Файл: Лоббизм и gr теория и практика Тема Теория gr основные понятия и концепции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1589

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(в пределах определенного региона России, например), могут строить работу исключительно с конкретным органом власти (например, с Минсельхозом РФ). Это необходимо уточнять до заключения договора.
Собственно, GR-консалтинг включает четыре ключевых этапа:
1. Подготовительный: утверждение технического задания по проекту, анализ задачи, формулировка проблемы, которую надо решить, составление карты стейкхолдеров, разработка стратегии и тактики GR-проекта, обсуждение ограничений (время, финансы, характер инструментов).
2. Проектирование и планирование GR-кампании или лоббистской кампании: разработка плана действий с указанием сроков, конкретных действий, материалов, участников. Если в рамках проекта предполагается изменение регулирования, то на этом этапе юристы разрабатывают конкретные варианты изменений в законы и подзаконные акты, которые желательны и которые станут предметом GR-проекта или лоббисткой кампании.
3. Реализация плана: переговоры, переписка, встречи, публикации. Как правило, это самый динамичный этап, на котором двигаются и цели, и средства, происходят корректировка плана, предполагаемых изменений.
4. Оценка результатов и закрепление отношений. Внесение изменений в законодательство, получение необходимого решения органа власти, ответа, лицензии, согласования и т. п.

это цель проекта, но она должна быть оформлена и соотнесена с изначальной целью. На этом шаге консультанты готовят отчет, аналитику, рекомендации. Если что-то пошло не так и цель не достигнута, то проводятся корректировки целей и процесс начинается с начала: с поиска вариантов решения проблемы.
Успех проекта зависит во многом от опыта и репутации GR-агентства. Как оценить? Руководители и сотрудники должны иметь опыт работы в органах власти, организация или ее сотрудники входят в состав совещательных, экспертных и консультационных групп при органах власти, в Деловых советах при международных организациях.
Репутация предполагает аккуратность в отношении со стейкхолдерами, отсутствие коррупционной составляющей, следование внутреннему моральному кодексу, а также существующим законодательным нормам и ограничениям. Что обеспечивает высокие стандарты работы через GR-агентство.
Услуги консалтинговой кампании в области GR и лоббизма можно представить следующим списком:
1. Анализ происходящего в органах государственной власти, а также в сфере бизнеса. Исследование и прогнозирование политической ситуации, адекватная оценка событий в области государственного управления, анализ рисков административных и политических для конкретной отрасли и бизнеса.
2. Налаживание контактов: установление и постоянное поддержание текущих отношений со стейкхолдерами. Это могут быть разные формы: от посещения приемов и деловых завтраков, различных светских мероприятий с участием представителей власти, до работы в общественных, экспертных советах, рабочих группах при органах государственной власти.
3. Подборка пакета документов и материалов для продвижения проекта или компании: тезисы для озвучивания месседжей, с фактами и аргументами, сформулированными юристами; правовая позиция компании как документ, который можно передавать стейкхолдерам, справки, буклеты. То, что может потребоваться для СМИ или конкретного должностного лица при рассмотрении вопроса.
4. Юридический документооборот. Это не только правовой аспект, которым могут заниматься юристы компании. GR-специалист ведет диалог с правовыми департаментами органов государственной власти, он не просто защищает правовую

позицию, он ведет переговоры, получает и дает разъяснения, помогает вести диалог юристам с двух сторон, выступая медиатором и координатором. Два юриста

три мнения! Эта поговорка выросла не на пустом месте, однако задача GR-менеджера весьма определенна, поэтому результат будет получен скорее и гарантированно.
5. Взаимодействие со СМИ: отдельный большой блок, направленный на формирование информационного поля как инструмент или почва для реализации основного проекта GR.
В структуре эффективной GR-консалтинговой компании, таким образом, будут представлены:
– партнеры, имеющие опыт работы в органах власти или личные контакты
– менеджеры проектов, также с опытом и контактами
– юридический отдел
– PR-отдел
– аналитический отдел
Вопросы для самопроверки:
1. Как соотносятся понятия
«government relations» и лоббизм?
2. Дайте определение GR-менеджменту. Что является предметом этой деятельности? Объектом?
3. Перечислите участников взаимодействия в рамках процессов GR- менеджмента.
4. Какие подходы к исследованию GR-менеджмента и лоббизма вы можете назвать?
5. Какие профессиональные навыки, качества и знания вы можете определить в качестве наиболее значимых для GR-специалиста?
6.
Как можно оценить эффективность работы GR-департамента и GR- менеджеров?
7.
Какие задачи можно решить при помощи GR-консалтинга?

