ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Темы докладов:
-
«Римский клуб» о глобальных проблемах и перспективах выживания человечества. -
Научно-техническая революция и основные сценарии будущего.
Методические указания к практическому занятию № 29
Тема: «Человек и его бытие в мире» (Занятие № 1).
Цели занятия:
-
Дать представление о человеке как биопсихосоциальном существе. -
Дать понятие человека в истории философской мысли. -
Выявить на основе анализа биологизаторского и социологизаторского подходов соотношение
биологического и социального в человеке.
-
Определить подходы к выявлению сущности человека. -
Рассмотреть и проанализировать гипотезы о происхождении человека. -
Выявить и проанализировать позиции в отношении смысла жизни человека. -
Рассмотреть отношение философов к жизни и смерти и определить собственную позицию в решении данной проблемы.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Трактовка человека в научной и философской традициях. Понятие человека. -
Проблема сущности человека. Естественное и общественное в человеке. Биологизаторский и социологизаторский подходы. -
Проблема возникновения человека. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. Антропосоциогенез. Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса. Особенности философской антропологии. -
Смысл жизни человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. -
Естественное и общественное в человеке. -
Биологизаторский и социологизаторский подходы. -
Проблема возникновения человека. -
Антропосоциогенез. -
Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса. -
Человек – «мыслящий тростник» Б. Паскаля. -
Синергетика и происхождение человека.
Темы докладов:
1. Человек – «мыслящий тростник» Б. Паскаля.
2. Синергетика и происхождение человека.
Методические указания к практическому занятию № 30
Тема: «Человек и его бытие в мире» (Занятие № 2).
Цели занятия:
1. Дать представление о личности человека, рассмотреть основные типологии и подходы.
2. Дать понятие социализации, определить ее этапы, рассмотреть теории социализации.
3. Определить отношение личность – общество, дать представление о социальных статусах и ролях.
4. Выявить основные причины девиации, проанализировать примеры девиации в медицине.
5. Рассмотреть основные формы общности людей: нации, этносы и человечество как целостную социально-планетарную систему, выявить их сущность.
6. Дать понятие о семье и браке как формах социального бытия людей и любви – нравственно-психологической и эмоциональной основе семьи и брака.
7. Определить сущность демографической проблемы и ее решение в современном обществе.
8. Выявить роль медицины и системы здравоохранения в решении проблем демографии.
9. Раскрыть сущность аксиологии и рассмотреть основные человеческие ценности, а также – морально-этические ценности в современной медицине.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Человек и личность. Понятие личности. Теории личности (К. Юнг, Э. Фромм). Социализация и ресоциализация. Теории социализации. -
Личность и общество. Социальные статусы и социальные роли. Социальный статус и социальная роль врача в современном обществе. Социальные нормы и девиация. -
Общество и человечество. Народность, этнос, народ, нация. Любовь, брак, семья. Демографическая проблема в обществе и ее решение. Демография и медицина. -
Ценности. Аксиология – философская теория ценностей. «Вечные ценности». Морально-этические ценности в современной медицине.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Девиация. Причины девиации.
2. Общество и человечество, нация, этнос.
3. Любовь, брак, семья.
4. Демографическая проблема и ее решение.
5. Демография и медицина.
6. «Вечные» ценности.
7. Морально-этические ценности в современной медицине.
8. Любовь – тема философского размышления и основа счастливого брака и семьи.
9. Проблема сущности человека: иметь или быть? (Э. Фромм).
Темы докладов:
1. Любовь – тема философского размышления и основа счастливого брака и семьи.
2. Проблема сущности человека: иметь или быть? (Э. Фромм).
Методические указания к практическому занятию № 31
Тема: «Философия медицины и здоровья» (Занятие № 1).
