Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8 средств обучения. Приоритет инновационных процессов выступает как прямое следствие повышения роли научно-технического прогресса и внедрение достижений науки в предметное содержание учебных дисциплин, элективных курсов и пр.
2. Гибкость инновационно-методической деятельности. Исходя из этого принципа, управление образовательным процессом должно обеспечить широту свободы действий субъектов инновационно-методической деятельности, получение ими возможности маневра, отказ от жесткой регламентации, поощрение инициативы.
3. Принцип проблемности предполагает организацию работы консорциумов, решающих определенные методические проблемы, которые устанавливаются по каждому направлению методической работы исходя из особенностей школы;
4. Принцип индивидуализации содержания методической работы означает, что глубокие знания индивидуальных особенностей профессиональной деятельности учителей, воспитателей, педагогов, уровня их профессиональной подготовки позволят более точно и конкретно определить содержание, пути и средства оказания им необходимой помощи, привлечь их к оказанию методической помощи другим педагогам.
5. Принцип коллективности инновационно-методической работы является условием и одновременно показателем эффективности ее организации. Успешная инновационная методическая работа – плод коллективного труда.
6. «Не навреди!». Этот принцип является основополагающим не только для медицины, но и для педагогики, организации, индивидуума, занимающегося инновационно-методической деятельностью.
Неразумное, непродуманное создание и внедрение новшества может быть опасно для обучающихся, коллектива, для организации.
7. Защищенность инновационно-методической деятельности. Авторские прав и интересы должны быть защищены.
8 Кадровое соответствие. Для успешного осуществления инновационно- методической деятельности школа должна располагать кадрами, которые могут и хотят создавать и внедрять новое.
9. Конкурентоспособность. Инновационно-методическая деятельность должна строиться с учетом деятельности конкурентов на образовательном рынке, анализа их возможностей, сильных и слабых сторон, использования достижений конкурентов в своих интересах (бенчмаркинг), а также носить упреждающий характер.
10. Единая стратегия инновационно-методической деятельности. Школа разрабатывает стратегию развития, учитывающую экономические, финансовые, кадровые возможности; социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.
Развитие инновационно-методической деятельности связано с видением перспективы и возможных путей совершенствования качества образовательной деятельности, выстроенной на основе самоанализа.
11. Принцип преемственности. Это один из важных общедидактических принципов, на основе которого выстраивается инновационно-методическая работа.
9
Именно он обеспечивает механизм непрерывного развития методической работы и выступает условием реализации других принципов. Принцип преемственности призван обеспечивать эффективность всех компонентов системы методической работы: целеполагания, ресурсов и условий обеспечения методического и инновационного процесса, его содержания, организационных форм, контроля и диагностичности процесса и результатов, регулирования и коррекции.
Каждый из принципов реализуется при условии соблюдения следующих
правил и требований:
- использование в повседневной работе с учителями, воспитателями и педагогами современных научных психолого-педагогических понятий, теорий, концепций;
- обучение учителей, воспитателей и педагогов методам научно- педагогического исследования;
- изучение и активное применение современных педагогических технологий, форм, методов обучения, воспитания обучающихся;
- опора на имеющийся у учителей, воспитателей и педагогов педагогический опыт;
- при создании учебных и методических пособий формулирование конкретных рекомендаций как для учителей, воспитателей и педагогов, так и для обучающихся;
- обобщение педагогами своего собственного педагогического опыта и опыта коллег в контексте современных педагогических теорий, концепций, подходов и др.;
- проведение диагностики индивидуальных достижений, проблем, потребностей, интересов учителей, воспитателей и педагогов;
- привлечение учителей, воспитателей и педагогов к планированию методических мероприятий и их проведению;
- активное использование методов стимулирования;
- при осуществлении подготовки методических мероприятий уход от стереотипов.
Исходя из вышесказанного, и реализуя
социальный заказ на демократизацию образования как перехода от жесткой централизованной и единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждой образовательной организации, каждого учителя, воспитателя, педагога, обучающегося наиболее полно раскрыть свои возможности и способности; ориентацию образовательных организаций на инновационную деятельность в образовании и реализации федеральной, региональной и муниципальной политики в области непрерывного образования, целью инновационно-методической деятельности является создание интегрального
методического пространства, способствующего повышению профессиональной
компетенции учителей, воспитателей и педагогов, развитие их творческого
потенциала и, в конечном счете - повышение эффективности и качества
образовательного процесса.