Лоббизм и GR: теория и практика

Тема 2. Теория лоббизма
Цели изучения темы:

изучение природы лоббизма и основных подходов к его исследованию

изучение типологии лоббизма и роли групп интересов в лоббистской деятельности
Задачи изучения темы:
1. изучить природу лоббизма
2. рассмотреть технологии взаимодействия групп интересов с государством и профессиональными лоббистскими структурами
3. выяснить специфику различных типов лоббизма
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
4. природу, типологию и основные подходы к исследованию лоббизма
5. природу взаимодействия лоббистских структур и групп интересов
6. методы и организационно-правовые механизмы лоббистской деятельности
Уметь:
7. определять методы лоббизма в процессе взаимодействия с органами публичной власти
Владеть:
1. навыками оценки и анализа практических мероприятий лоббизма.
Учебные вопросы темы:
1. Понятие и основные концепции лоббизма. Структура лоббистских отношений.
2. Группы интересов и типология лоббизма.
Обратите внимание:
1. Ни один подход к пониманию феномена лоббизма не существует в «чистом» виде; политическая практика формирует различные варианты их сочетания.
2. Лоббизм как форма продвижения группами своих интересов – феномен, характерный в той или иной степени для любых политических систем.
Характер системы и каналов взаимодействия общества и государства определяет удельный вес лоббизма в механизмах этого взаимодействия.

Вопрос 1. Понятие и основные концепции лоббизма.
Структура лоббистских отношений
Согласно Словарю иностранных слов, изданному еще в советский период,
«лобби», «лоббизм» – это «система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т. п.». Аналогичное определение было дано в
Политологическом словаре 1995 года.
Таким образом, в советской России под лоббизмом понималось явно негативное явление социальной и политической жизни общества, направленное на реализацию интересов корпоративных структур, в том числе и в ущерб государству.
Особо отмечалась не вполне ясная юридическая природа этого явления, прежде всего в методах и механизмах его реализации (шантаж, подкуп). В современных условиях трактовка понятий «лоббизм» и «лоббирование» в отечественной литературе существенно изменилась. Во-первых, в условиях демократии лоббизм становится неотъемлемым явлением общественной и политической жизни. Во-вторых, анализ лоббизма имеет огромное прикладное значение. Итак, процесс представления интересов группами давления называется лоббизмом.
Из множества трактовок лоббизма следует выделить такие, как:
Лоббизм (от англ. «lobby» – кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними) – специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций, политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов (т. е. групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах.
Лоббизм – особая система и практика организации отдельных групп общества путем целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти.
Лоббизм – деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством.
Лоббизм – давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок или так называемых «групп давления».
Лоббизм – намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.
Характерные черты лоббизма:
1. Субъект воздействия – формальные и неформальные общественные группы и отдельные граждане, в т. ч. бизнес-сообщество, эксперты, профсоюзы и иные правозащитные общественные организации
2. Объект воздействия – государство, его органы и должностные лица
3. Характер деятельности – защита интересов того или иного субъекта с помощью различных способов влияния на власть
Методы лоббирования:

Разработка законопроектов

Участие в слушаниях и совещаниях

Личные встречи, переговоры

Формирование общественного мнения

Давление «с мест»



