Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 306
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Износ основного металла верхнего траверсного носика устранить электронаплавкой и обработкой при износе у основания не более 25 % сечения на расстоянии не менее 20 мм от стенки остова. Расстояние между опорными поверхностями носиков выдержать в соответствии с чертежом.
Проверить параллельность осей отверстий под пальцы щеткодержателей в кронштейнах относительно поверхности прилегания подшипникового щита со стороны коллектора, а также расстояние от этой поверхности до центра ближайшего отверстия в кронштейне под палец щеткодержателя. Указанное расстояние должно соответствовать чертежу. Проверить приварку кронштейнов; трещины заварить с предварительной разделкой швов; ослабшие или новые кронштейны варить в кондукторе.
Горловины остова (статора) под щиты, имеющие овальность, превышающую нормы, расточить (при необходимости наплавить) в соответствии с нормами допусков и износов. Остов с размерами между наружными торцами горловины под подшипниковые щиты менее допустимого по нормам наплавить с последующей обработкой. При этом выдержать размер остова от торцов до середины сердечников полюсов. Расточку горловины остова под моторно-осевые вкладыши и подшипниковые щиты и обработку торцов горловины производить с одной установки с минимальным снятием металла. Горловины под подшипниковые щиты растачивать концентрично поверхности прилегания сердечников главных полюсов. Для контроля на торцах остова и по горловинам под подшипниковые щиты разрешается оставлять черновины длиной не более 1/8 длины окружности.
Опорные поверхности в остове под сердечники главных и добавочных полюсов, а также под головки болтов, крепящих полюсы, должны быть чистыми и не иметь выпучин и заусенцев.
Площадки под добавочные полюсы на длине 500 мм (по 250 мм в обе стороны от среднего отверстия под болт) и на ширине 50 мм не должны иметь выпуклости. Допускается местная вогнутость: по ширине с наибольшей глубиной 0,1 мм, по длине - глубиной не более 0,2 мм.
Проверить поверхность коллекторного люка по шаблону, при необходимости подварить и зачистить. Допускаются просветы, из которых максимальный до 1,5 мм на длине не более 100 мм.
Катушки главных и добавочных полюсов при ТР-3 снять с сердечников полюсов и очистить. Моноблоки ремонтировать без выпрессовки сердечников; моноблоки роторов ремонтировать без снятия с ротора.
Покровную изоляцию катушек, пропитанных битумным компаундом, заменить. Покровную изоляцию катушек, выполненную лентой стеклянной и стеклополиэфирной (самоусажикающейся), имеющую повреждения, заменить.
У выпрессованных катушек допускается производить частичную замену корпусной изоляции.
Межкатушечные соединения выпаять. Проверить, нет ли межвитковых или межслойных замыканий, состояние изоляции.
У катушек главных полюсов тяговых генераторов проверить омическое сопротивление. Жесткие выводы катушек главных и добавочных полюсов проверить. При обнаружении трещин выводы заменить.
Короткие и наращенные выводные провода, провода с протертой, хрупкой и потрескавшейся резиновой изоляцией, имеющие наконечники с трещинами, обгорелые или при наличии обрыва жил более 5%, а также выводные шины с наличием трещин и поджогов заменить. Наращивание выводных проводов генераторов запрещается. Разрешается восстанавливать местные повреждения изоляции силовых проводов, если участок повреждения находится не ближе 200 мм (50 мм для двухмашинных агрегатов) от места закрепления их на остове или к другим деталям тепловоза. Поврежденную изоляцию проводов восстанавливать лентой из резины и лакотканью.
Компаундировку, пропитку и покрытие эмалью катушек производить согласно Инструкции по пропитке N 105.25000.00275/89 филиала ПКТБ ЦТВР по локомотивам.
Сборку добавочных полюсов тяговых генераторов производить после постановки прокладок между витками катушки. В катушки добавочных полюсов устанавливать прокладки из стеклолиста СТЭФ-1 без покрытия эмалью. Затяжку межвитковых прокладок производить стеклочулком диаметром 5 мм. Допускается производить затяжку прокладок стеклочулком диаметром 2 мм, предварительно скрученным вдвое. У прокладок для устранения возможного перетирания стеклочулка производить округление углов радиусом 5 мм. Контактные поверхности наконечников выводных проводов катушек и наконечники межкатушечных соединений должны иметь прямолинейную контактную плоскость и быть хорошо пролужены. Шины осмотреть, контактные места пролудить и наложить новую изоляцию.
