу.
Важно и красиво. GR-менеджер совсем не коррупционер, а адвокат демократии и законности.
Вопрос 6. GR-департамент. Организационная структура и функции.
Оценка эффективности работы GR-департамента и GR-менеджеров
Напомним, что те лица, которые инициируют GR-мероприятия (компания, бизнес, общественная организация) называются базисными субъектами GR, а те, кто непосредственно принимает меры по реализации целей GR
—
это исполнители или технологические субъекты. Они могут состоят в штате инициатора (отдельный специалист или GR-департамент), а могут быть внешними экспертами на аутсорсе
(независимые лоббисты, консалтинговые агентства, GR-агентства).
Чтобы в компании возник GR-департамент, должна сначала появиться такая потребность. Больше всего от коммуникации с органами власти зависят компании:
– в отраслях с повышенным государственным регулированием (например, табачная отрасль, автомобилестроение, фармацевтика, нефтегазовая отрасль и другие)
– реализующие деятельность, особо контролируемую государством. Тут факторы могут быть очень разные: от необходимости получения лицензии
(например, образование или строительство), наличия иностранных инвесторов в проекте до статуса градообразующего предприятия, крупного налогоплательщика и т. п.
– компании, которые стремятся получить ресурсы, принадлежащие государству: получить государственный заказ, арендовать государственное имущество, получить землю под застройку и так далее)
Чем крупнее компании, тем более специализированы ее GR-функции.
Например, производству (заводу) необходимо решать широкий спектр вопросов с различными органами власти: по строительству, по экологии, получению различных разрешений, согласований, вывозу мусора, организации дорожного движения к предприятию и от него, энергетики, безопасности.
Более крупные компании и производства регулярно становятся объектами проверок, инспекций.
Что именно делают сотрудники GR-департамента в повседневной работе?
Звонки, переписка, участие в совещаниях, в рабочих группах, создание пресс- релизов, материалов для СМИ, информационных бюллетеней для широкого распространения, участие в мероприятиях, проводимых органами власти, подготовка выступлений (речей) руководителя компании, мониторинг открытых источников и изменения в законодательстве.
Важной функцией GR-департамента является координация взаимодействия организации с органами власти. Нередко очень разные подразделения коммуницируют с органами власти (юристы, бухгалтерия, отдел госсзаказа), поэтому GR-департамент координирует эти взаимодействия, консультирует и обеспечивает реализацию GR-стратегии организации.
Аналитика и мониторинг за решениями органами власти, которые потенциально влияют на компанию,
—
неотъемлемая рутина и база работы GR-
Кодекс поведения лоббистов при Европейском союзе.
Эти кодексы выделяют следующие принципы профессиональной этики: честность, соблюдение закона, профессионализм, защита коммерческой тайны клиентов, служение обществу.
Важно и красиво. GR-менеджер совсем не коррупционер, а адвокат демократии и законности.
Вопрос 6. GR-департамент. Организационная структура и функции.
Оценка эффективности работы GR-департамента и GR-менеджеров
Напомним, что те лица, которые инициируют GR-мероприятия (компания, бизнес, общественная организация) называются базисными субъектами GR, а те, кто непосредственно принимает меры по реализации целей GR
—
это исполнители или технологические субъекты. Они могут состоят в штате инициатора (отдельный специалист или GR-департамент), а могут быть внешними экспертами на аутсорсе
(независимые лоббисты, консалтинговые агентства, GR-агентства).
Чтобы в компании возник GR-департамент, должна сначала появиться такая потребность. Больше всего от коммуникации с органами власти зависят компании:
– в отраслях с повышенным государственным регулированием (например, табачная отрасль, автомобилестроение, фармацевтика, нефтегазовая отрасль и другие)
– реализующие деятельность, особо контролируемую государством. Тут факторы могут быть очень разные: от необходимости получения лицензии
(например, образование или строительство), наличия иностранных инвесторов в проекте до статуса градообразующего предприятия, крупного налогоплательщика и т. п.
– компании, которые стремятся получить ресурсы, принадлежащие государству: получить государственный заказ, арендовать государственное имущество, получить землю под застройку и так далее)
Чем крупнее компании, тем более специализированы ее GR-функции.
Например, производству (заводу) необходимо решать широкий спектр вопросов с различными органами власти: по строительству, по экологии, получению различных разрешений, согласований, вывозу мусора, организации дорожного движения к предприятию и от него, энергетики, безопасности.
Более крупные компании и производства регулярно становятся объектами проверок, инспекций.
Что именно делают сотрудники GR-департамента в повседневной работе?
Звонки, переписка, участие в совещаниях, в рабочих группах, создание пресс- релизов, материалов для СМИ, информационных бюллетеней для широкого распространения, участие в мероприятиях, проводимых органами власти, подготовка выступлений (речей) руководителя компании, мониторинг открытых источников и изменения в законодательстве.
Важной функцией GR-департамента является координация взаимодействия организации с органами власти. Нередко очень разные подразделения коммуницируют с органами власти (юристы, бухгалтерия, отдел госсзаказа), поэтому GR-департамент координирует эти взаимодействия, консультирует и обеспечивает реализацию GR-стратегии организации.
Аналитика и мониторинг за решениями органами власти, которые потенциально влияют на компанию,
—
неотъемлемая рутина и база работы GR-
департамента. Это точка отсчета, опора для стратегического планирования и контроля реализации в достижении целей компании.
Оценка эффективности работы
Оценка деятельности GR-департамента и GR-менеджеров представляет непростую задачу.