Подготовка и распространение результатов исследований

Финансирование избирательных кампаний и др.
Лоббизм – многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий и осуществляющий решение. Середину составляет отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению.
Построение общей модели лоббизма и участия заинтересованных групп в политическом процессе разрабатывалось в двух направлениях – плюралистическом и корпоративном. Представители первого направления Р. Даль, Л. Милбрах и Г.
Вильсон предполагали в выдвигаемых ими концепциях независимость групп от государства и свободную конкуренцию лоббистов между собой. Представителями корпоративного подхода, в соответствии с которым государство наделяет определенную группу монопольным правом на представительство конкретных интересов в политическом процессе, являются К. Фредрич и К. Гринволд. Дальнейшее развитие теория лоббизма получила с начала 1970-х гг. в рамках концепции
неокорпоративизма в трудах таких ученых, как П. Вильямсона и Ф. Шмиттера, занимающихся исследованием перспектив его дальнейшего развития, взаимодействия неокорпоративистских моделей с демократией. Ф. Шмиттер выделял в корпоративизме отрицательные черты, так как демократия должна быть открытой и прозрачной системой, в то время как корпоративизм сводит прозрачность к уровню только групповых интересов, выраженных в публичных политических действиях. С.
Андерсен и Р. Харрисон занимались изучением европейских моделей неокорпоративизма, соотношения плюрализма и неокорпоративизма в процессе политической эволюции.
Представляя основные теоретические концепции, в рамках которых развивалась теория лоббизма, необходимо выделить несколько методологических подходов к исследованию данного феномена:
1) психологический: лоббизм
– манипулятивно-психологическое взаимодействие с чиновниками;
2) институциональный: лоббизм – институт политической системы, обеспечивающий взаимодействие общества и власти; лоббизм – средство поддержания равновесия в обществе в реализации права каждого гражданина участвовать в управлении делами государства;
3) инструментальный: лоббизм – набор методов влияния на процесс выработки государственных решений;
4) процедурный: лоббизм – органический элемент системы бюрократических правил и процедур принятия политического решения;
5) плюралистический: все лоббисты являются полноправными участниками системы выработки и принятия государственных решений;
6) корпоративистский: лоббизм – это деятельность, в ходе которой лишь наиболее влиятельные группы имеют реальные рычаги влияния на процесс принятия государственных решений;
7) информационный: чиновник доверяет лоббисту статус поставщика информации.
Политический смысл лоббизма заключается в том, что:

лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством, прежде всего в сфере обмена информацией;

лоббизм выполняет функцию организации плюрализма общественных интересов, позволяет выработать способы и механизмы сопоставления специфических интересов отдельных граждан и лиц, определить их приоритетность;

лоббизм дополняет систему парламентского представительства, позволяя

участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности;

через систему и практику лоббизма получают свое выражение и представительство в общенациональном масштабе интересы, которые в ином случае остались бы невыраженными.
Таким образом, лоббизм – это не просто артикуляция и представление интересов тех или иных групп во властных структурах. Это процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической.
Необходимо обратить внимание на то, что системный процесс лоббирования предполагает следующие ступени:

формирование конкретного интереса;

определение лоббистской цели;

организационное оформление субъекта, осуществляющего лоббистскую деятельность;

определение форм, методов и способов осуществления лоббистской деятельности;

выявление адресата давления – объекта лоббистской деятельности;

организацию лоббистского давления;

результат лоббирования;

последствия от принятия и исполнения решений или непринятия решения.
Вопрос 2. Группы интересов и типология лоббизма
Исследование феномена лоббизма немыслимо без рассмотрения таких важных участников политического процесса, как группы интересов.
Группа интересов – добровольное объединение людей, коллектив, организация с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой. Члены выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов.
Группы интересов выполняют следующие функции:
1. Определение интересов. Различные интересы участников объединения претворяются в конкретные формулы и требования объединения.
2. Обобщение и формулирование основных интересов. Этот процесс необходим для того, чтобы объединение могло влиять на политический процесс, также обобщение и формулировка интересов чрезвычайно важны для государства.
3. Выбор интересов. От правильного выбора интересов зависит способность влияния объединения на политическую систему, так как она может реализовать лишь ограниченное число интересов.
Чрезвычайное разнообразие групп интересов вызывает необходимость их классификации. Ученые по-разному классифицируют эти группы интересов. Одним из примеров такой типологии можно назвать классификацию немецкого ученого
Ульриха фон Алемана. Основным критерием данной классификации является сфера деятельности.
1. Организованные интересы в экономической сфере: а) предпринимательские объединения и объединения самостоятельных категорий работников; б) профсоюзы; в) потребительские союзы.
2. Организованные интересы в социальной сфере: а) объединения защиты социальных прав; б) объединения социальных достижений (благотворительные общественные союзы); в) группы самопомощи (анонимных алкоголиков).