Файл: Философия сущность и предназначение (Занятие 1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Темы докладов:

  1. «Римский клуб» о глобальных проблемах и перспективах выживания человечества.

  2. Научно-техническая революция и основные сценарии будущего.


Методические указания к практическому занятию № 29

Тема: «Человек и его бытие в мире» (Занятие № 1).

Цели занятия:

  1. Дать представление о человеке как биопсихосоциальном существе.

  2. Дать понятие человека в истории философской мысли.

  3. Выявить на основе анализа биологизаторского и социологизаторского подходов соотношение

биологического и социального в человеке.

  1. Определить подходы к выявлению сущности человека.

  2. Рассмотреть и проанализировать гипотезы о происхождении человека.

  3. Выявить и проанализировать позиции в отношении смысла жизни человека.

  4. Рассмотреть отношение философов к жизни и смерти и определить собственную позицию в решении данной проблемы.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Трактовка человека в научной и философской традициях. Понятие человека.

  2. Проблема сущности человека. Естественное и общественное в человеке. Биологизаторский и социологизаторский подходы.

  3. Проблема возникновения человека. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. Антропосоциогенез. Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса. Особенности философской антропологии.

  4. Смысл жизни человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека.

  2. Естественное и общественное в человеке.

  3. Биологизаторский и социологизаторский подходы.

  4. Проблема возникновения человека.

  5. Антропосоциогенез.

  6. Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса.

  7. Человек – «мыслящий тростник» Б. Паскаля.

  8. Синергетика и происхождение человека.

Темы докладов:

1. Человек – «мыслящий тростник» Б. Паскаля.

2. Синергетика и происхождение человека.

Методические указания к практическому занятию № 30

Тема: «Человек и его бытие в мире» (Занятие № 2).

Цели занятия:

1. Дать представление о личности человека, рассмотреть основные типологии и подходы.

2. Дать понятие социализации, определить ее этапы, рассмотреть теории социализации.

3. Определить отношение личность – общество, дать представление о социальных статусах и ролях.


4. Выявить основные причины девиации, проанализировать примеры девиации в медицине.

5. Рассмотреть основные формы общности людей: нации, этносы и человечество как целостную социально-планетарную систему, выявить их сущность.

6. Дать понятие о семье и браке как формах социального бытия людей и любви – нравственно-психологической и эмоциональной основе семьи и брака.

7. Определить сущность демографической проблемы и ее решение в современном обществе.

8. Выявить роль медицины и системы здравоохранения в решении проблем демографии.

9. Раскрыть сущность аксиологии и рассмотреть основные человеческие ценности, а также – морально-этические ценности в современной медицине.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Человек и личность. Понятие личности. Теории личности (К. Юнг, Э. Фромм). Социализация и ресоциализация. Теории социализации.

  2. Личность и общество. Социальные статусы и социальные роли. Социальный статус и социальная роль врача в современном обществе. Социальные нормы и девиация.

  3. Общество и человечество. Народность, этнос, народ, нация. Любовь, брак, семья. Демографическая проблема в обществе и ее решение. Демография и медицина.

  4. Ценности. Аксиология – философская теория ценностей. «Вечные ценности». Морально-этические ценности в современной медицине.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Девиация. Причины девиации.

2. Общество и человечество, нация, этнос.

3. Любовь, брак, семья.

4. Демографическая проблема и ее решение.

5. Демография и медицина.

6. «Вечные» ценности.

7. Морально-этические ценности в современной медицине.

8. Любовь – тема философского размышления и основа счастливого брака и семьи.

9. Проблема сущности человека: иметь или быть? (Э. Фромм).

Темы докладов:

1. Любовь – тема философского размышления и основа счастливого брака и семьи.

2. Проблема сущности человека: иметь или быть? (Э. Фромм).

Методические указания к практическому занятию № 31

Тема: «Философия медицины и здоровья» (Занятие № 1).

Цели занятия:

  1. Дать представление об антропоцентризме как мировоззренческом принципе медицины;

  2. Дать представление о гуманистических принципах в философии и медицине;

  3. Дать представление о медицинской реальности как объекте междисциплинарного исследования;

  4. Дать представление о медицине как социальном институте;

  5. Дать представление о философско-этическом характере медицины;

  6. Изучить биоэтические проблемы современной медицины.


Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. Гуманизм и милосердие. Гуманистические принципы в философии и медицине.