Какие критерии для оценки использовать, что рассматривать в качестве эффективности? Может ли процесс, который привел к результату, отличному от запланированного, считаться удовлетворительным? Сколько ресурсов было потрачено? Оправданы такие расходы или служба сработала экономно?
Учитывая, что GR относится к коммуникациям организации, то можно применять те критерии оценки, которые уже сложились для других направлений коммуникативного менеджмента, например, PR.
Например, можно ориентироваться на Минимальные стандарты качества PR.
Они были разработаны экспертами трех крупнейших международных организаций:
Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA), Международной организации по стандартизации (ISO) и Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP).
Компоненты управленческого цикла GR-менеджера включает несколько блоков, которые можно оценить по отдельности: условия и ресурсы (Policy Inputs: какова была ситуация изначально, какое количество ресурсов потребовалось), действия и мероприятия (Policy Outputs: что делали участники), результаты (Policy
Outcomes: что было реализовано, что можно увидеть, получить, зафиксировать), последствия (Policy Impacts: как соотносятся результаты с изначальными целями, на что повлиял проект, какие влияния и эффекты возникли).
Если говорить о методах оценки, то, как и во всех комплексных системах, экспертное оценивание пока не имеет альтернатив.
Очевидно, что только компании среднего и крупного бизнеса имеют потребность в собственном GR-департаменте. Во многих случаях организации могут воспользоваться услугами специализированных агентств, консалтинговых компаний, которые специализируются на GR-услугах. Посмотрим на GR как на бизнес-услугу.
Вопрос 1.7. Консалтинговая компания. Типовые задачи, цикл и
функции GR-консалтинга
Специализированные GR-агентства или консалтинговые компании занимают особое место, потому что являются, с одной стороны, внешними для государства, представляя интересы негосударственных субъектов, но, с другой стороны, они являются внешними и для бизнеса, чьи интересы представляют на контрактной основе. Консультант становится посредником, но при этом дорожит своей репутацией и накопленными связями, он ищет гармоничный баланс между бизнес- интересами заказчика и интересами государства. Сотрудничество с GR-агентствами проще для государственных органов, так как, как правило, они уже имеют опыт взаимодействия по другим проектам, консультанты понимают специализацию, возможности и ограничения каждой государственной структуры, с которой работают. Для бизнеса работа через агентство несет также преимущества
—
нет необходимости долго заниматься построением связей, содержать штат специалистов без гарантии успеха в проекте. GR-агентства работают по договору, то есть фиксируют результат и стоимость услуг. Это более прогнозируемая работа и более специализированная.
Консалтинговые компании, как правило, специализируются на работе с определенным уровнем власти (федеральный, муниципальный) либо по территории
Оценка эффективности работы
Оценка деятельности GR-департамента и GR-менеджеров представляет непростую задачу.
Какие критерии для оценки использовать, что рассматривать в качестве эффективности? Может ли процесс, который привел к результату, отличному от запланированного, считаться удовлетворительным? Сколько ресурсов было потрачено? Оправданы такие расходы или служба сработала экономно?
Учитывая, что GR относится к коммуникациям организации, то можно применять те критерии оценки, которые уже сложились для других направлений коммуникативного менеджмента, например, PR.
Например, можно ориентироваться на Минимальные стандарты качества PR.
Они были разработаны экспертами трех крупнейших международных организаций:
Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA), Международной организации по стандартизации (ISO) и Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP).
Компоненты управленческого цикла GR-менеджера включает несколько блоков, которые можно оценить по отдельности: условия и ресурсы (Policy Inputs: какова была ситуация изначально, какое количество ресурсов потребовалось), действия и мероприятия (Policy Outputs: что делали участники), результаты (Policy
Outcomes: что было реализовано, что можно увидеть, получить, зафиксировать), последствия (Policy Impacts: как соотносятся результаты с изначальными целями, на что повлиял проект, какие влияния и эффекты возникли).
Если говорить о методах оценки, то, как и во всех комплексных системах, экспертное оценивание пока не имеет альтернатив.
Очевидно, что только компании среднего и крупного бизнеса имеют потребность в собственном GR-департаменте. Во многих случаях организации могут воспользоваться услугами специализированных агентств, консалтинговых компаний, которые специализируются на GR-услугах. Посмотрим на GR как на бизнес-услугу.
Вопрос 1.7. Консалтинговая компания. Типовые задачи, цикл и
функции GR-консалтинга
Специализированные GR-агентства или консалтинговые компании занимают особое место, потому что являются, с одной стороны, внешними для государства, представляя интересы негосударственных субъектов, но, с другой стороны, они являются внешними и для бизнеса, чьи интересы представляют на контрактной основе. Консультант становится посредником, но при этом дорожит своей репутацией и накопленными связями, он ищет гармоничный баланс между бизнес- интересами заказчика и интересами государства. Сотрудничество с GR-агентствами проще для государственных органов, так как, как правило, они уже имеют опыт взаимодействия по другим проектам, консультанты понимают специализацию, возможности и ограничения каждой государственной структуры, с которой работают. Для бизнеса работа через агентство несет также преимущества
—
нет необходимости долго заниматься построением связей, содержать штат специалистов без гарантии успеха в проекте. GR-агентства работают по договору, то есть фиксируют результат и стоимость услуг. Это более прогнозируемая работа и более специализированная.
Консалтинговые компании, как правило, специализируются на работе с определенным уровнем власти (федеральный, муниципальный) либо по территории