10
В соответствии с целью определены задачи инновационно-методической работы
ГБОУ Школа № 1288:
- организация работы методической службы как организационной структуры в условиях единого образовательного пространства школы-комплекса, объединяющей участников образовательного процесса и реализующей функции их методической поддержки в целях обеспечения реализации ФГОС и качества образования;
- включение педагогов в процесс собственного развития и совершенствования в условиях специфики школы-комплекса, формирование педагогического мышления педагога и компонентов его психолого-педагогической готовности к качественному осуществлению своих профессиональных функций, действовать в условиях инновационных тенденций современного образования;
- разработка технологии управления внутришкольными ассоциациями учителей-предметников, воспитателей, педагогов и специалистов как основы перевода методической работы в новое качество, обеспечивающее качественно новое взаимодействие учителей, воспитателей и педагогов, эффективное методическое сопровождение педагогов по введению и реализации новых образовательных стандартов, внедрению метапредметных технологий;
- разработка и внедрение модели методической поддержки педагогов;
- освоение наиболее рациональных и прогрессивных методов и приемов обучения, воспитания и развития обучающихся в системе непрерывного образования;
- освоение и внедрение новых образовательных и здоровьесберегающих/развивающих/формирующих технологий для повышения статуса школы-комплекса в контексте модернизации российского образования;
- повышение качества дошкольного, начального и среднего образования для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения на следующих образовательных уровнях;
- повышение уровня общедидактической и методической подготовленности учителей, воспитателей и педагогов к организации и ведению образовательного процесса путём постоянно действующего научно-методического семинара, обеспечивающего информирование о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, а также усиление взаимодействия с информационными, научно-методическими образовательными и другими заинтересованными организациями на основе социального партнерства через активизацию деятельности «Школы передового педагогического опыта», педагогических лабораторий, авторских семинаров;
- постоянное совершенствование навыков самообразовательной работы, учителей, воспитателей и педагогов, оказание им квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности, в повышении результативности их педагогического труда посредством информационно- консультативной работы, методического сопровождения;
11
- организация инновационной деятельности по внедрению в практику работы педагогов теоретических достижений психолого-педагогической науки и практических находок педагогов - носителей передового педагогического опыта, обмен опытом между членами педагогического коллектива;
- отработка системы наставничества молодых специалистов;
- раскрытие творческого потенциала учителей, воспитателей и педагогов в условиях «Открытой педагогической ассамблеи»;
- стимулирование стремления учителей, воспитателей и педагогов аттестоваться на более высокую квалификационную категорию;
- создание мотивации и условий для включения учителей, воспитателей и педагогов в инновационную, в научно-исследовательскую, в опытно- экспериментальную деятельность, формирования методической компетенции учителей, воспитателей и педагогов.
- активное внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс;
- повышение профессиональной компетентности педагогов и эффективности работы с мотивированными и одаренными детьми;
- повышение профессиональной компетентности педагогов и эффективности работы детьми не проявляющих общих и специальных учебных способностей, мотивации к обучению.
Функции инновационно-методической работы:
По отношению к государственной политики в области образования:
- осмысление и использование в методической работе и образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов, нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс и деятельность образовательных организаций (законы, приказы, распоряжения, рекомендации, инструкции), программно-методических требований и пр.;
- внедрение теоретических достижений науки и инновационного содержания образования;
- внедрение передового опыта, признанного на всероссийском и зарубежном уровне.
По отношению к педагогическому коллективу:
- создание командной методической работы учителей, воспитателей, педагогов в условиях развития школы, сплочение педагогического коллектива;
- выработка общих целей, задач, направлений деятельности;
- изучение, обобщение и распространение опыта педагогов - носителей передового педагогического опыта;
- организация международного сотрудничества, для распространения опыта педагогических работников школы;
- создание методических условий для инновационной деятельности, группового педагогического творчества и инициативы учителей, воспитателей и педагогов;
- содействие повышению профессиональной квалификации.
По отношению к конкретному учителю, воспитателю, педагогу:
12
- совершенствование трудовых функций, входящих в должностные обязанности учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, социального педагога, педагога-психолога и др.;
- вооружение педагогов школы наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности обучающихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности обучающихся;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта каждого учителя, воспитателя и педагога;
- методическое, психолого-педагогическое сопровождение каждого учителя, воспитателя и педагога;
- совершенствование и развитие рефлексивной деятельности каждого учителя, воспитателя и педагога в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений;
- совершенствование и развитие профессиональной педагогической техники и мастерства;
- развитие педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов;
- стимулирование создания собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ;
- формирование исследовательской и инновационной культуры учителей, воспитателей, педагогов;
- формирование готовности учителей, воспитателей, педагогов к профессиональному самообразованию.
Направления инновационно-методической детальности:
Маркетинговое – диагностика профессиональных потребностей педагогов и на этой основе проведение рекламы и пропаганды образовательных возможностей школы;
Мотивационно-целевое – определение целей научно-методической и научно- исследовательской деятельности в области ИКТ компетентности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива к достижению новых целей;
Адаптационное развитие
– совершенствование коммуникативной, организация профилактической функции в работе с обучающихся посредством
ИКТ;
Инновационное развитие – организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования образовательного процесса с использованием ИКТ;
Регулятивно-коррекционное – анализ, установление логико-корреляционных связей между подсистемами управления школы.
Участники методической работы школы:
- учителя;
- воспитатели;
- педагоги дополнительного образования;