Укладку слоев катушек, намотанных на широкую сторону, или витков катушек, намотанных на ребро, выполнить без перекосов и смещений слоев. Углубления и неровности в катушках до компаундировки и укладки корпусной изоляции заполнить электроизоляционной замазкой; пустоты под корпусной изоляцией не допускаются.
На прямолинейной части витков катушек при их перемотке и ремонте разрешается сращивать внакладку медные шины сваркой или пайкой латунным
припоем. Количество таких соединений не должно быть более трех на одну катушку.
Изоляцию катушки от корпуса генератора, межслойную изоляцию и габаритные размеры катушек выполнить по чертежу. Изоляцию уложить плотно, без морщин. Выводные провода в месте выхода из катушки заизолировать. Верхние и нижние опорные поверхности, а также внутренние боковые стороны катушек должны быть ровными и параллельными. Заготовленная изоляция из асбестовой бумаги до укладки в катушки должна быть пропитана электроизоляционными лаками в соответствии с чертежом.
При изготовлении, перемотке катушек или замене корпусной изоляции компаундировку или пропитку катушек лаками производить в соответствии с требованиями чертежей. После компаундировки, пропитки и запечки катушки покрыть эмалями или лаками, предусмотренными чертежами. Поверхность катушки должна быть гладкой.
Сердечники главных полюсов должны быть прочно склепаны. Произвести проверку высоты сердечника и профиля-башмака с приведением их в соответствие с чертежными данными. Расслаивание листов сердечника, ослабление, трещины и излом в боковинах не допускаются. Разрешается оставлять неглубокие вмятины и небольшие искривления листов сердечника - при сохранении размеров и прочности полюса. Концы стержней и головки заклепок не должны выступать за плоскость боковины. Опорная поверхность должна быть чистой, без выступов и заусенцев. Углы в местах посадки катушек должны быть ровными радиусами закругления в соответствии с чертежом.
Запрещается устанавливать в остов катушки различных конструктивных исполнений, а также разного вида ремонта. Если в остове имеется хотя бы одна катушка, отремонтированная по среднему ремонту, магнитную систему считать также отремонтированной по среднему ремонту.
6 Методы ремонта и повышения надёжности
Мероприятия по повышению надежности:
- Остова - обеспечение соосности полюсной системы и якоря; параллельность осей горловин подшипниковых щитов и горловин моторно-осевых подшипников; обеспечение равностенности станины в средней части, соблюдение технологической дисциплины при отливке остова; соблюдение величины натяга при посадке подшипниковых щитов;
- Магнитной системы - замена жестких выводов катушек гибкими; внедрение болтовертов с гарантированной величиной усилия затяжки полюсных болтов; крепление катушек главных полюсов пружинными рамками и фланцами из пружинной стали 60С2А, перевод дополнительных полюсов на моноблочную конструкцию;
Профилактические меры:
- применение эффективных фильтров, задерживающих влагу и пыль;
- введение диагностического оборудования, позволяющего выявить предотказовое состояние деталей и своевременно принять меры по предупреждению отказов.