Цели занятия:
-
Дать представление об антропоцентризме как мировоззренческом принципе медицины; -
Дать представление о гуманистических принципах в философии и медицине; -
Дать представление о медицинской реальности как объекте междисциплинарного исследования; -
Дать представление о медицине как социальном институте; -
Дать представление о философско-этическом характере медицины; -
Изучить биоэтические проблемы современной медицины.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. Гуманизм и милосердие. Гуманистические принципы в философии и медицине. -
Медицинская реальность как философская проблема. Медицина и культура. Медицина как наука, социальный институт, искусство. Экономика, политика, образ жизни и здоровье населения. Проблема продления жизни и здоровое долголетие. -
Философско-этический характер медицины. Мораль и этика в науке и медицине. Этика врача. Биоэтика как критерий нравственного здоровья и гуманизма в медицине и обществе. -
Основные принципы биоэтики. Биоэтические проблемы современной медицины: характер и пути решения.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Гуманизм и милосердие. -
Гуманистические принципы в философии и медицине. -
Медицинская реальность как философская проблема. -
Медицина и культура. -
Медицина как наука, социальный институт, искусство. -
Экономика, политика, образ жизни и здоровье населения. -
Проблема продления жизни и здоровое долголетие. -
Актуальные проблемы современной медицины. -
Гиппократ и Ф. Ницше о морали для врачей.
Темы докладов:
1. Актуальные проблемы современной медицины.
2. Гиппократ и Ф. Ницше о морали для врачей.
Методические указания к практическому занятию № 32
Тема: «Философия медицины и здоровья» (Занятие № 2).
Цели занятия:
-
Дать представление об основных концепциях здоровья человека в философии и медицине; -
Выявить различие между здоровьем и болезнью; -
Дать представление о жизни и здоровье как ценностях, онтологическом статусе жизни; -
Выявить основные концепции и детерминанты здоровья; -
Изучить роль философии в формировании здоровья человека.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Онтологический статус жизни. Философия и естественные науки о жизни. Жизнь как ценность и объективная реальность. Жизнь и смерть. Эрос и Танатос. Критерии биологической смерти и стадии умирания. Клиническая смерть. -
Человек как объект и субъект познания философии и медицины. -
Основные концепции здоровья человека в философии и медицине. Детерминанты здоровья. Здоровье как ценность и «интегративное начало» жизнедеятельности человека. Здоровье и болезнь. Научное понимание сущности болезни и принцип целостности. Норма и патология. -
Конструирование здоровья людей – комплексная задача медицины и философии. Физическое и духовное здоровье людей. Роль философии в формировании здоровья человека.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Жизнь и смерть. Эрос и Танатос. -
Критерии биологической смерти и стадии умирания. -
Клиническая смерть. -
Здоровье и болезнь. -
Научное понимание сущности болезни и принцип целостности. -
Норма и патология. -
Многомерная природа человека в «Агни-Йога» и его здоровье. -
Социально-философские аспекты ятрогении – угроза фармакологической агрессии.
Темы докладов:
-
Многомерная природа человека в «Агни-Йога» и его здоровье. -
Социально-философские аспекты ятрогении – угроза фармакологической агрессии.
Самостоятельная работа
Методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе № 1
Тема: «Философия: сущность и предназначение».
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Знание и мудрость.
2. Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология).
3. Основные формы предфилософского мировоззрения (религия).
4. Миф как синкретическая форма общественного сознания.
5. Великие мыслители о философии и предмете ее изучения.
6. Структура современной философии: история философии, онтология, гносеология, диалектика, философия сознания, аксиология, этика, эстетика, социальная философия, социальная антропология, феноменология, философия медицины, философия здоровья и др.
7. Проблема генезиса философии. Социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии.
8. Философия и медицина: единство содержания и многообразие форм.
9. Становление философии: от мифа к логосу.
Перечень тематики докладов:
1. Миф как синкретическая форма общественного сознания.
2. Великие мыслители о философии и предмете ее изучения.
3. Философия и медицина: единство содержания и многообразие форм.
4. Становление философии: от мифа к логосу.
Список литературы:
-
Алексеев П.В., Философия [Электронный ресурс] : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 592 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392146611.html -
Губин В.Д., Философия [Электронный ресурс] / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 848 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441466.html -
Философия: учебник / А.В. Апполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок [и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 672 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164295.html -
Хрусталёв Ю.М., Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю.М. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html -
Яскевич Я.С., Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Степин, Б.Г. Юдин, А.Н. Данилов, Л.Ф. Кузнецова, Т.М. Тузова, А.В. Барковская, Ю.Ю. Гафарова, В.Ф. Гигин, М.Р. Жбанков, Е.В. Хомич – Минск : Выш. шк., 2016. – 494 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9789850627384.html