  2. Медицинская реальность как философская проблема. Медицина и культура. Медицина как наука, социальный институт, искусство. Экономика, политика, образ жизни и здоровье населения. Проблема продления жизни и здоровое долголетие.

  3. Философско-этический характер медицины. Мораль и этика в науке и медицине. Этика врача. Биоэтика как критерий нравственного здоровья и гуманизма в медицине и обществе.

  4. Основные принципы биоэтики. Биоэтические проблемы современной медицины: характер и пути решения.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Гуманизм и милосердие.

  2. Гуманистические принципы в философии и медицине.

  3. Медицинская реальность как философская проблема.

  4. Медицина и культура.

  5. Медицина как наука, социальный институт, искусство.

  6. Экономика, политика, образ жизни и здоровье населения.

  7. Проблема продления жизни и здоровое долголетие.

  8. Актуальные проблемы современной медицины.

  9. Гиппократ и Ф. Ницше о морали для врачей.

Темы докладов:

1. Актуальные проблемы современной медицины.

2. Гиппократ и Ф. Ницше о морали для врачей.
Методические указания к практическому занятию № 32

Тема: «Философия медицины и здоровья» (Занятие № 2).

Цели занятия:

  1. Дать представление об основных концепциях здоровья человека в философии и медицине;

  2. Выявить различие между здоровьем и болезнью;

  3. Дать представление о жизни и здоровье как ценностях, онтологическом статусе жизни;

  4. Выявить основные концепции и детерминанты здоровья;

  5. Изучить роль философии в формировании здоровья человека.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Онтологический статус жизни. Философия и естественные науки о жизни. Жизнь как ценность и объективная реальность. Жизнь и смерть. Эрос и Танатос. Критерии биологической смерти и стадии умирания. Клиническая смерть.

  2. Человек как объект и субъект познания философии и медицины.

  3. Основные концепции здоровья человека в философии и медицине. Детерминанты здоровья. Здоровье как ценность и «интегративное начало» жизнедеятельности человека. Здоровье и болезнь. Научное понимание сущности болезни и принцип целостности. Норма и патология.

  4. Конструирование здоровья людей – комплексная задача медицины и философии. Физическое и духовное здоровье людей. Роль философии в формировании здоровья человека.


Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Жизнь и смерть. Эрос и Танатос.

  2. Критерии биологической смерти и стадии умирания.

  3. Клиническая смерть.

  4. Здоровье и болезнь.

  5. Научное понимание сущности болезни и принцип целостности.

  6. Норма и патология.

  7. Многомерная природа человека в «Агни-Йога» и его здоровье.

  8. Социально-философские аспекты ятрогении – угроза фармакологической агрессии.

Темы докладов:

  1. Многомерная природа человека в «Агни-Йога» и его здоровье.

  2. Социально-философские аспекты ятрогении – угроза фармакологической агрессии.


Самостоятельная работа
Методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе № 1


Тема: «Философия: сущность и предназначение».

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Знание и мудрость.

2. Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология).

3. Основные формы предфилософского мировоззрения (религия).

4. Миф как синкретическая форма общественного сознания.

5. Великие мыслители о философии и предмете ее изучения.

6. Структура современной философии: история философии, онтология, гносеология, диалектика, философия сознания, аксиология, этика, эстетика, социальная философия, социальная антропология, феноменология, философия медицины, философия здоровья и др.

7. Проблема генезиса философии. Социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии.

8. Философия и медицина: единство содержания и многообразие форм.

9. Становление философии: от мифа к логосу.

Перечень тематики докладов:

1. Миф как синкретическая форма общественного сознания.

2. Великие мыслители о философии и предмете ее изучения.

3. Философия и медицина: единство содержания и многообразие форм.

4. Становление философии: от мифа к логосу.

Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Философия [Электронный ресурс] : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 592 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392146611.html

  2. Губин В.Д., Философия [Электронный ресурс] / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 848 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441466.html

  3. Философия: учебник / А.В. Апполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок [и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 672 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164295.html

  4. Хрусталёв Ю.М., Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю.М. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html

  5. Яскевич Я.С., Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Степин, Б.Г. Юдин, А.Н. Данилов, Л.Ф. Кузнецова, Т.М. Тузова, А.В. Барковская, Ю.Ю. Гафарова, В.Ф. Гигин, М.Р. Жбанков, Е.В. Хомич – Минск : Выш. шк., 2016. – 494 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9789850627384.html