7 Приспособления, технологическая оснастка, средства механизации, оборудование, применяемые при ремонте
Для снятия генератора с тепловоза применяют: мостовой кран грузоподъемностью 30 т., Г-образную скобу. Для транспортировки генератора в цех ремонта применяют тележки. Электромашинный цех также должен иметь мостовой кран. Оборудование, применяемое при ремонте остовов и полюсов главного генератора ГП-311Б:
- щупы пластинчатые № 2 и 3, ГОСТ 382 - 75;
- линейка измерительная 100, 200, 300, 500 и 750 мм, ГОСТ 427 - 75;
- штангенциркуль до 125, 200 и 300 мм, ГОСТ 166 - 73;
- скобы с отсчетным устройством типа СИ 100 - 200, 500 - 600, 700 - 800, ГОСТ 11098 - 64;
- калибр рабочий для отверстия М42 кл.2, ГОСТ 1204;
- молоток слесарный, ГОСТ 2310 - 70;
- ломик диаметром 25 мм;
- отвертка слесарно-монтажная;
- сверла спиральные с цилиндрическим хвостовиком, ГОСТ 886 - 64;
- ключи гаечные 10, 17, 22, 24, 27, 30, 36, 55 мм;
- метчики машинно-ручные М6, М10, М12, М16, М24, М27, М42 мм, ГОСТ 3266 - 71, изображены на рисунке 6;
Рисунок 6 - Метчики машинно-ручные
- резцы строгальные проходные, ГОСТ 18887 - 73;
- напильник плоский и трехгранный с насечкой № 4-6, ГОСТ 1465 - 69;
- циркуль разметочный, ГОСТ 18463 - 73;
- кусачки торцовые, ГОСТ 7282 - 75;
- плоскогубцы 150;
- кернер, ГОСТ 7213-72;
- калибры резьбовые третьего класса точности, ГОСТ 2016-68;
- лупа с 5-7-ми кратным увеличением, ГОСТ 8309-75;
- ножницы ручные для резки металла, ГОСТ 7210-75;
- шабер, изображен на рисунке 7;
Рисунок 7 - Шабер
- тиски ручные, ГОСТ 7226-72;
- пассатижи, ГОСТ 17438-72;
- отвертка диэлектрическая, ГОСТ 21010-75
- ключи гаечные с открытым зевом односторонние, ГОСТ 2841-71;
- инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками для работы в электроустановках напряжением до 1000 В, ГОСТ 11516-73;
- фреза торцовая насадная диаметром до 80 мм со вставными ножами из быстрорежущей стали, ГОСТ 18889-73;
- полотна ножовочные для металла, ГОСТ 6645-68;
- гайковерт;
- кран консольный Q=250 кг с консолью для гайковерта;
- камера обдува тяговых двигателей и генераторов;
- цифровое устройство контроля осевого разбега;
- кран мостовой Q=32 (30) т, изображен на рисунке 8;
Рисунок 8 - Кран мостовой
- домкрат;
- стенд для разборки и сборки одного тягового генератора;
- пресс;
- держатель пресса;
- приспособление для выемки якоря (скоба);
- пневмогидравлический источник питания;
- дефектоскоп ультразвуковой (для проверки полюсных болтов);
- комплект проверки электрических машин постоянного тока (диагностирование узлов электрических машин);
- агрегат многоамперный (для проверки надежности межкатушечных соединений; прогрев их двойным часовым током).
8 Особенности сборки, проверки и испытания
Станину генератора устанавливают на подставку, на которой производили разборку. К якорю крепят Г-образную скобу и его осторожно заводят в станину. Между скобой и станиной ставят прокладку, освобождают мостовой кран и якорь в вывешенном состоянии остается для сборки со щитом. Подшипниковый щит мостовым краном подают к станине, совмещают риски на щите и станине, выставляют по посадочным поверхностям станины подшипник и при помощи четырех технологических шпилек подтягивают щит, а затем навертыванием гаек на шпильки напрессовывают щит на подшипник
Окончательное прикрепление подшипникового щита к станине производят при помощи собственных болтов с установкой под них шайб. После этого проверяют щупом зазор между наружным кольцом подшипника и ступицей или гнездом ступицы и разбег подшипника в гнезде ступицы, которые должны быть соответственно 0-0,085 и 8-10 мм.
Технологические шпильки вывертывают, освобождают прокладку из-под скобы и осторожно опускают якорь на полюсы', отсоединяя его от скобы. Затем устанавливают наружную крышку подшипника, в которую предварительно на % объема закладывают смазку. Положение крышки должно быть таким, чтобы место входа смазочной трубки в крышку было с левой стороны по горизонтальной линии. В таком положении трубку закрепляют, затем присоединяют перемычки к соединительным шинам в станине, выводные провода, шины и другие Детали. Маркировка выводных проводов и шин должна соответствовать указанным на чертеже Генератор на тепловоз устанавливают при помощи крана после закрепления дизеля. Если в депо имеется кран грузоподъемностью 30 т, то сборку дизеля и генератора производят в основном пролете цеха. Для этого генератор краном опускают на раму дизеля и придвигают к муфте дизеля таким образом, чтобы призонные болты вошли в отверстия фланца.